Специфика менеджмента в России

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах.

В первую очередь речь идёт о наследии советской системы с её жёсткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально ориентированный рынок.

Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление:

- к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении, формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров;

- самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению;

- точному соизмерению собственных доходов и расходов.

За годы становления в современной России накопилось множество проблем в менеджменте:

- подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами;

- понимание сущности менеджмента российскими руководителями;

- неспособность принимать решения;

- неумение менеджеров делегировать полномочия;

- низкий профессионализм;

- неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм;

- отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре;

- нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства;

- неумение пользоваться приемами риск - менеджмента,

- боязнь инноваций;

- недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента;

- непонимание возрастания роли менеджмента на предприятии. Многие руководители недооценивают роль менеджмента или управления качеством;

- неумение применять на практике современные методы и приёмы менеджмента.

К сожалению, очень немногие российские руководители владеют такими методами и приёмами менеджмента:

- как брейн – сторминг (метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений),

- модерация (подход, предполагающий свободу мнения, используемый для эффективной подготовки, проведения и анализа рабочего совещания, семинара, деловой встречи),

- ролевые игры,

- презентации;

Руководители не владеют современными инструментами маркетинга;

неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, исполь-зовать на практике современные методы мотивации.

Появление и внедрение системы финансового менеджмента на российских предприятиях вызвано рыночными преобразованиями и формированием рынка ценных бумаг.

Всё больше предприятий приходят к необходимости создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера для управления финансовыми средствами с помощью специального инструментария;

- экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии);

- осознание социальной ответственности менеджмента;

- проблемы налогового пресса и неопределённость механизмов ценообразования;

- слабость законодательной базы;

- отсутствие умения формировать команду и отбирать кадры.

К настоящему времени выработаны определённые направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений – четыре.

1) Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес – школ. Правда, с реализацией этого направления есть проблемы: сопутствующие затраты (стоимость проезда до места обучения, стоимость проживания, стоимость самого обучения); недостаточное число отраслевых преподавательских кадров, подготовленных обучать новейшим методам менеджмента.

2) Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.

3) Перенятие опыта предприятий – мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. В России уже есть предприятия, следующие этому примеру, однако существуют проблемы: отсутствие финансовых средств, нежелание высшего руководства реализовать такие программы, а порой сопротивление рядовых сотрудников, боящихся перемен.

4) Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.

! Главные характерные черты менеджмента в России
  1. ограниченная роль трудового коллектива в управлении, 2. ориентация на производство, 3. мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе субъективного мнения руководителей, 4. характерной особенностью подготовки управленческих решений является очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения 5. преобладающим типом управленческих решений является сугубо единоличный, реже единолично-консультативный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: