Принцип SMART

Цель должна быть:

· мобилизующей

· конкретной,

· измеримой

· достижимой

· актуальной

· ограниченной во времени.

Практика управления показывает, что сотрудники, которые участвовали в определении целей, показывают лучшие результаты, чем те, кому цели были обозначены «сверху».

Поэтому рекомендуется привлекать сотрудников к процессу принятия решений, чувство сопричастности помогает реализации планов.

Виды планов, разрабатываемых на предприятии

На предприятии разрабатывается достаточно большое количество планов, состав которых отличается отраслевой принадлежностью и спецификой деятельности. Наиболее распространенными являются следующие виды планов:

Основой для разработки всей системы планов предприятия является план продаж. На его основе строятся планы back-офиса, т.е. все что за продажами являются производными от планов продаж и не в коем случае не наоборот.

- план производства,

- план маркетинга,

- план технического развития,

- план социально-экономического развития,

- план по труду и кадрам,

- план производительности труда,

- план материально-технического обеспечения,

- план себестоимости, прибыли и рентабельности,

- план доходов,

- финансовый план.

Система планов предприятия - это комплекс взаимосвязанных планов.

Они различаются как по содержанию, так и по горизонту планирования.

По содержанию плановых решений планирование подразделяется на:

- стратегическое,

- тактическое,

- оперативно-календарное.

Стратегическо е планирование задает общее направление движения компании и ориентировано на долгосрочную перспективу (периоды более 3 лет). Стратегическое планирование отвечает на вопрос, ЧЕГО хочет добиться компания. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том:

на каких рынках лучше действовать,

какую продукцию лучше выпускать, какие услуги оказывать,

как стимулировать рыночный спрос и т.д.

Тактическое планирование отвечает на вопрос, КАК компания должна достигнуть такого состояния. В тактических планах отражаются мероприятия по:

- расширению производства,

- обновлению ассортимента продукции,

- росту качества продукции и т.д.

Тактическое планирование ориентировано на среднесрочную перспективу и охватывает периоды времени от 1 года до 3 лет.

Оперативно-календарное планирование ограничено краткосрочным периодом. Это разработка планов сроком до 1 года. Они включают в себя конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной работы компании и ее структурных подразделений.

время
План
От 3-х лет
1 год
3 месяца
1 месяц
Сезонный план

Рассмотри алгоритм разработки стратегического плана:

    Процесс стратегического планирования фирмы состоит из следующей последовательности элементов: анализ перспектив развития фирмы; анализ позиций в конкурентной борьбе во всех видах деятельности; выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности; анализ направлений диверсификации видов деятельности и определение ожидаемых результатов. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 221. – (Гриф МО РФ, УМО).

Кроме указанных видов планирования по содержанию плановых решений выделяют еще бизнес-планирование.

Последовательность основных задач бизнес-плана

Последовательность разработки оперативно-календарных планов организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: