Цель должна быть:
· мобилизующей
· конкретной,
· измеримой
· достижимой
· актуальной
· ограниченной во времени.
Практика управления показывает, что сотрудники, которые участвовали в определении целей, показывают лучшие результаты, чем те, кому цели были обозначены «сверху».
Поэтому рекомендуется привлекать сотрудников к процессу принятия решений, чувство сопричастности помогает реализации планов.
Виды планов, разрабатываемых на предприятии
На предприятии разрабатывается достаточно большое количество планов, состав которых отличается отраслевой принадлежностью и спецификой деятельности. Наиболее распространенными являются следующие виды планов:
Основой для разработки всей системы планов предприятия является план продаж. На его основе строятся планы back-офиса, т.е. все что за продажами являются производными от планов продаж и не в коем случае не наоборот.
- план производства,
- план маркетинга,
- план технического развития,
- план социально-экономического развития,
- план по труду и кадрам,
- план производительности труда,
- план материально-технического обеспечения,
- план себестоимости, прибыли и рентабельности,
- план доходов,
- финансовый план.
Система планов предприятия - это комплекс взаимосвязанных планов.
Они различаются как по содержанию, так и по горизонту планирования.
По содержанию плановых решений планирование подразделяется на:
- стратегическое,
- тактическое,
- оперативно-календарное.
Стратегическо е планирование задает общее направление движения компании и ориентировано на долгосрочную перспективу (периоды более 3 лет). Стратегическое планирование отвечает на вопрос, ЧЕГО хочет добиться компания. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том:
на каких рынках лучше действовать,
какую продукцию лучше выпускать, какие услуги оказывать,
как стимулировать рыночный спрос и т.д.
Тактическое планирование отвечает на вопрос, КАК компания должна достигнуть такого состояния. В тактических планах отражаются мероприятия по:
- расширению производства,
- обновлению ассортимента продукции,
- росту качества продукции и т.д.
Тактическое планирование ориентировано на среднесрочную перспективу и охватывает периоды времени от 1 года до 3 лет.
Оперативно-календарное планирование ограничено краткосрочным периодом. Это разработка планов сроком до 1 года. Они включают в себя конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.
Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной работы компании и ее структурных подразделений.
время |
План |
От 3-х лет |
1 год |
3 месяца |
1 месяц |
Сезонный план |
Рассмотри алгоритм разработки стратегического плана:
Процесс стратегического планирования фирмы состоит из следующей последовательности элементов: анализ перспектив развития фирмы; анализ позиций в конкурентной борьбе во всех видах деятельности; выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности; анализ направлений диверсификации видов деятельности и определение ожидаемых результатов. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 221. – (Гриф МО РФ, УМО). |
Кроме указанных видов планирования по содержанию плановых решений выделяют еще бизнес-планирование.
Последовательность основных задач бизнес-плана
Последовательность разработки оперативно-календарных планов организации