На магистра _________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
_______ курса, факультета ______________________________________________________
Тема исследования: «____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
№ п/п | Критерии оценки | Оценка научного руководителя (по 5-балльной шкале) |
1. | Общая систематичность и ответственность работы в ходе практики | |
2. | Степень личного участия и самостоятельности магистранта в представляемой исследовательской работе | |
3. | Выполнение поставленных целей и задач | |
4. | Корректность в сборе, анализе и интерпретации представляемых научных данных | |
5. | Качество оформление отчетной документации | |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
Комментарии к оценкам:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Научный руководитель ____________________________________ /подпись/____________
(Расшифровка подписи: Ф.И.О.,
ученая степень, звание, место работы
Дата
Приложение 13
Рекомендации по содержанию и организации научного исследования по Европейской экономике и предпринимательству для магистрантов по направлению ООП Европейская экономика и предпринимательство.
Основные этапы исследования в Европейской экономике и предпринимательстве. Рассматривается последовательность проведения экспериментальной работы и кратко раскрывается её содержание по каждому этапу.
1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4) Сбор данных и их описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.
5) Обработка и интерпретация полученных данных.
6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.
|
|
Научное познание всегда сопровождается решением проблем. Отсутствие проблем привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому прогресс знания представляет собой непрерывный процесс решения все новых и новых проблем. Классификация проблем может производиться по разным основаниям деления. При выборе темы необходимо дифференцировать:
· теоретические;
· эмпирические;
· общие;
· частные;
· фундаментальные;
· прикладные проблемы.
Как бы проблемы не различались между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появляющуюся в начале любого процесса исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.
Возникновение проблем связано с установлением недостаточности прежних методов и средств для объяснения вновь обнаруженных фактов и результатов познания. Магистрантам следует иметь в виду, что всякий процесс познания начинается именно с фактов, их накопления и систематизации. Факты – это основа всякого исследования и их поиск требует значительных усилий. Если теории не достаточно для объяснения нового факта, то следует обратиться к формулированию гипотез. Теории может быть не достаточно для объяснения какого либо феномена, так как ее может просто не быть, тогда необходимо разработать общие и частные гипотезы, через проверку которых можно проверить достоверность или недостоверность изучаемого явления. В данном случае гипотеза выступает как форма предварительного, проблематичного объяснения с помощью которой происходит поиск, отбор и оценка новых фактов. Таким образом, реальный процесс исследования всегда совершается в тесном взаимодействии эмпирических и теоретических методов, фактов и теорий, опыта и разума.
Процесс разработки и решения научных проблем: существуют разнообразные точки зрения на процесс разработки и решения проблем: 1) решение проблемы может охватывать весь путь исследования проблемы от ее осмысления в рамках проблемной ситуации, постановки и формулирования и до ее решения; 2) решение проблемы может начинаться уже с ее постановки; 3) разработка проблемы может быть связана непосредственно с ее решением, в этом случае проблема формулируется как вопрос или совокупность вопросов.
Разные стадии исследования и разработки проблемы тесно связанны друг с другом, и каждая из них влияет на последующую стадию, все же в целях теоретического анализа целесообразно рассматривать их отдельно, с тем, чтобы выделить наиболее характерные их особенности. Исходя из этого, стадию разработки проблемы можно связать с анализом оценки тех альтернативных возможностей, которые могут стать вероятными решениями проблемы.
Магистранту следует понимать, что, как правило, первоначальное решение проблемы редко достигает своей цели быстро, поскольку предположения и гипотезы, предлагаемые для этого, бывают сравнительно неглубокими, неполными и недостаточно обоснованными.
Научная проблема
Постановка проблемы - начало любого исследования. Но его исходный пункт - проблемная ситуация как проявление некоего противоречия, несоответствия в реальности.
Два смысла проблемной ситуации:
1) гносеологический (с точки зрения познавательного процесса) - "знание о незнании", несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, затруднениях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этих необходимых действий,
2) предметный - явления и процессы, вызывающие беспокойство.
|
|
Оба эти смысла тесно связаны:
- недостаточная осведомленность о реальной ситуации ведет к невозможности использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования процессов,
- обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а значит, нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них.