Экзамен по этнографии

  1. Историческое краеведение как интегрирующая историческая наука и учебная дисциплина.

КРАЕВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ - отрасль знания и учебная дисциплина, изучающая историю, теоретические основы, содержание и методику комплексного исследования прошлого определенной территории. Задача К. и. -С 'выяснить пути, закономерности, формы и методы комплексного познания исторического развития края, использование результатов историкокраезнавчого исследования в различных сферах жизни общества.

Термин «К. и...»получил распространение во второй пол. XX в. в значении: 1) одного из элементов исторического образования, 2) предметного направления краеведения.

К. и. - Звено общего краеведения, в недрах которого и формировалось как направление общественной деятельности, прикладная историческая дисциплина, один из источников культурологии. Объектом изучения краеведения является «край» - условное понятие. Границы территории исследования зависят от того, кто и с какой целью изучает этот край. Предметом изучения является природа, топонимика, история, состав населения, хозяйство, культура. Краеведение рассматривают как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию, и специальных методик, но таких, которые ведут в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. В К. и. все эти предметы исследования рассматриваются в историческом аспекте. Главное в таких исследованиях - выявление и выяснение связей между всеми элементами окружающей среды в их историческом развитии. В практической деятельности К. и. выражается в изучении истории городов и сел, предприятий, хозяйств, учреждений, родословных, жизни и творчества выдающихся земляков, важных местных исторических событий, активному участию населения в региональном музейном строительстве, охране памятников истории и культуры, природы, туризме, экскурсионном деле.

К. и. - Одна из ф о р м общественной, творческой активности населения, эффективное средство приобщения его к историкокультурнои наследия, а также патриотического воспитания, просветительской работы.

  1. Краеведческие исследования как метод исторической науки.

Краеведение — одна из немногих научных дисциплин, которыми в равной степени могут заниматься как специалисты-профессионалы, так и любители-дилетанты. Неважно, где вы живёте — в столице с её богатыми библиотеками и архивами, или в горном ауле, где нет ни того, ни другого. Ведь главной задачей краеведения является как можно более полное и комплексное изучение края, то есть той или иной местности (области, района, города, села, улицы, завода и т.д.). Здесь наиболее органично сочетаются все виды исторического (и не только) исследования. Источниками информации могут служить не только архивные документы и литература, но также и воспоминания старожилов, географические названия, фольклор, здания и сооружения, наконец, собственные наблюдения.

История любой страны складывается из истории отдельных местностей — подобно портрету, состоящему из тех или иных деталей. И, как невозможно представить себе Джоконду без её улыбки или мудрых глаз, так и история Россия будет неполной без истории Саратова, Владивостока — и даже деревни Крюково! В конце концов, великий Менделеев родился в селе Верхние Аремзяны, а сибирское маслоделие зародилось в крохотной деревушке с неприметным названием Чёрная Речка.

Главная проблема, с которой сталкиваются большинство начинающих краеведов, связана не столько с наличием источников, сколько с умением их выявлять, анализировать и делать на этой основе выводы. Ниже мы предлагаем цикл занятий, в ходе которых будут рассмотрены наиболее актуальные, популярные направления исследований в области исторического краеведения. Прочтите и вы поймёте, что вам это по силам!

  1. Методика исследования в этнографии и краеведении.

Каждая наука предполагает изучение своего объекта с помощью всего объема накопленных ею знаний и соответствующих методов позволяющих получить более полное и точное знание об изучаемом объекте. Современная наука располагает довольно большим количеством методов познания. В целом все их можно разделить на общенаучные и специальные, применяемые в различных комбинациях и сочетаниях в зависимости от специфики изучаемого объекта. Из общенаучных методов этнология отдает предпочтение историческому и социологическому, а из специальных – методу полевых исследований.
Метод полевых исследований – один из основных при изучении этносов и этнических процессов. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни исследуемой этнической группы в качестве ее полноценного члена. Отсюда и ценность метода полевых исследований заключается в том, что этнолог становится свидетелем и соучастником жизни этноса.
Исторический метод, в свою очередь, основан на таких методах сбора информации, как изучение археологических материалов и письменных источников.
Изучение археологических материалов позволяет восстановить и реконструировать этническую и культурную историю народов. Этот метод – самый надежный и достоверный способ получения первичной информации: благодаря современным приемам изучения и датирования археологических материалов он позволяет довольно точно определить время исторических событий или возраст предметов культуры.
Изучение письменных источников также весьма надежный способ получения информации, поскольку различного рода письменные источники получили предварительную оценку на доверие собственными составителями. В качестве письменных источников используется обычно исторические жизнеописания народов, составленные ими самими или представителями других народов.
Среди других методов этнологических исследований немаловажное значение отводится сравнительному языкознанию, сущность которого заключается в сравнении определенных слов и терминов из разных языков и установлении соотношения близких языков и степени их родства.
Социологический метод представляет собой совокупность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки. Он включает в себя группу частных методов получения этносоциологической информации, среди которых наиболее распространенными являются опрос (анкетирование и интервьюирование), выборочное обследование, наблюдение. Социологический метод используется для сбора сведений по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями жизнедеятельности этносов (межэтнические конфликты, изменение этнических границ, проблемы этнической идентичности, межэтнические контакты и т.п.).
С помощью опроса в мире собирается большая часть этнологической информации. Исследователи считают этот метод почти универсальным методом познания, поскольку он позволяет получить информацию о чувствах, мотивах, установках, побуждениях людей, которыми они руководствуются в своем повседневном поведении. Помимо изучения субъективных состояний, с помощью метода опроса можно получить информацию и об объективных явлениях жизни этносов, не зафиксированных в документальных источниках. В этнической социологии различают два вида опроса можно получить информацию и об объективных явлениях жизни этносов, не зафиксированных в документальных источниках. этнической социологии различают два вида опроса: сплошной и выборочный. В свою очередь, в рамках сплошного опроса выделяется особая разновидность – перепись, при которой опрашивается все население страны, этнической общности или группы. Для этнологов перепись имеет огромное значение, так как содержит информацию по самому широкому кругу вопросов, в том числе об этнической принадлежности (национальность), языке, социально-экономические, социально-культурные и демографические показатели. Более того, эта информация уже представлена в систематизированном, упорядоченном виде.
Важная особенность переписей заключается в том, что при их проведении люди сами определяют свою этническую принадлежность по самосознанию, что дает возможность точнее выявить не только этнический состав страны, но и иерархичность многих этносов – наличие в них этнографических, этнокультурных и территориальных групп. При этом собираемая информация привязана к вполне определенному отрезку времени и касается каждого жителя страны или члена этнической общности.
Не менее важным и надежным методом является выборочное исследование. Суть его заключается в составлении суждения о неизвестных явлениях или процессах генеральной совокупности по его выборочной статистике. Популярность этого метода в значительной степени обусловлена тем, что этнологии часто не имеют возможностей для проведения сплошных комплексных обследований этнических процессов или этнических групп отдельных регионов. Поэтому, как правило, исследование проводятся избирательно – по ограниченному кругу проблем или объектов исследования либо по отдельным этническим группам. Данные, полученные на ограниченном объеме, отражают всю совокупность изучаемых процессов и служат для нее репрезентативными показателями. Метод наблюдения – целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятия и регистрация значимых с точки зрения целей исследования этнических явлений, процессов, а также отдельных признаков и свойств изучаемых этнических групп и общностей. Суть его заключается в наблюдении образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племен, этнических групп и общностей. Метод наблюдения имеет узкие границы, поскольку наблюдатель, отбирая впечатления, не может полностью отвлечься от их собственной оценки. По этой причине данный метод чаще всего используется при первичном ознакомлении с объектом исследования, а также при изучении этнических групп и национальных меньшинств.
Методическая база современной этнологии не ограничивается отмеченными методами научного познания. Современные процессы взаимной интеграции различных сфер научного знания все чаще приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.

  1. Предмет и объект этнологии. Основные понятия и определения.

Этнология – наука, которая изучает этногинезы, процессы их становление и развитие, а так же этнические культуры характерные для этногинезов от глубокой первобытности до современности.

По одному из пониманий этнология — это социологическое направление антропологического исследования, включающее социальную грань в сравнение бытия, фольклора, верований, культурного и исторического развития различных этносов и обществ.

Среди целей этнологии — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», концепции, которая критиковалась с XIX столетия различными философами (Гегель, Маркс, структурализм, и т.д.).

Этнос – общность людей, связанных тер-ей, языком, культурой.

  1. В этнологии этнос рассматривается не как состояние, а как процесс.
  2. этногенез рассматривается как исторический процесс.
  3. Этногенез представляет собой форму существования и организацию вида Homo sapiens в биосфере.

Этногенез – способ существования человека в атмосфере.

Культура – все что создал человек. Собственно и подразумевает собой структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющее его от распада.

Человеческая культура сущ. только в виде множества этнических культур.

Общечеловеческие ценности – восприятие.

Культура имеет генетический структуру. Структура – метод познания.

o Труд

o Знания рациональные (человек перешел к труду)

o Знания эмоциональные.

Интеллектуальная деятельность видовой признак homo sapiens и является основной характерной чертой любой этнической культуры.

Общество -это обособившаяся от природы,но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Традиция -набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  1. Понятие о этнических процессах.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - этнологическая субдисциплины; существенное изменение в ходе исторического развития отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом (см. Этнос), а также появление новых этнических сообществ. Э. п. происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.

Термин «Э. п.»были приняты в 20х pp. XX в. Н. Я. Марром. Однако рассмотрение некоторых видов Э. п. происходил еще в XIX в. Главное внимание при этом уделялось процессам ассимиляции, возникавшая при всесторонних контактов крупных и развитых этносов с небольшими иноэтнических групп, которые попадали в их среду и впоследствии были поглощены. Однако анализ этих процессов был неполным, объективные факторы их развития недооценивались.

Процессы взаимодействия сравнению с развитых этнических групп основательно разработаны наприк. XIX - нач. XX в. западными, преимущественно американскими учеными. Кроме понятия «ассимиляция», в котором подчеркивались психологические аспекты, связанные с изменением самосознания, ученые использовали для анализа исходных этнических контактов понятие «аккомодация» или «адаптация», для объяснения изменения элементов культуры - «аккультурация», для обозначения физического смешивания этнорасовых групп - «амальгамация»; для социальноэкономического единения - «интеграция» и т.д.

Существует несколько классификаций Э. п. распространенной из них является их разделение на эволюционные и трансформационные. Последние в свою очередь делятся на етнорозподильни (парциация, сепарация, дисперсизации т.п.) и етнообьеднувальни (ассимиляция, консолидация, интеграция, межэтническая миксация т.п.).

  1. Накопление этнографических знаний в первобытности, Древнем мире, средневековье.

Древний мир: Уже в памятниках древневосточных цивилизаций отразились сведения о разных народах, по крайней мере об их названиях, внешнем облике. Победные надписи вавилонских, ассирийских, персидских царей о покоренных ими отравах с разноязычным населением, изображения людей разного физического типа и в разных одеждах в древнеегипетских пирамидах и храмах — это уже фиксация каких-то ранних этнографических наблюдений. Библия содержит множество данных о разныx пародах; в ней же мы находим и древнейшие этнографические мифы: родословные потомков древних патриархов Ноя, Авраама и др.

По письменным памятникам античного мира можно проследить, как постепенно, шаг за шагом, начиная от гомеровских времен накапливались знания греков, а позже римлян о народах, сначала ближайших, населявших Эгейский мир, потом все более отдаленных. Знания эти, вначале перемешанные с баснословными рассказами, в дальнейшем делались все более трезвыми и точными. К концу эпохи Римской империи, в первые века новой эры, цивилизованный греко-ри.мский мир располагал уже вполне реальной информацией о народах обширного круга земель Европы, Передней Азии н Северной Африки: от Британских островов до Индостана.

И эта информация нe оставалась мертвым балластом: мыслящие люди античности — философы, писатели, ученые — размышляли о различиях и сходствах между народами, пытались найти им объяснения: ссылались то на действие географической среды (Гиппократ, Аристотель, Посидоний), то на взаимные культурные влияния (Геродот, Страбон), то на ступени культурного развития (Демокрит, Лукреций). Порой ставились вопросы происхождения самих народов, родства между ними (Геродот, Тацит и др.). У некоторых авторов изложение этнографических данных служило даже морально-назидательным целям (Тацит).

Средневековье: Крушение античной цивилизации, варварские нашествия, хозяйственный и культурный упадок — все это привело в V—VI вв. к резкому сужению географического и этнографического кругозора. Политическое раздробление феодализирующейся Европы ограничило культурный горизонт рамками мелких графств и княжеств. Не только научный интерес, но и простая любознательность пропали даже у правящей верхушки, не говоря уже о массе населения. Остатки образованности сохранились только у христианского духовенства, но оно по самому духу христианского вероучения негативно относилось к светским, земным знаниям.

Неудивительно поэтому, что вся первая половина средневековья была эпохой крайнего падения и этнографических знаний. Только в восточной половине бывшей Римской империи, в Византии, удерживались еще крохи античных традиции. У византийских авторов (в VI в.—Прокопий, Иордан, в IX в.—.Маврикий, в Х з. -Константин и др.) мы находим некоторые более или менее достоверные этнографические сведения; но они по большей части имеют лишь практическое назначение - это как бы военные и коммерческие справочники. В западной же части Европы ни походы скандинавски викингов (IХ—Х вв.), ни крестовые походы (XII--ХIII вв.) не пробудили даже у образованной части европейского общества желания узнать что-то об окружающих народаx. Лишь v церковных историков XI—XII вв. (Адам, Титмар, Гельмольд) есть сведения о народах Северо-Восточной Европы, особенно о прибалтийских славянах: интерес к ним был вызван миссионерскими устремлениями.

Практическими же побуждениями были непосредственно обусловлены путешествия на далекий Восток европейских монахов—Плано Карпини, Рубрука (XIII в.), пытавшихся разведать что-либо о возможности военного союза с татаро-монголами против мусульман, а также длительное путешествие венецианского купца Марко Поло (XIII в.), связанное с торговыми интересами.

Начало нового и очень быстрого расширения этнографической информации относится к эпохе “великих географических открытий” (с середины XV в.), когда в самой общественно-политической жизни европейских государств начался новый поворот. Это была эпоха “первоначального капиталистического накопления”, зарождения буржуазного способа производства, роста городов, расширения торговых связей, появления первых мануфактур. 'Поиски и захваты новых заморских.земель. плавания смелых мореходов, пиратов и купцов, образование обширных колониальных империй (Испания и Португалия, позже Нидерланды, затем Франция и Англия) —все это повело к.быстрому и огромному расширению.кругозора европейцев. Открытие заокеанских стран—Америки, береговой полосы Африки, стран Южной и Юго-Восточной Азии, первые как бы пробные рейсы к архипелагам Океании, путешествия в “Московию” — все это познакомило западноевропейских людей с народами, о самом существовании которых раньше нe подозревали,—с народами иного физического облика, с неведомыми языками и весьма различными формами культуры. Появились во множестве сначала краткие oтчеты о плаваниях и путешествиях во вновь открытые страны с краткими сведениями об их народах, а позже и попытки обобщенного описания этих стран и народов. В короткое.время—XVI—XVII вв.—в западноевропейской литературе появились обильные сведения об индейцах Центральной, Северной и Южной Америки, о многих народах Африки, Азии.

  1. Географическая школа этнографии и теория «благородного дикаря». Мифологическая школа. Братья Гримм, А. Афанасьев.
  2. Расизм в этнографии и народоведении. Ж. Гобино. Антропология и расоведение. Расизм в ХХ веке.

Гобино

В этом обширном сочинении Гобино пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной и основной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или "этнический", как Гобино весьма неправильно иногда выражался) фактор всегда был и остается важнейшей движущей силой культурного прогресса Не условия географической среды, не общественные учреждения, не нравственные понятия, а именно и только расовые качества людей влияют на развитие культуры определяют задержку развития и упадок.

Гобино - последовательный сторонник полигенизма отрицающего единство человеческого рода (он пытался даже как-то согласовать при помощи сложных вывертов полигенизм с церковно-христианским учением о единстве происхождения всех народов от прародительской пары) 2. Человеческие расы различаются между собой, по мнению Гобино, не только по "красоте" и разным физическим признакам, но и по психологическим качествам и по различной степени способности к развитию и даже к усвоению культуры. Мало того, культура (цивилизация), созданная одной расой, даже и не может проникнуть в среду людей другой расы. Народы дикие в настоящее время были такими всегда и впредь такими останутся 3.

Низшей расой Гобино считал "черную" ("меланическую"), несколько более развитой - "желтую", а высшей и единственно способной к прогрессу - "белую" расу, в особенности ее элиту - "арийскую" расу 4. Свой важнейший тезис Гобино старался обосновать путем обстоятельного обзора истории всех тех десяти (по его счету) цивилизаций, которые известны в человеческой истории (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская, перечисляемые именно в этом по)рядке). Все они, по убеждению Гобино, созданы белой расой, притом высшей ее разновидностью - арийцами5.

При помощи каких "научных" фокусов Гобино "доказывает" это свое более чем странное утверждение - это уж не стоит и излагать. Достаточно сказать для примера, что он приписывает создание египетской цивилизации какой-то арийской колонии на Среднем Ниле, подкрепляя это заявлением о родстве египетского языка с санскритским (!) 6. Китайская цивилизация была создана "ветвью белых людей", которых на то уполномочило "провидение"; они прибыли-де некогда из Индии, поселились в Хунани и там смешались с местным населением 7. Даже в создании доколумбовых цивилизаций Америки дело не обошлось 'без каких-то "белых элементов", хотя откуда они там взялись, Гобино и сам толком не знает, 'подозревая в этом скандинавов Исландии и Гренландии Х в. - ведь без них культура все равно же не могла развиться 8!

Из арийцев же на первое место Гобино ставил германцев - цвет человечества, вдохновителей всякой высшей культуры. Они создали настоящую славу Рима (ибо не античный Рим, а средневековый, "германский" Рим стал подлинным культурным центром) 9 и образовали ряд государств в новой Европе, в том числе Русь, ибо "без них (германцев-норманнов) Россия не существовала бы" 10.

Но создавая повсюду цивилизацию, белая раса, в том числе арийцы, постепенно смешивалась с другими расами, теряла свою чистоту, а потому и свою первоначальную энергию. Это вело и ведет постепенно к общему застою, унылому однообразию. А впереди еще более мрачная перспектива. В будущем Гобино рисует себе такую малоутешительную картину: "Нации - нет, стада человеческие, погруженные в угрюмую дремоту, будут жить, оцепенелые в своем ничтожестве, как буйволы, жующие свою жвачку на стоячих лужах Понтийских болот" 11.

Исчезновение "арийской расы", смешение ее с низшими расами неминуемо повлечет за собой своего рода тепловую смерть человечества. Но и это состояние не будет еще концом, дальше будет хуже. По мнению Гобино, численность населения Земли непрерывно сокращается, прежнего многолюдства нет нигде. И кончится дело неизбежно тем, что род человеческий, дошедший до полного животного отупения, попросту вымрет, "и земной шар, онемевший, будет уже без нас продолжать описывать свои бесстрастные круги в пространстве..." 12.

Таково вкратце содержание этого "евангелия" расизма - книги, написанной блестящим языком, но поразительной по своему полнейшему игнорированию элементарных исторических фактов. Своеобразная эрудиция сочетается здесь с круглым невежеством, публицистический накал - автора с воспаленной 'бредовой фантазией

Если расистская историческая концепция Артюра Гобино представляла собой в сущности реакционно-романтическую фантазию, не имевшую никакой солидной актической основы, то продолжатели и последователи эбино постарались запастись именно такой основой. этой основой послужила им не более и не менее как юлогическая теория эволюции, дарвиновская теория тественного отбора как фактора развития видов.

  1. Социологическая школа. Э. Дюркгейм, Л. Леви – Брюль, П. Сорокин.

Французская социологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L'Année Sociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс, Леви-Брюль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: