Отложение исполнительных действий. Приостановление исполнительного производства

Отложение исполнительного действия представляет собой перенос его совершения на другое время при наличии обстоятельств, препятствующих его совершению. Например, наложение ареста может быть отложено в связи с отсутствием должника в квартире, где предполагается проведение описи имущества. Отложение по своей юридической природе близко к отсрочке исполнения, однако правом отложения исполнительных действий наделен не только суд, но и сам судебный пристав-исполнитель. Срок отложения определяется с учетом конкретных обстоятельств дела, при этом компетенция судебного пристава-исполнителя ограничена отложением исполнительных действий на срок до 10 дней, отсрочка на более продолжительный срок возможна только на основании определения суда. При этом закон не устанавливает предельного количества отложений исполнительных действий, которое может быть допущено. Гарантией от злоупотреблений пристава-исполнителя в этом вопросе является право сторон исполнительного производства обжаловать постановление пристава-исполнителя об отложении исполнительного действия в суд в течение 10 дней. Следует отметить, что как Закон 1997 года, так и новый Закон «Об исполнительном производстве» не наделяют должника правом ходатайствовать об отложении исполнительных действий, в то время как ГПК предоставил ему такое право (ст. 435 ГПК).

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением и отсрочкой исполнения. Однако в отличие от этих двух форм перерыва приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

Новеллой Закона 2007 года стало предоставление права приостанавливать исполнительное производство наряду с судом и приставу-исполнителю (ст. 40) При этом Закон, как и ранее, предусматривает два вида приостановления – обязательное и факультативное, и оба этих вида предусмотрены как для приостановления судом, так и приставом-исполнителем. Ст.39 Закона перечисляет обстоятельства, при наступлении которых суд обязан (ч. 1 ст. 39) и вправе (ч. 2 ст. 39) приостановить исполнительное производство, а в ст. 40 содержится перечень обстоятельств, при наступлении которых приостановление обязан (ч. 1 ст. 39) и вправе (ч. 2 ст. 39) осуществить судебный пристав-исполнитель. При этом суд вправе приостановить исполнительное производство и по тем основаниям, по которым полномочия приостановления принадлежат судебному приставу-исполнителю (п. 6 ч. 2 ст. 39). Закон впервые предусматривает и возможность частичного приостановления исполнительного производства. Соответственно, и суд и пристав-исполнитель вправе возобновить приостановленное производство. Следует обратить внимание на то, что в связи с такими существенными изменениями полномочий по приостановлению и оснований к нему, статьи 436 и 437 ГПК, закрепляющие исключительное право суда приостанавливать исполнительное производство и основания приостановления, следует признать не подлежащими применению как противоречащие более позднему по времени принятия федеральному закону, хотя формально их отмена законом не предусмотрена.

Порядок рассмотрения судом вопроса о приостановлении исполнительного производства регламентирован в ст. 440 ГПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: