Система арбитражных судов, их задачи

Тема 4. Основы знаний об арбитражном процессе

Рассмотрение и разрешение споров о праве гражданском и других дел в области гражданской юрисдикции осуществляют наряду с судами общей юрисдикцииарбитражные суды. Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и других дел, отнесенных к их компетенции АПК и федеральными законами (ст.1 АПК РФ).

Арбитражные суды являются судами специальной юрисдикции, они созданы для рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров, возникающих между субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иных споров и других дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специализация органов гражданской юрисдикции на рассмотрении споров в сфере коммерческого оборота известна многим странам мира. В России первый коммерческий суд был создан в 1832 году. После революции 1917 года в условиях советской плановой экономики на смену коммерческим судам пришли сначала арбитражные комиссии, а затем государственные и ведомственные арбитражи, которые были созданы при исполнительных органах власти. Они осуществляли рассмотрение гражданских споров между государственными предприятиями и организациями, но органами правосудия в полном смысле не являлись, т.к. состояли при органах исполнительной власти и обладали нормотворческими полномочиями1.

Экономические реформы конца 80 - начала 90 годов 20 века и появление частного предпринимательства обусловили необходимость создания полноценной системы органов правосудия, которые осуществляли бы рассмотрение экономических споров между гражданами-предпринимателями и юридическими лицами. В ходе работы над соответствующими законопроектами выдвигались различные предложения: от создания системы специальных судов для разрешения споров в сфере бизнеса до передачи всех таких дел в ведение судов общей юрисдикции. Сторонники первого подхода указывали на специфику торговых споров, которая требует специализации судей для качественного и своевременного рассмотрения дел; сторонники второго подхода полагали, что дуализм органов гражданской юрисдикции породит споры о подведомственности дел и приведет к различному применению гражданского законодательства судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Законодатель избрал первый путь. В 1991 году государственные арбитражи были упразднены и созданы арбитражные суды. В 1992 году был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В 1995 году вводится в действие второй АПК, который действовал в течение 7 лет. В настоящее время судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом 2002 года.

Изменениям в течение последних лет подвергались не только процессуальные законы, регламентирующие рассмотрение дел в арбитражных судах, но и сама система арбитражных судов. В настоящее время она выглядит следующим образом.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. Он учрежден Конституцией РФ, статья 127 которой провозглашает, что ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В структуре Высшего Арбитражного Суда созданы Пленум; Президиум; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; судебные составы.

ВАС является судом первой инстанции в отношении дел, перечисленных в ч. 2 ст. 34 АПК РФ:

1. дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

По первой инстанции дела рассматриваются судебными коллегиями.

Президиум ВАС является единственным органом в системе арбитражных судов, пересматривающим вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора.

Компетенция Пленума ВАС определена ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах». Пленум принимает постановления по вопросам судебной практики, которые являются обязательными для арбитражных судов. Правом отправления правосудия по конкретным делам Пленум не наделен.

Следующее звено системы арбитражных судов представлено федеральными арбитражными судами округов. Для целей построения системы арбитражных судов вся территория России разделена на 10 судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением страны. В каждом округе создан Федеральный арбитражный суд округа, осуществляющий проверку в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и апелляционных арбитражных судов. Данная функция возложена на судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе окружного суда функционирует Президиум, который обеспечивает решение организационных вопросов, а также рассматривает вопросы судебной практики.

Согласно изменениям, внесенным в ФКЗ «Об арбитражных судах» в 2003 году, в каждом судебном кассационном округе должно быть создано по два апелляционных арбитражных суда. В общей сложности их будет создано 20, а процесс их формирования должен завершиться к 01.01.2006 года. Апелляционные арбитражные суды осуществляют рассмотрение в апелляционном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых по первой инстанции и не вступивших в законную силу. Структура апелляционного суда аналогична структуре окружного суда.

Первым звеном в системе арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов Федерации. Закон допускает создание одного суда на территории нескольких субъектов Федерации, и наоборот – нескольких судов, осуществляющих судебную власть на территории одного субъекта Федерации.

В составе арбитражного суда субъекта Федерации образуется Президиум и могут быть созданы судебные коллегии по гражданским и административным. Важнейшая функция арбитражных судов субъектов Федерации – рассмотрение дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, по первой инстанции. Эти суды рассматривают по первой инстанции все дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, кроме дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом.

Таким образом, система арбитражных судов является четырехзвенной, каждое звено системы представлено судом соответствующей инстанции. Общими для всех звеньев системы арбитражных судов являются полномочия по пересмотру принятых ими судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обращению в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле федерального закона, анализу судебной практики и ведению судебной статистики, выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Особенностью системы арбитражных судов является то обстоятельство, что суды первого и второго звена осуществляют судебную власть на очень большой территории (как известно, территории отдельных субъектов Федерации в несколько раз превышают территории крупных европейских государств). Это создает проблему доступности судебной защиты прав и интересов предпринимателей, проживающих на значительной удаленности от административных центров соответствующих территорий, в которых находятся арбитражные суды. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов и судов субъектов Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда или уда субъекта Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: