Целью разработки данной программы является обеспечение количественной и качественной соответствия между запланированной потребностью в персонале и имеющимися трудовыми ресурсами Она предусматривает привлечение дополнительных трудовых ресурсов, их высвобождение или перераспределение.
В программу обеспечения трудовыми ресурсами целесообразно включить три раздела. Первый раздел представляет собой график потребности в привлечении дополнительного персонала определенной квалификации или сокращении его численности. Второй раздел включает перечень мероприятий по обеспечению потребности. Третий раздел отражает объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации запланированных мероприятий, а также обоснование эффективности этих издержек.
Первый раздел. График потребности в персонале составляется на основе графиков, разрабатываемых линейными и функциональными подразделениями организации. Он включает даты возникновения вакантных должностей и сокращения их количества в планируемом периоде. Согласно прогнозируемых изменений приводятся основные требования к работникам, необходимых для замещения вакантных должностей.
|
|
Второй раздел включает перечень мероприятий по достижению или поддержанию количественного и качественного соответствия между запланированной потребностью в персонале и имеющимися трудовыми ресурсами Запланированные мероприятия целесообразно сгруппировать по следующим направлениям:
- меры организационно-технологического характера, способствующих сокращению потребности в персонале (перераспределение функций, использование более эффективных технических средств, совершенствование технологических процессов в, организации труда и обслуживания)
- мероприятия по покрытия потребности в персонале (набор и отбор персонала, его внутреннее движение, переобучение);
- мероприятия по социально-бытовому обслуживанию персонала, непосредственно влияющие на рост производительности труда персонала и его эффективность;
- мероприятия, связанные с выбытием персонала (трудоустройство, консультирование, финансовая поддержка)
Третий раздел является обоснованием целесообразности внедрения программы обеспечения трудовыми ресурсами Он содержит расчет затрат, необходимых для реализации мероприятий, перечисленных во втором разделе.
Любые действия в УП стоят достаточно дорого, ведь речь идет не только о стоимости тех или иных вложений, но и затратах времени всех участников процессов (сотрудников, руководителей, специалистов кадровых подразделений). Бережное и разумное отношение к ресурсам есть свойство успешного предпринимателя. Важнейшими статьями затрат являются отбор персонала, ввод в должность, обучение в процессе работы в фирме, выплаты на социальное страхование и другие вложения в персонал. Уход ценного работника с предприятия до истечения срока амортизации затраченных на него средств, болезнь, смерть приравниваются к потерям капитала.
|
|
Общие затраты организации, связанные с содержанием штата:
- заработная плата основных сотрудников;
- заработная плата совместителей;
- премиальные выплаты;
- доплаты и надбавки предприятия;
- выплаты компенсаций работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или сокращением штатов;
- оплата отпусков, больничных листов, инвалидности;
- дополнительное медицинское страхование, а также страхование от несчастных случаев, если таковое определено условиями выполнения работы;
- отчисления работодателя на социальное и пенсионное страхование;
- стоимость социального пакета предприятия (льготы, корпоративные мероприятия и др.);
- расходы на спецодежду, обувь, оборудование бытовых помещений;
- стоимость обучения и повышения квалификации;
- издержки организации на уплату налогов на заработную плату.
Оценку эффективности программы можно осуществить путем сравнения установленных нормативов с затратами, предусмотренными программой. Например, установленный норматив расходов на наем одного работника сравнивается с удельными расходами, предусмотренными программой. Для определения затрат по найму, предусмотренных программой, общие расходы по найму делятся на потребность в привлечении дополнительного персонала. Эффективность разработанной программы оценивается в процессе ее функционирования. В качестве критериев оценки можно использовать такие показатели, как: текучесть кадров, набранных по данной программе, результативность труда персонала, нанятого в процессе реализации программы, динамика общих показателей эффективности работы предприятия до и после внедрения программы.
Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:
1. Действующий персонал;
2. Новички;
3. Потенциальные сотрудники;
4. Персонал, покинувший организацию.
В отношении каждой из этих категорий менеджмент компании должен принимать разные действия (табл. 2).
Таблица 2- Действия, принимаемые менеджерами в отношении персонала
Категории работников | Управленческие действия |
Действующий персонал | Оценка производительности труда Распределение работников Обучение и развитие Оплата и мотивация Карьерный рост |
Новички | Методы найма Процедуры отбора Введение в должность Условия заключения договоров Процесс адаптации Обучение |
Потенциальные сотрудники | Методы найма Внешние связи Уровень оплаты труда Бонусы для персонала |
Персонал, покинувший организацию | Увольнение по инициативе администрации Выход на пенсию Текучесть персонала |
К преимуществам кадрового планирования можно отнести следующие:
1. Организация лучше подготовлена для преодоления последствий изменения внешней среды деятельности.
2. Тщательное определение возможных будущих потребностей в человеческих ресурсах помогает организации найти новые и более эффективные способы управления человеческими ресурсами
3. Организация может избежать как избытка, так и дефицита сотрудников.
4. Планирование поможет организации создать и в дальнейшем развивать программы обучения персонала и обеспечения преемственности руководства.
5. Руководство вынуждено будет критически оценить сильные и слабые стороны человеческих ресурсов компании и политики в области персонала.
6. Позволит избежать дублирования усилий работников компании и улучшить их координацию и интеграцию при выполнении работы.
|
|
К сожалению, планирование персонала не всегда проходит успешно.
Этому может быть причиной великое множество вещей, но есть 8 основных «камней преткновения»:
1 Подлинный кризис. Специалисты по кадровому планированию работают в среде, характеризующейся неясными инструкциями, различными линиями политики компании, разнообразными стилями управления. Пока эти специалисты не получат приемных указаний руководства, они проводят большую часть своего времени оглядываясь в поисках чего-либо значительного, несмотря на то, что вопросы организации и есть смысл их существования.
2 Поручительство высшего руководства. Чтобы планирование персонала вообще было возможно, оно должно поддерживаться высшим руководством во всех мелочах. Также "высочайшая" поддержка может обеспечить все необходимое для успеха планирования персонала.
3 Размер первоначальных усилий. Многие программы кадрового планирования потерпит крах из-за чрезмерного первичного напряжения. Успешные программы "стартуют" медленно и постепенно развиваются. Развитие необходимых умений имеющегося "материала" и поиск необходимых замещений - это два отличных "трамплина" для начинания.
4 Скоординировать управление в целом и управление персоналом. К сожалению, часто планирование персонала производится "в отрыве", то есть без необходимой координации с вышеназванным. Это приводит к абсолютизации кадрового планирования.
5 Интеграция с планами организации. Планирование персонала обязательно должно быть вовлечено в общие планы организации. «Палочкой-выручалочкой» здесь может быть конструирование каналов коммуникации между отделами планирования и кадровой службой.
6 Противопоставление количественного и качественного подходов. Некоторые люди рассматривают планирование персонала, как некую числовую методику, помогающую наметить курс потоку людей в, из, вверх, вниз и поперек различных подразделений организации. Эти люди используют исключительно качественный подход к кадровому планированию. Другая группа людей фокусирует свое внимание исключительно на индивидуальных потребностей служащих - индивидуального продвижения и развитие карьеры. Это - качественный подход к кадровому планированию. Как и во многих других случаях, синтез первого и второго дает оптимальный результат.
|
|
7 Привлечение профессиональных менеджеров. Кадровое планирование не есть исключительно функция отдела кадрового планирования. Успешное планирование персонала зависит от привлечения в этот процесс других менеджеров, которые непосредственно работают с людьми "на местах".
8 Техническая ловушка. По мере того, как кадровое планирование становится все более популярным, в его процесс все активнее привлекаются постоянно возникающие новые технологии, приемы и т.д. Многие из них используются. К сожалению, сейчас появляется тенденция к использованию новинок не потому, что это действительно необходимо, а потому, что «это используют все».