Общежительные монастыри. Пахомий Великий

Полной противоположностью уединённого образа жизни отшельничества является другой вид монашеской жизни — общежительный монастырь — киновия. Его прообразом стала первохристианская община.

Первая киновия такая была киновия была организована преподобным Пахомием Великим (298-348 или 349 г.г.), который начинал с отшельничества. Им было замечено, что уединённый образ жизни не оказывает благотворного влияния для новоначальных. Отшельничество, по его мнению, непосильно для неподготовленного человека, к нему надо воспитываться постепенно. Поэтому он организовывает общежитие на началах строгого послушания в Тавенсии.

Основой являлась абсолютная верность установленным правилам до мелочей при полном исключении своей собственной воли. Место творческой импровизации отшельничества заняла идея мирной жизни, ограждаемая суровой дисциплиной надзора и взысканий.

С целью воспитания в монастырь Пахомия Великого часто принимались люди несведующие в вере. Жизнь в нём была общей для всех членов: общие подвиги и падения, заботы и радости. Ничего не должно было быть утаённым. Согласно сохранившемуся преданию, ангел, передавая устав преподобному Пахомию, заявил:”устав…я дал для тех, у кого ум ещё не назрел, чтобы они, вспоминая общее правило жизни по страху пред Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа”.

Всего, за свою жизнь Пахомий Великий основал 9 таких киновий. Установленные в монастырях правила были обязательны для всех. Главными требованиями устава можно считать: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение своему наставнику. В каждой келье проживало по 3 монаха, которые вместе трудились и принимали пищу 1 раз в день (как правило: хлеб, овощи и плоды). По воскресеньям полагалась вечерняя трапеза.

По установленному Пахомием правилу, вступающие в общину принимались не раньше чем через год. За этот период опытные старцы подвергали их многочисленным физическим и духовным испытаниям, проверяя готовность вести жизни, согласно строгим монастырским правилам. Число монахов быстро росло: при жизни Пахомия их было 7000, а через сто лет, после его смерти – уже 50000.

Известный Советский историк Н.Д. Тальберг в своей книге “История христианской церкви” уточняет, что именно Пахомий Великий основал первый в истории женский монастырь, одной из послушниц которого была его сестра [4].

Таким образом, опыт монашеского общежития, воплощённый в реальность преподобным Пахомием Великим, позволил его последователям начать возрождение образа жительства первохристианских общин в сердцах верующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: