Отечественные авторы видят корнями монашеского образа жизни в аскетическом опыте как времён дохристианства, так и подвижников веры времён Нового Завета и гонений на церковь. В данном случае под аскетизмом предполагается путь к религиозно-нравственному совершенству и соединению с Богом. Так, Советский и Российский историк А.И. Сидоров в своей книге “Творения древних отцов-подвижников”[5] заявляет, что описанный путь “предполагает определённое внешнее и внутреннее состояние души и тела человека, способствующее указанной цели (девство, воздержание, молитва, пост и.т.д.)”.
Так же, по его мнению, для аскетов-язычников, при наличии у них всех внешних атрибутов аскетического образа жизни, несвойственна добродетель смирения, т.к. постоянная борьба с одними страстями сопровождалась рабством других. У них, по его мнению, “не было силы благодатной, идущей от Христа”.
Распространение монашества
На Востоке
Уже к концу IV века на территории Египта возникает множество христианских монастырей. Оттуда монашество перебралось в Палестину, где в 20-х годах IV века образуется первый отшельнический монастырь близ келлии ученика преподобного Антония Великого — Иллариона. Так же неподалёку был основан монастырь Епифания — будущего епископа Кипрского.
Далее, монашество разошлось по всей территории Сирии и Палестины. Василий Великий (ок. 330 — 379), ознакомившийся в ходе своего путешествия с монашеской жизнью Египта и Палестины, распространил её в Каппадокии. Разработанный им монашеский устав вскоре стал всеобщим на Востоке.
Через некоторое время появляются первые “лавры” (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь). Первая из них — Фарран — появилась близ Иерусалима и находилась под покровительством преподобного Харитона, а затем и другие — на пути из Иерусалима в Иерихон и в районе Вифлеема.
Сирийское монашество развивалось независимо от Египетского. Монастыри возникали, преимущественно, вокруг крупных городов. Его главной особенностью являлись частые подвиги самоумерщвления.
Как итог: к V веку христианские монастыри стояли по всему Востоку.Главным центром Восточного монашества стали горы Олимпийская и Афонская, на которой стояло около 20 монастырей, в которых, в свою очередь, находилось порядка 8 тыс. иноков.