Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение – система действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака. Наряду с термином «репродуктивное поведение» в литературе используются термины «прокреативное поведение» и «генеративное поведение». Репродуктивное поведение присуще не только конкретной личности, но и большим (этносы, территориальные совокупности населения и т.п.) и малым социальным группам (основная - семья), населению в целом.

Структурно в рамках репродуктивного поведения выделяют: (1) совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; (2) контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; (3) абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Все 3 варианта поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами.

Собственно репродуктивное поведение направлено на реализацию полного репродуктивного цикла – от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Внешне контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта). Однако в действительности их роль значительно шире. В зависимости от установок контрацептивного и абортивного поведения личности (супругов) происходит формирование всего репродуктивного цикла семьи. Под ним понимается, во-первых, определение оптимального срока рождения первого ребенка. Период времени между вступлением в брак (началом сожительства) и рождением первого ребенка носит название протогенетического интервала. Во-вторых, контрацептивные и абортивные установки определяют продолжительность интергенетических интервалов. Интергенетический интервал – это период времени между рождениями первого и второго, а также всех последующих детей, соответственно. В-третьих, от соотношения собственно репродуктивных и абортивно-контрацептивных установок зависит срок завершения формирования семьи и стратегии поведения супругов после достижения желаемого числа детей (использование контрацепции, абортов, стерилизация).

Репродуктивное поведение предполагает наличие обязательного условия – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию. В случае бесплодия одного или обоих супругов и при наличии неудовлетворенной потребности в детях формирование данной семьи либо прекращается (например, посредством развода), либо осуществляется путем усыновления (удочерения) желаемого числа детей.

Соотношение полных и неполных репродуктивных циклов в семьях одинакового социально-экономического статуса, обладающих одинаковыми этно-демографическими характеристиками и не имеющих нарушений плодовитости определяется репродуктивными установками супругов, то есть психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей (нередко – определенного числа сыновей и дочерей). Репродуктивные установки делятся на 2 основные группы: установки, связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения (абортивно-контрацептивные установки). В рамках взаимодействия этих установок осуществляется процесс удовлетворения потребности в детях.

Выделяют 3 типа репродуктивного поведения:

Многодетное (с потребностью в 5 и более детях) -предполагает полное доминирование установок на деторождение, а рождаемость рассматривается как близкая или полностью соответствующая естественной. В этом случае наличие неполных репродуктивных циклов детерминируется особенностями плодовитости супругов, спонтанными абортами, длительностью периодов послеродовой стерильности и лактации.

Среднедетное (с потребностью в 3-4 детях) -по своей сути промежуточное и характеризуется нарастанием числа неполных репродуктивных циклов вследствие постепенного внедрения практики внутрисемейного регулирования процесса деторождения (увеличением роли абортивно-контрацептивных установок в детерминации репродуктивного поведения).

Малодетное (потребность в 1-2 детях) -выраженное преобладание абортивно-контрацептивных установок над установками деторождения. Выражается в тотальном контроле над числом и сроками рождения детей в семье. Частным случаем малодетного репродуктивного поведения является установка на бездетность, то есть полное отсутствие потребности в детях. В этом случае все поведение личности, брачной пары сосредоточено исключительно на реализации абортивно-контрацептивных установок.

Потребность в детях является наиболее инерционной компонентой репродуктивного поведения, она формируется под воздействием условий социализации, прошлого жизненного опыта, ценностей и установок поведения, существовавших в родительской семье, норм репродуктивного поведения предыдущих поколений. В связи с этим в индивидуальной потребности в детях отражается уровень детности, который принят в данном обществе в целом, а также – в тех больших и малых социальных группах, с которыми личность себя ассоциирует.

Механизм взаимодействия социальных норм детности и индивидуальных установок в процессе реализации потребности в детях может быть описан следующим образом. Если число детей в семье соответствует этим нормам, семья заслуживает одобрение со стороны общества, референтной группы; если же репродуктивное поведение семьи, конкретной личности заметно отклоняется от поведения большинства, общество способно применить санкции различной степени жесткости. Например, в условиях доминирования норм высокой рождаемости наибольшим санкциям подвергались бездетные семьи, факты безбрачия, нежелания иметь семью и детей. По мере развития общества жесткость публично санкций за отклоняющееся репродуктивное поведение снижается, но это не означает, что социальный контроль за числом детей в семье становится мягче или исчезает полностью; меняются лишь формы его проявления. В настоящее время в урбанизированной социальной среде семья с тремя детьми уже воспринимается как многодетная, а реально многодетная семья (с 5-тью и более детьми) рассматривается как серьезное отклонение от социальной нормы.

!!! Если репродуктивные установки выступают внутренними регуляторами поведения личности, то нормы репродуктивного поведения представляют собой внешние по отношению к личности стереотипы, социально санкционированные образцы поведения, регламентирующие рождение определенного числа детей. Эти нормы носят как универсальный, так и дифференцированный по отдельным социальным группам характер. Они возникают, закрепляются в сознании и подвергаются пересмотру под воздействием социально-экономических условий, однако всегда остаются рациональными с точки зрения уровня развития общества.

Нормы многодетности, существовавшие на протяжении большей части истории человечества, были следствием крайне низкого уровня санитарно-гигиенических условий жизни и порождаемой ими смертности на грани естественного отбора. Только рождаемость на грани пределов человеческой плодовитости могла обеспечить выживание человека как биологического вида. Для массового распространения средств регулирования рождаемости и формирования малодетных норм поведения потребовался колоссальный скачок в развитии человеческой цивилизации, принципиальное сокращение потерь от сверхсмертности.

Для условий докапиталистического общества с высокой смертностью, низкой производительностью труда и постоянно неудовлетворенным спросом на рабочую силу единственно рациональными были нормы многодетности. Они обеспечивали поддержание высокой потребности в детях и соответствующего уровня рождаемости. В этой ситуации в основе мотивации деторождения лежали экономические факторы. Преобладание внутрисемейного характера занятости всех членов семьи делало цену социализации детей низкой, но повышало экономическую эффективность их труда. Наряду с этим большая сложная семья превращалась в мощный клан, его глава получал шансы для достижения не только экономического процветания, но и большего социального веса и авторитета.

Развитие индустриального общества, урбанизация, эмансипация и изменение роли женщины привели к радикальному пересмотру системы не только общественных, но и индивидуальных ценностей. Семья утратила для личности роль единственного центра притяжения, изменились и ее функции, прежде всего – экономической поддержки и социальной зажиты. Усиление внесемейных ориентаций всех членов семьи (в основном – женщин) стало главным фактором уменьшения потребности в детях и снижения их ценности.

В современном обществе экономическая мотивация деторождения утратила свою силу из-за внесемейного характера занятости; социальный статус личности определяется его образованием, доходами и т.д., а не числом детей и размерами семьи. Экономический прогресс предъявляет дополнительные, постоянно растущие требования к качеству социализации детей, главное - к их образованию. Это стимулирует рост затрат семьи. Одновременно в процессе экономического развития растет цена человеческого времени, оно превращается в самостоятельный фактор благосостояния семьи и личности. Вследствие этого рождение каждого последующего ребенка объективно снижает его «предельную полезность», что и является, согласно мнению Г. Беккера, создавшего в первой половине 1960-х годов концепцию «экономики рождаемости», главной причиной снижения потребности в детях для личности, семьи.

БЕККЕР ГЭРИ (р. 1930), американский экономист, удостоенный в 1992 Нобелевской премии по экономике. Окончил Принстонский университет, аспирантуру Чикагского университета. Получил степень доктора в Чикаго в 1955. После 1969 - профессор Чикагского университета, сотрудник Гуверовского института революции, войны и мира при Станфордском университете. Ведущий экономической колонки в журнале «Бизнес уик» («Business Week») в 1990-х годах.

Работы Беккера посвящены «человеческому капиталу», расовой дискриминации, ее влияния на рынок труда, преступности и наказания, семье. Беккер - основоположник направления «экономического империализма», т.е. трактовки многообразных явлений социальной жизни средствами экономической науки (в том числе демографических и социологических), «новой теории потребления». Среди трудов ученого - Экономика дискриминации (1957); Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ (1964); Очерки по экономике преступности и наказания (1974);

Согласно концепции Г. Беккера, сам ход общественного развития создает предпосылки для утверждения новых норм репродуктивного поведения. Формируется ситуация, при которой и на уровне общества в целом, и на уровне отдельной семьи (личности) происходит альтернативный выбор между количеством и качеством «человеческого капитала». В этих условиях главной компонентой репродуктивной мотивации и формирования потребности в детях становится психологическая компонента, и для полного удовлетворения потребности в детях оказывается достаточно 1-2 детей. Малодетность становится нормой репродуктивного поведения современного общества.

Нормы репродуктивного поведения и потребности в детях проходят длительный период эволюции, а репродуктивные установки находятся под сильным влиянием текущих условий жизнедеятельности личности, семьи, которые создают условия для различной степени удовлетворения потребности в детях. Сила воздействия текущих условий жизни на отдельных людей, на семьи, принадлежащие к разным социальным группам, не одинакова, т.к. критерии оценок этих условий различны и субъективны. Одни и те же социально-экономические параметры жизнедеятельности одними семьями будут восприниматься как благоприятные и достаточные для полного удовлетворения потребности в детях, другими – как существенные препятствия для достижения желаемого числа детей.

Степень удовлетворения потребности в детях у различных типов семей (по уровню детности, доходов, социальному статусу и т.п.). Если число детей в семье соответствует имеющейся у супругов потребности в детях, даже радикальное улучшение условий жизни не способно изменить этого числа в массовом порядке. Когда число детей меньше потребности в них, улучшение условий жизни может привести к повышению степени реализации потребности в детях и к увеличению числа рождений.

Репродуктивные установки подвергаются коррекции и в процессе брачного сожительства. Находясь в постоянном взаимодействии и проходя через общие жизненные ситуации, брачные партнеры воспринимают ценности, установки и мотивацию поведения друг друга и частично или полностью пересматривают собственные. Преимущество в этой ситуации имеет супруг-лидер. В итоге результаты репродуктивного поведения семьи могут оказаться отличными от тех, которые предполагались супругами до начала совместной жизни. Особенно ярко процесс корректировки моделей репродуктивного поведения проявляется в межнациональных браках.

Изменение репродуктивных установок происходит и в фактических брачных союзах. Как правило, в сторону их понижения, поэтому снижение популярности легитимной брачности выступает и фактором, и индикатором изменения модели репродуктивного поведения. Модели репродуктивного поведения развиваются в целом эволюционно, от поколения к поколению и даже медленнее. Однако экстремальные изменения условий жизни приводят к скачкообразным (революционным) сдвигам в механизме взаимодействия основных регуляторов данного вида поведения и, в конечном итоге, потребности в детях. Примерами таких экстремальных ситуаций могут служить социальные революции, войны, социально-экономические и политические кризисы. Они способствуют радикальному пересмотру всей социальной нормативной среды и, как следствие, к изменению норм детности, репродуктивных установок, ухудшению условий реализации потребности в детях и, в критическом варианте, к ее понижению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: