Понятия и условия установления отцовской власти (patria potestas)

В римском праве не было родительского права как собрания право­вых норм, в соответствии с которыми отец и мать имели бы одинако­вые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Только при Юстиниане возникли первые формы родительского права, закреп­лялись права матери и детей.

В римском праве был институт отцовской власти.

Отцовское право — это правовые установления, обеспечивающие власть paterfamilias в семье над другими ее членами.

Гай называл этот институт «строго национальным для римских граж­дан». Действительно, это типичный римский институт: почти полное отрицание личных и имущественных прав лиц «с чужим правом» в кол­лизии с волей домовладыки.

Условия установления отцовской власти:

» по факту рождения от родителей, состоящих в законном браке;

» актом воли домовладыки (посредством узаконивания или усы­новления).

В древности для установления отцовской власти над своими детьми требовалось соблюдение двух условий:

1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с до-мовладыкой или с другим мужчиной из данного domus-a (кон­сорциума);

2) домовладыка должен был признать ребенка как члена своей семьи.

По Законам XII таблиц членами семьи становятся (без специального признания) по факту рождения все здоровые мальчики и первород­ные девочки. Другие дочери и дети с выраженными дефектами могли быть отвергнуты. Отсюда римское выражение-аналог вопросу «да или нет» — «мальчик или девочка?» Процедура признания заключалась в том, что отец сразу после родов должен был взять младенца на руки. Именно так был признан Цезарем его незаконнорожденный сын от Клео­патры — Цезарион.

В классический период отвергались только нежизнеспособные Мла­денцы (monstra). В момент перерезания пуповины все живые дети, рожденные в законном браке, становились членами семьи, а домовла­дыка обязан был их признавать. Всякий ребенок, рожденный замуж­ней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано обратное. Действовало правило: «Отец — это лицо, состоя­щее в браке с матерью» (Павел).

6.5. Способы установления отцовской власти

Способов установления отцовской власти было два (см. Дигесты, книга 1, титул VII):

» по факту рождения в римской семье;.-* по воле домовладыки (путем узаконивания и усыновления).

Узаконивание (legitimatio) есть установление отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате.

Формы узаконивания:

«последующим браком родителей внебрачного ребенка;

* отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии;

» по милости императора (рескриптом).

Усыновление (adoptio) есть общее понятие, которое разделяется на два вида: adoptio и adrogatio (адопция и адрогация). Действует пра­вило: «Сыновьями семейства делает не только природа, но и усынов­ление» (Модестпин). Усыновление осуществлялось в любом возрасте (усыновляемого) и от имени римского народа.

Адопция — это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями се­мейства»).

В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме).

Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манципация, для девочки — одна фиктивная ман-ципация.

В классический и постклассический периоды процедура адопции регу­лировалась следующими правилами:

1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет;

2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный про­токол);

3) адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца);

4) если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать);

5) при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого вну­ка), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перей­дет под власть своего отца;

6) даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Уль-пиану);

7) иногда вначале эманципируют, а потом усыновляют;

8) не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично;

9) адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольно­отпущенником или рабом).

Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом).

В Риме с помощью этого института происходила передача импера­торской власти.

Адрогация осуществлялась властью народа, по отношению к жен­щинам применялась только по рескрипту принцепса (Гай).

Этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что усыновителя и усыновленного опрашивали, желают ли они этого.

Особенности адрогации:

* усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего семейного культа;

» прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления очень тщательно регулировались все имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат вы­яснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица);

«усыновленный получал право наследования;

«дети усыновляемого также переходят под власть усыновителя в качестве внуков.

Условия адрогации:

* усыновляет только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период — например, когда имела де­тей и они умерли);

* усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать

отцовской властью);» лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его

подвластных под власть нового домовладыки);» быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше

60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»;

* возраст усыновляемого — любой, «даже младенец» (Модестпин);

» усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не может иметь детей, в том чис­ле и скопцы, и неженатые);

» усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновле­ние должно быть полезно для сироты);

«при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эман-ципируют;

* нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан);

» нельзя усыновлять чужого вольноотпущенника (Ульпиан);

» нельзя усыновлять тому, кто является опекуном над лицом мо­ложе 25 лет;

» надо давать поручительство об имуществе усыновляемого, соста­вить дополнительное завещание (на случай смерти сироты до до­стижения совершеннолетия устанавливался дополнительный наследник) — без этого возможен иск против усыновителя;

.» с усыновлением достоинство усыновляемого увеличивается (так, сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором, и его сын также сохраняет принадлежность к сенаторскому сословию);

» всякий может усыновить кого-то на положение внука, даже если у него нет сына;

» вторичное усыновление не допускается (одного лица), «не подо­бает иметь временного сына»;

» долги усыновленного переходят на приемного отца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: