В римском праве не было родительского права как собрания правовых норм, в соответствии с которыми отец и мать имели бы одинаковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Только при Юстиниане возникли первые формы родительского права, закреплялись права матери и детей.
В римском праве был институт отцовской власти.
Отцовское право — это правовые установления, обеспечивающие власть paterfamilias в семье над другими ее членами.
Гай называл этот институт «строго национальным для римских граждан». Действительно, это типичный римский институт: почти полное отрицание личных и имущественных прав лиц «с чужим правом» в коллизии с волей домовладыки.
Условия установления отцовской власти:
» по факту рождения от родителей, состоящих в законном браке;
» актом воли домовладыки (посредством узаконивания или усыновления).
В древности для установления отцовской власти над своими детьми требовалось соблюдение двух условий:
1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с до-мовладыкой или с другим мужчиной из данного domus-a (консорциума);
|
|
2) домовладыка должен был признать ребенка как члена своей семьи.
По Законам XII таблиц членами семьи становятся (без специального признания) по факту рождения все здоровые мальчики и первородные девочки. Другие дочери и дети с выраженными дефектами могли быть отвергнуты. Отсюда римское выражение-аналог вопросу «да или нет» — «мальчик или девочка?» Процедура признания заключалась в том, что отец сразу после родов должен был взять младенца на руки. Именно так был признан Цезарем его незаконнорожденный сын от Клеопатры — Цезарион.
В классический период отвергались только нежизнеспособные Младенцы (monstra). В момент перерезания пуповины все живые дети, рожденные в законном браке, становились членами семьи, а домовладыка обязан был их признавать. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано обратное. Действовало правило: «Отец — это лицо, состоящее в браке с матерью» (Павел).
6.5. Способы установления отцовской власти
Способов установления отцовской власти было два (см. Дигесты, книга 1, титул VII):
» по факту рождения в римской семье;.-* по воле домовладыки (путем узаконивания и усыновления).
Узаконивание (legitimatio) есть установление отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате.
Формы узаконивания:
«последующим браком родителей внебрачного ребенка;
* отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии;
» по милости императора (рескриптом).
Усыновление (adoptio) есть общее понятие, которое разделяется на два вида: adoptio и adrogatio (адопция и адрогация). Действует правило: «Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление» (Модестпин). Усыновление осуществлялось в любом возрасте (усыновляемого) и от имени римского народа.
|
|
Адопция — это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями семейства»).
В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме).
Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манципация, для девочки — одна фиктивная ман-ципация.
В классический и постклассический периоды процедура адопции регулировалась следующими правилами:
1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет;
2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол);
3) адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца);
4) если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать);
5) при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перейдет под власть своего отца;
6) даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Уль-пиану);
7) иногда вначале эманципируют, а потом усыновляют;
8) не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично;
9) адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольноотпущенником или рабом).
Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом).
В Риме с помощью этого института происходила передача императорской власти.
Адрогация осуществлялась властью народа, по отношению к женщинам применялась только по рескрипту принцепса (Гай).
Этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что усыновителя и усыновленного опрашивали, желают ли они этого.
Особенности адрогации:
* усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего семейного культа;
» прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления очень тщательно регулировались все имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат выяснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица);
«усыновленный получал право наследования;
«дети усыновляемого также переходят под власть усыновителя в качестве внуков.
Условия адрогации:
* усыновляет только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период — например, когда имела детей и они умерли);
* усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать
отцовской властью);» лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его
подвластных под власть нового домовладыки);» быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше
60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»;
* возраст усыновляемого — любой, «даже младенец» (Модестпин);
» усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не может иметь детей, в том числе и скопцы, и неженатые);
» усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновление должно быть полезно для сироты);
«при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эман-ципируют;
* нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан);
» нельзя усыновлять чужого вольноотпущенника (Ульпиан);
» нельзя усыновлять тому, кто является опекуном над лицом моложе 25 лет;
|
|
» надо давать поручительство об имуществе усыновляемого, составить дополнительное завещание (на случай смерти сироты до достижения совершеннолетия устанавливался дополнительный наследник) — без этого возможен иск против усыновителя;
.» с усыновлением достоинство усыновляемого увеличивается (так, сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором, и его сын также сохраняет принадлежность к сенаторскому сословию);
» всякий может усыновить кого-то на положение внука, даже если у него нет сына;
» вторичное усыновление не допускается (одного лица), «не подобает иметь временного сына»;
» долги усыновленного переходят на приемного отца.