Гигиенические особенности службы в отдельных родах войск

Мотострелковые войска являются одним из основных родов Сухопутных войск. Их техническое оснащение неуклонно возрастает Наличие боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров и других машин сделало мотострелковые части подвижным и маневренным родом войск, существенно повысило защищенность личного состава от поражающего действия всех видов оружия, в том числе и ядерного.

Действуя на быстроходных бронированных машинах высокой проходимости, мотострелковые войска способны совершать марши на большие расстояния, гибко и быстро маневрировать на поле боя. Используя почти все виды вооружения и техники (танки, ракетные установки, артиллерию и т. п.), мотострелковые войска, взаимодействуя с другими родами войск, способны быстро переходить от одного вида боя к другому: успешно прорывать с ходу оборону противника, наносить ему в короткий срок поражение во встречном бою, неотступно преследовать его на большую глубину, форсировать с ходу водные преграды и прочно удерживать захваченные рубежи и объекты.

Возросшее техническое оснащение и многообразие сложных боевых задач, решаемых мотострелковыми войсками, привело к существенному увеличению количества и интенсивности действия неблагоприятных для здоровья и боеспособности личного состава факторов окружающей среды. Однако выделить эти факторы, как характерные только для мотострелковых войск, в настоящее время невозможно.

В самом деле, характер военного труда танкистов, входящих в состав мотострелковых войск, не отличается от такового в танковых войсках; личный состав ракетных подразделений встречается с теми же вредными факторами, что и личный состав ракетных войск; военный труд артиллеристов в составе мотострелковых войск имеет такие же особенности, как и в артиллерийских частях и соединениях и т. д. В связи с этим названные особенности рассматриваются в соответствующих разделах учебника К наиболее специфическим особенностям труда мотострелков относятся: совершение маршей на длительные расстояния в боевых машинах пехоты, бронетранспортерах и автомобилях; обычные и форсированные передвижения пешим порядком (глава VI); ведение огня из обычного стрелкового оружия, в том числе из замкнутых пространств, каковыми являются десантные отсеки БМП; длительное пребывание в окопах и других фортификационных сооружениях во время оборонительных боев и т. п.

Танковые войска. Танк представляет собой боевую машину с мощным сильным мотором и вооружением, защищенную прочной броней и обладающую высокой проходимостью. Основными частями танка являются: броневой корпус, вооружение, двигатель, передаточные механизмы и ходовая часть.

Основными видами деятельности танкистов, кроме обычной армейской (строевая и огневая подготовки, наряды, дежурства и т. п.), являются обслуживание машин, ремонтные работы, а во время войны – бой и специальная обработка машин (дегазация, дезактивация и дезинфекция).

Условия деятельности танкистов характеризуются специфическими особенностями, которые осложняют и затрудняют работу, неблагоприятно сказываются на боеспособности и даже здоровье: малые размеры рабочих мест и наличие металлических ограждений и предметов; ограничение обзора и низкое освещение рабочих мест, возможность действия высоких и низких температур; измененный химический состав воздуха и большая его запыленность; контакт с горючими и смазочными материалами; действие шума, вибраций и сотрясений; большая физическая и нервно-психическая нагрузка и др.

Габариты рабочих мест. Внутренний объём обитаемого отделения танка не превышает 4 м3, но фактически он еще меньше, так как часть пространства занята казенной частью орудия и другим оборудованием. Высота - ниже роста среднего человека. Это ограничивает свободу движений членов экипажа, затрудняет пользование приборами и механизмами и заставляет работать в вынужденном положении. Основная тенденция современного танкостроения – дальнейшее снижение высоты боевых машин, что приводит к еще большему уменьшению объема обитаемых отделений, вынуждает сокращать численность экипажа до трех человек (командир танка, наводчик и механик-водитель) и еще более ухудшает условия их работы (механик-водитель располагается в полулежачем положении).

Наличие металлических ограждений и предметов с множеством выступов и острых углов требует постоянного внимания и высокой координации движений во избежание ушибов тела и повреждений кожи танкистов, особенно при движении танка по пересеченной местности.

Ограничение обзора и колебания освещенности. Условия наблюдения, в особенности из движущегося танка, вследствие ограниченности поля зрения крайне неблагоприятны и требуют большого напряжения внимания, хорошего зрения и систематической тренировки в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Особенно трудно вести наблюдение за местностью ночью, когда все предметы приобретают серый цвет, контуры их расплываются, глубинное зрение ухудшается, нарушаются пространственные представления, предметы кажутся более близкими, чем в действительности, размеры их увеличиваются, а движение светящихся объектов кажется более быстрым, чем на самом деле.

Условия наблюдения зависят также от освещения внутри танка. Днем при открытых люках освещенность колеблется от 30 до 250 лк, при закрытых – снижается до 10, даже 2 лк и менее. Столь низкая освещенность внутренних поверхностей танка затрудняет адаптацию глаз при переводе взгляда от ярко освещенных наружных предметов к внутренним. Ночью наблюдение за слабоосвещенной местностью, особенно при выключенных фарах, затрудняется, если внутри танка излишняя освещенность или ярко освещены шкалы приборов. В связи с этим искусственное.освещение должно строиться с расчетом максимального облегчения адаптации глаза. Оно должно обеспечивать свободную работу с контрольными приборами, чтение карты, ведение записей и т. п.; вместе с тем оно должно максимально облегчать адаптацию к слабому освещению днем внутри танка, а ночью – вне его.

В настоящее время в танках широко используются приборы ночного видения, трансформирующие тепловые излучения в видимый свет, излучаемый специальными экранами. Использование этих приборов существенно улучшает условия наблюдения из танка в ночное время и повышает эффективность ведения огня.

Вибрации, сотрясения и шум. Вибрации и сотрясения в танке есть следствие работы двигателя и езды по дорогам и местности с неровным профилем. Вибрации в танке, возникающие при работе двигателя, носят ритмичный характер, амплитуда их обычно невелика, действуют они на организм танкистов изолированно только при работе двигателя на холостом ходу.

Гораздо более неблагоприятное влияние оказывают аритмичные, толчкообразные колебания при движении танка. Колебания танка носят сложный характер и могут иметь различную направленность: горизонтальную, вертикальную, угловую и т. д. Число и сила сотрясений во многом зависят от профиля местности и квалификации водителя. Амплитуда и ускорение при толчках и сотрясениях часто достигают таких величин, что танкисты могут получить ушибы и ранения. Кроме того они вызывают утомление членов экипажа, вынужденных все время прилагать мышечные усилия для сохранения равновесия, существенно усложняют условия работы экипажа, создавая помехи для ведения прицельного огня на ходу, мешают наблюдать за полем боя и пользоваться оптическими приборами, могут вызвать явления укачивания.

Добиться уменьшения тряски и вибраций в танке (до нормативных параметров плавности хода) можно улучшением системы подрессоривания, амортизаторов и сидений. Важное значение имеют также специальная и общая физическая тренировка личного состава, а также профессиональная тренировка экипажа, особенно наводчика и механика-водителя, с целью выработки навыков вождения и стрельбы из движущегося танка.

Основным источником шума в танке является движитель, то есть ходовая часть. К этому добавляется шум двигателя и оружия (пушки и пулемета) во время стрельбы, от ударов пуль и осколков о броню и пр. Уровень шума в движущемся танке может достигать 130 дБ, что намного превышает границу адаптации. Затрудняется речевая связь. При длительном воздействии шума существенно снижается слуховая чувствительность.

Для индивидуальной защиты от шума и улучшения речевой связи используются летний и зимний танкистские шлемофоны с вмонтированными противошумами, которые существенно снижают уровень интенсивности шума (до 45 дБ), телефонными наушниками и ларингофонами. На лобной и теменной частях внутри шлемофона располагаются ребристые валики из губчатой резины или поролона, защищающие голову танкиста от случайных ударов при движении танка. Зимний шлем, кроме того, защищает голову от холода. Однако длительное использование шлемофонов затрудняется тем, что вмонтированные в них противошумы оказывают значительное давление (примерно 5 кг по периметру) на подлежащие ткани головы.

Микроклиматические условия. Температура воздуха внутри танка зимой на 4-80 выше температуры наружного воздуха. Охлаждению членов экипажа способствуют большие скорости движения воздуха и отрицательное излучение на ограждения. Контакт с холодными металлическими поверхностями рукояток рычагов управления, педалями, полом, а также малоподвижность танкистов в свою очередь увеличивают вероятность охлаждения.

Предупреждение общего переохлаждения и отморожений достигается устройством системы отопления за счет тепла отработавших газов, покрытием термоизолирующим (негорючим) материалом внутренней поверхности пола, сидений, рукояток рычагов, педалей и других предметов, использованием соответствующих условиям одежды и обуви. Принимаются меры к обогреванию людей во время стоянок и привалов за счет активных движений, а при малейшей возможности – в теплых помещениях.

Летом температура воздуха внутри танка может достигать 400 – 500 С. Перегреванию способствует высокая радиационная температура, так как отдельные участки брони нагреваются до 65-70°. В этих условиях благотворно на теплообмен танкистов влияет движение воздуха, увеличивая теплоотдачу, главным образом за счет испарения. Предупреждению перегреваний способствуют: применение кондиционеров, принудительная вентиляция подкостюмного пространства, усиление общеобменной вентиляции за счет открывания люков, включения искусственных средств подачи воздуха (вентиляторов, сепаратора-нагнетателя, фильтро-вентиляционной установки и т. п.), снижение физической нагрузки в жаркое время, обеспечение доброкачественной охлажденной питьевой водой, привалы с выбором стоянок в тени и выходом людей из машин.

Запыленность воздуха. При движении танков по грунтовым дорогам или по бездорожью в сухое время года через люки и смотровые щели в обитаемое отделение танка проникает огромное количество пыли, которая покрывает поверхности, стекла смотровых приборов, снижая видимость и ухудшая условия наблюдения.

Пыль способствует возникновению у членов экипажа конъюнктивитов и блефаритов, катаральных воспалений дыхательных путей, гнойничковых заболеваний, снижает воздухо- и паропроницаемость их одежды.

Вместе с пылью в обитаемые отделения танка могут попадать боевые отравляющие и радиоактивные вещества, а также бактериальные средства.

Для уменьшения поступления пыли внутрь танка необходимо при движении в колонне выдерживать дистанцию между машинами (примерно 50 м) и периодически производить смену машин, идущих в голове и хвосте колонны. В случае марша по чрезвычайно запыленной местности целесообразна герметизация танка с подачей воздуха через сепаратор-нагнетатель. Для защиты глаз и органов дыхания используют защитные очки, респираторы и противогазы.

Химические вредные вещества.В процессе боевой деятельности танкисты контактируют с пороховыми и выхлопными газами, продуктами пламегасящих смесей, горючесмазочными веществами и продуктами их пиролиза, с различного рода растворителями, используемыми при ремонте двигателей и др.

Пороховые газы. Загрязнение воздуха в танке происходит при стрельбе из пушки и пулеметов вследствие попадания пороховых газов из канала ствола при открывании затвора, а также из стреляных гильз.

Количество и концентрация пороховых газов в воздухе танков зависят от калибра орудия и его конструктивных особенностей, состава порохового заряда, темпа и продолжительности стрельбы, вида и эффективности работы вентиляции, степени герметизации танка и др.

Снижение концентрации пороховых газов обеспечивается за счет естественной вентиляции, работы приточных и вытяжных вентиляторов, сепаратора-нагнетателя и фильтро-вентиляционной установки. Кроме того, для ограничения попадания пороховых газов в боевое отделение в конструкции передней трети ствола устанавливается эжекционное устройство в виде кольцевой камеры вокруг ствола, из которой после вылета снаряда под большим давлением истекают газы в направлении дульного среза, увлекая за собой пороховые газы не только из канала ствола, но и из боевого отделения танка.

Отработавшие газы могут попадать внутрь танка от впереди идущей машины или от своего же двигателя при попутном ветре и на остановках, а также при работе двигателя в закрытом помещении (танковые боксы, мастерские). Отработавшие газы современных танковых двигателей содержат относительно мало оксида углерода, но обладают неприятным запахом и оказывают сильное раздражающее действие на слизистые оболочки за счет альдегидов и сернистого ангидрида, образующихся при сгорании тяжелых видов топлива.

Горюче-смазочные материалы. В качестве горючего (топлива) для танков используется дизельное топливо, А в качестве смазочных материалов – смазочные масла. Попадая на нагретые поверхности двигателя и брони, они могут испаряться и разлагаться с образованием альдегидов, непредельных углеводородов и продуктов их возгонки, обладающих резким раздражающим действием. Заметное количество продуктов пиролиза может накапливаться в боевом отделении сразу после остановки двигателя.

Загрязнение одежды и кожи горюче-смазочными веществами может вызывать пиодермии и фурункулез. Для их профилактики необходимо обеспечение экипажа танка маслобензонепроницаемой одеждой, соблюдение танкистами правил личной гигиены и техники безопасности, а также полноценное питание, повышающее общую резистентность организма.

При использовании многотопливных двигателей танкисты могут подвергаться также воздействию этилированного бензина и этиловой жидкости, содержащей более 50% тетраэтилсвинца, поэтому танкисты должны знать правила работы с этими веществами и соблюдать меры профилактики отравлений

Очень важно содержать в исправном состоянии тару, применять только закрытые механические способы перелива горючего. Личный состав, обслуживающий технику, обязан пользоваться спецодеждой. Запрещается использование бензина или керосина для мытья рук, а тем более засасывание горючего в шланг ртом. Строгое соблюдение правил личной гигиены также дает немалый эффект в предупреждении вредного влияния топлива и смазочных материалов.

Физическая и нервно-психическая нагрузка. Вождение машин и особенно марши связаны с большой нервно-психической и физической нагрузкой, прежде всего механика-водителя. Однако и остальные члены экипажа, особенно после длительных (многодневных) маршей, вследствие действия ряда неблагоприятных факторов и статического напряжения испытывают значительное физическое и нервно-психическое утомление, сопровождающееся снижением работоспособности. Даже после суточного марша на 250-300 км отмечены ослабление внимания, уменьшение объема памяти, снижение мышечного тонуса, повышение порога слуха, ухудшение точности наводки и результатов стрельбы, увеличение числа ошибок при вождении и т. п. Особенно ответственным и напряженным видом труда танкистов является выполнение огневых задач, а во время войны – бой.

Подводное вождение танков. Современные танки могут преодолевать водные рубежи по дну водоемов. Для этого они оснащены оборудованием, техническое совершенство которых позволяет экипажу без риска для здоровья выполнять такую боевую задачу. Однако нарушения правил эксплуатации, правил техники безопасности могут привести к серьезным последствиям. Так, если при подводном вождении в танке создается разрежение и через воздухопитательную трубу вместе с воздухом будут засасываться отработавшие газы, возможно отравление ими. Неправильное пользование изолирующим противогазом может привести к баротравме.

В профилактике возможных неблагоприятных последствий подводного вождения танка большое значение имеют тренировки, проводимые в ходе занятий по боевой подготовке и грамотное медицинское обеспечение легководолазной подготовки танкистов.

Воздушно-десантные войска (ВДВ). Основными особенностями службы в ВДВ являются постоянная готовность к перелетам на большие расстояния, к совершению парашютных прыжков в различных погодно-климатических условиях, в любое время года и суток, готовность к решительным боевым действиям после приземления, а также к быстрому и скрытному маневрированию на незнакомой местности. Все это требует от десантников физической выносливости, эмоциональной устойчивости, силы воли, технических и других знаний и навыков. Такие качества формируются в процессе длительной физической и специальной подготовки.

В ходе физической подготовки вырабатываются сила, выносливость, быстрота реакции, приемы индивидуальной борьбы, устойчивость вестибулярного аппарата, способность владеть своим телом, ориентироваться в пространстве и другие качества. Тренировка проводится на специальных и обычных спортивных снарядах, а также со специалистами-инструкторами.

Парашютно-десантная подготовка заключается в приобретении надежных навыков подгонки, укладки и надевания парашютов, правильного распределения и закрепления выкладки (оружие, ранец, специальное снаряжение), само- и взаимоконтроля. Подготовка включает отработку приемов быстрой посадки в самолет и правильного в нем размещения, отделения от самолета по команде, раскрытия парашюта, действия в воздухе при снижении на основном куполе и при использовании запасного парашюта, освоение техники приземления и гашения купола, способов быстрого освобождения от подвесной системы. Эти навыки приобретаются в ходе многочасовых тренировок на макетах военно-транспортных самолетов, подвесных системах, троссовых горках и т. п.

Во время перелетов на личный состав могут действовать перепады атмосферного давления, недостаток кислорода, шум и вибрации, низкие температуры, а при посадках на промежуточные аэродромы – резкие перепады температур, укачивание и другие неблагоприятные факторы.

Перепады барометрического давления наблюдаются в негерметизированных десантных кабинах, при подъеме самолета и его снижении, а также при спуске на парашюте. Известно, что даже при сравнительно небольших перепадах давление внутри полостей тела человека отстает от изменений внешнего давления. Это воспринимается как «распирание», давление на барабанные перепонки, «закладывание» ушей, болезненность в области синусов и т. д. В этих случаях часто бывает достаточно сделать глотательное движение, чтобы выровнять давление в среднем ухе. При перелетах в герметических десантных кабинах резкая разгерметизация на высотах более 8 км или выход из кабины для прыжка с парашютом может вызвать декомпрессионные явления с резкими болями в мышцах и суставах, сердечно-сосудистыми нарушениями и расстройством функции центральной нервной системы, вплоть до парезов и параличей.

На высотах более 4-5 км начинает сказываться недостаток кислорода. Сначала возникают учащение дыхания, пульса, эйфория; в дальнейшем развивается картина так называемой «высотной» болезни. При этом ощущаются головная боль, слабость, повышенная утомляемость, эйфория сменяется угнетенным состоянием и апатией. Точность и координация движений нарушаются, появляется некритическое отношение к действительности. Для предупреждения гипоксии используется бортовая система, подающая кислород в кислородные маски к каждому месту десантника. Внезапное отключение от бортовой кислородно-дыхательной системы на высоте 8-9 км может привести к развитию острой.кислородной недостаточности и потере сознания уже через 1,5-2 мин.

Интенсивность шума, создаваемого двигателями самолета, в десантно-грузовой кабине достигает 100-120 дБ. Энергетический максимум его расположен в области низких и средних частот (200-500 Гц). При полете на больших высотах энергетический максимум сдвигается в область высоких частот порядка 4-5 кГц. Длительное шумовое воздействие вызывает у десантников понижение слуха, наиболее выраженное в диапазоне частот от 2000 до 8000 Гц, и замедление речи. После четырех-пяти часов полета полное восстановление слуха и артикуляции наблюдается лишь в результате суточного отдыха.

Перепады температуры наиболее значительны в летнее время при полетах на большой высоте, где воздух имеет минусовые температуры (-300 на высоте 7 км), в то время как дневные температуры на аэродромах могут достигать 30-400 тепла. Поэтому опасность заболеваний на почве быстрого охлаждения при подъеме на высоту летом особенно велика. Отрицательное влияние столь больших перепадов температуры в негерметизированной десантно-грузовой кабине может быть ослаблено целесообразной экипировкой десантников. Эти обстоятельства нужно непременно учитывать при планировании гигиенических мероприятий.

Состояние укачивания возникает во время полетов в плохих погодных условиях, в облаках и т. д. и проявляется, в первую очередь, у лиц с недостаточной функциональной устойчивостью вестибулярного аппарата. У них ухудшается общее состояние, появляются бледность кожных покровов, тошнота, рвота, дискоординация движений и резкое снижение работоспособности. В целях профилактики укачивания рекомендуются тренировки на качелях, лопинге, гимнастическом колесе, троссовой горке, прыжки с трамплинов и т. д.

Прыжок с парашютом – наиболее сложный и наиболее ответственный способ десантирования. Этот специфический вид военного труда требует высокой собранности и силы воли, вызывает большое эмоциональное напряжение, которое является естественной приспособительной реакцией организма, максимальной мобилизацией внутренних резервов для успешного завершения прыжка. У большинства парашютистов эмоциональное напряжение достигает максимума, к моменту команды «пошел». Обычно после прыжка напряжение исчезает, и уже через сутки состояние организма практически нормализуется. Затянувшееся эмоциональное напряжение при неожиданных задержках, переносе момента старта может смениться утомлением и депрессией.

Прыжок с парашютом предъявляет высокие требования к физиологическим системам, обеспечивающим пространственную ориентировку десантника, в первую очередь к вестибулярному аппарату.

После отделения от самолета парашютист некоторое время свободно падает. Обычно свободное падение занимает несколько секунд, прекращаясь с раскрытием купола стабилизирующего парашюта, а если прыжок совершается без стабилизации – то с раскрытием купола основного парашюта. В момент раскрытия парашюта десантник испытывает значительный динамический удар, вызванный резким изменением скорости. Сила удара прямо пропорциональна градиенту скорости и весу парашютиста и обратно пропорциональна времени торможения. Поскольку во времени динамический удар достаточно растянут (около двух секунд), серьезной опасности парашютист не подвергается, если у него хорошо подогнано снаряжение, а вооружение и груз правильно и тщательно закреплены. Опасность динамического удара заметно возрастает при десантировании на большой скорости, поэтому к моменту выброса парашютистов скорость полета приходится уменьшать.

Стадия снижения с раскрытым куполом наиболее безопасна для десантника. В условиях тренировочного прыжка в этот период он должен сориентироваться, развернуться по ветру и приготовиться к встрече с землей.

В момент приземления парашютист испытывает удар, сила которого прямо пропорциональна массе парашютиста (с грузом), скорости снижения и скорости ветра. На него приходится от 67,7% до 95% всех травм, происходящих при прыжках с парашютом.

После приземления десант приступает к активным действиям, сопровождающимся значительным риском и большими затратами энергии, то есть эмоциональным и физическим напряжением. Следовательно, на протяжении многих часов и суток личный состав десанта работает в предельно трудных условиях. Достаточно сказать, что отдельным подразделениям приходится после приземления совершать быстрые марши на десятки километров, следуя с грузом до 40-50 кг по незнакомой местности, нередко без дорог и в темное время суток. Энерготраты могут достигать 10 ккал/мин и более. Сохраняют при этом достаточно высокую степень боеспособности лишь физически развитые и хорошо тренированные люди.

Поднятые по тревоге подразделения ВДВ должны быть готовы к действию в любых климатических и погодных условиях. Выдавать разные комплекты одежды и обуви или создавать запас для их смены в ходе боевых действий невозможно, поэтому одежда и обувь личного состава ВДВ должны отличаться универсальностью, хорошо защищать от холода, осадков, ветра, вредных факторов боевой обстановки и в то же время легко трансформироваться, меняя в значительной степени свои тепло- и ветрозащитные, а также другие свойства. Кроме того, она должна быть легкой, не затрудняющей ношение снаряжения, водоупорной, не горючей и обладающей многими специальными качествами. Обувь должна быть удобной, смягчающей удар в момент приземления, а также мягкой, легкой, достаточно теплой (при необходимости), водоупорной.

Современные одежда и обувь десантника не свободны от недостатков. Масса комплекта обмундирования с плащ-палаткой и обувью составляет 5,5-6 кг, а зимнего 10-13,5 кг. Влагозащитные и некоторые другие свойства одежды, а также ее способность к трансформации (в соответствии с изменениями погодно-климатических условий, характером физической нагрузки и особенностями боевой деятельности) нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Масса выкладки воинов-десантников (автоматчиков, пулеметчиков, химиков-разведчиков, радистов и т. д.) слагается из массы одежды, обуви и снаряжения, вооружения с боекомплектом, носимого запаса продовольствия, массы комплекта инженерного, противохимического и другого необходимого солдату имущества, а также специальной аппаратуры и укладок (радиостанций, приборов химической и радиационной разведки, приборов ночного видения, медицинских сумок и т. д.).

Вооружение и боеприпасы автоматчика весят 6,5-8 кг, пулеметчика или гранатометчика – до 12-15 кг. Запас продовольствия, защитный комплект, противогаз, лопата, фляга с водой и прочее имущество (противохимическое, инженерное, медицинское и т. д.) весят до 17-19 кг. Таким образом, суммарная масса выкладки автоматчика достигает 37-38 кг, пулеметчика, гранатометчика – 45 кг и более. Масса выкладки у специалистов обычно больше, чем у автоматчиков. Кроме того, на аэродроме и в самолете каждый десантник имеет на себе два парашюта (основной и запасной) с подвесной системой общей массой до 18-20 кг.

Допустимой принято считать массу выкладки, не превышающий 1/3 массы тела солдата. При средней массе тела в 65 кг выкладка не должна быть тяжелее 22 кг. У солдат парашютно-десантных подразделений масса тела, как правило, достигает 70-72 кг. В этом случае масса выкладки может быть увеличена до 24-25 кг. Выкладка в 37-40 кг и более с гигиенической точки зрения чрезмерна. Поэтому для сохранения боеспособности воинов десанта необходимы улучшение конструкции и облегчение одежды, снижение массы выкладки, рационализация формы носимых предметов и их взаимного расположения.

Гигиенические особенности труда автомобилистов, самоходчиков, артиллеристов и других специалистов, наряду с общими для всех ВДВ, имеют и специфические черты, обусловленные необходимостью работы со специальной техникой. Эта специфика достаточно полно описывается в разделах учебника, посвященных гигиене труда в артиллерии, бронетанковых, инженерных и других войсках.

Артиллерия. Многообразие и различие задач, стоящих перед артиллерией, обусловливает наличие разнообразного артиллерийского вооружения, включающего артиллерийские орудия, минометы, реактивные системы, боеприпасы и артиллерийские приборы. Результатом бурного развития ракетной техники явилось оснащение артиллерийских соединений и частей различными ракетами (оперативно-тактическими, зенитными и т. п.).

В процессе учебно-боевой и боевой деятельности артиллеристы встречаются со многими факторами, оказывающими отрицательное влияние на организм. К особенностям труда артиллеристов относятся большая физическая нагрузка, возможность травматизма, действие ударной воздушной волны, взрывной волны, импульсного шума, газопламенной струи и пороховых газов, обморожений рук в зимнее время.

Обслуживание и ремонт механизмов, переноска больших тяжестей (снаряды, станины лафета и т. п.) требуют значительной мышечной работы. Достаточно сказать, что масса одного снаряда в крупнокалиберных артиллерийских системах достигает 30-40 кг. При установке орудия на позиции и в момент снятия с позиции артиллеристам приходится поднимать массивные станины с опорами-сошниками. Результатом такого напряжения при соответствующей предрасположенности могут быть грыжи, дискозы, растяжения, даже разрывы мышц и сухожилий, и различного рода травматические повреждения (ушибы, переломы и т. п.). Значительный объем работ, сопряженных с большой физической нагрузкой, выполняется личным составом также при оборудовании в инженерном отношении огневых, запасных и ложных артиллерийских позиций.

Травматизм в артиллерии обусловлен также контактом людей с различными тяжелыми металлическими механизмами и инструментами и значительным неудобством работы с ними в рукавицах, особенно при отрицательных температурах окружающей среды. Контакт же обнаженных рук с металлическими поверхностями, резко охлажденными зимой, может вызвать обморожение рук. Снижению травматических повреждений в артиллерии способствуют высокая тренированность, слаженность действий всех номеров артиллерийского расчета, а также обеспечение их в зимний период удобными для работы рукавицами.

Воздушная ударная волна образуется при стрельбе и разрыве снарядов, мин и т. п. Она может быть дульной, баллистической и взрывной.

Дульная волна возникает вследствие выброса из канала ствола под большим (3000 атмосфер и более) давлением пороховых газов. Они сжимают окружающий воздух у дула, создавая положительную фазу волны, длящуюся несколько десятков миллисекунд. Возникшее сжатие передается все более удаленным слоям воздуха, которое распространяется на значительное расстояние. Затем положительная фаза сменяется отрицательной, когда давление падает ниже атмосферного.

Применение тормозов, закрепляемых на дульной части ствола для уменьшения энергии отката орудия, приводит к тому, что энергия дульной волны распространяется в стороны, вверх, вниз и назад и увеличивает возможность поражения артиллерийских расчетов, особенно при отражении волны от окружающих объектов (различные строения, деревья и т. п.). Чем больше калибр орудия, тем выше величина избыточного давления в положительной фазе.

Возникновение дульной волны сопровождается образованием звуковых волн высокой интенсивности, причем в орудиях крупного калибра в основном возникают низкочастотные звуки, в орудиях малого калибра – высокочастотные.

Баллистическая волна образуется вследствие колебания частиц воздуха, вызываемого летящим снарядом. Энергия ее обычно невелика, поэтому ее поражающее действие сказывается лишь на близком расстоянии (около 1м).

Взрывная волна образуется в момент разрыва снаряда (мины, бомбы и др.) в результате чрезвычайно быстрого (взрывного) химического превращения твердых веществ в газообразные с выделением тепла и образованием нагретых, сжатых до нескольких тысяч атмосфер газов, расширяющих фронт сжатия со скоростью до 5-25 км/с.

Взрывная волна, как и дульная, характеризуется двухфазным действием (фаза сжатия и фаза разрежения воздуха). По мере распространения давление и скорость ее падают, и в конечном счете она превращается в обычную звуковую волну с преобладанием в ее спектре инфра- и ультразвуковых частот.

Поражающее действие фронта всех видов воздушной ударной волны тем сильнее, чем больше площадь тела. Удар слоя сжатого воздуха вызывает кратковременную деформацию тела человека и связанную с ней травматизацию органов и тканей, которая в легких случаях сводится к повреждению барабанных перепонок, а в тяжелых – обусловливает закрытую черепно-мозговую травму и многочисленные повреждения внутренних органов.

Таким образом, во время стрельбы из орудий на артиллеристов действуют перепады давления, инфра- и ультразвуковые колебания и сверхсильный импульсный шум (140-170 дБ); характеризующийся крутым нарастанием звукового давления, кратковременностью действия и сравнительно медленным спадом..

Газопламенная струя, возникающая при запуске реактивных снарядов, как и ударная волна, вызывает мгновенное нарастание давления на поверхность тела и множественные поражения типа закрытых травм. Однако вследствие большей продолжительности действия (десятые доли секунды или секунды) газодинамическое давление вызывает в организме значительно более тяжелые повреждения, зачастую не совместимые с жизнью, кроме того, ожоги различной степени от действия сильно нагретых потоков газов, а также ушибы и повреждения различных частей тела в результате отбрасывающего эффекта.

Пороховые газы, истекающие из дульного тормоза артиллерийских систем (особенно безоткатных орудий) в стороны и назад, создают дополнительную опасность поражения артиллерийских расчетов и своих войск при размещении орудий в инженерных сооружениях (окопах, дотах, дзотах).

К числу неблагоприятных факторов следует отнести также загрязнение одежды и кожы горюче-смазочными материалами как в процессе эксплуатации подвижных объектов артиллерийской техники (артиллерийские тягачи и т. п.), так и при разборке и чистке материальной части орудий.

Войска радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ) предназначены для проведения мероприятий по защите войск в случае применения противником оружия массового поражения. Для решения этой задачи в их составе имеются подразделения разведки, специальной обработки и дегазации обмундирования и снаряжения, дегазации местности и другие.

Подразделения разведки проводят исследования воздуха, местности, водоисточников и других объектов на зараженность радиоактивными, отравляющими веществами и бактериологическими средствами, устанавливают вид и степень заражения, обозначают границы зон радиоактивного и химического заражения, определяют пути их обхода, осуществляют контроль зараженности личного состава, вооружения, техники и запасов материальных средств радиоактивными и отравляющими веществами, ведут учет радиоактивного облучения солдат и офицеров и наблюдают за метеорологическими условиями.

Подразделения специальной обработки проводят помывку людей, зараженных радиоактивными и отравляющими веществами, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию вооружения, техники и запасов материальных средств, снаряжают дегазационные комплекты и приборы, принимают участие в спасательных работах.

Подразделения дегазации местности проводят соответствующую обработку зараженных участков дорог, проходов, пунктов управления, медицинских пунктов и других объектов. Условия труда в них те же, что и в других подразделениях.

Кроме перечисленных выше работ, в частях и подразделениях РХБЗ как в мирное, так и в военное время проводятся ремонт и градуировка радиометрической аппаратуры

Таким образом, условия труда военнослужащих войск РХБЗ характеризуются следующими основными особенностями: значительным объемом работ на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами; пребыванием и работой в защитной одежде и противогазах, которые могут способствовать перегреванию; воздействием комплекса вредных факторов при нахождении в специальных машинах; контактом с вредными химическими веществами, применяемыми для проведения специальной обработки, работой с источниками ионизирующего излучения во время ремонта и градуировки дозиметрических приборов.

Инженерные войска. Основная задача инженерных войск – возведение полевых оборонительных сооружений, устройство и преодоление заграждений, подрывные работы, устройство дорог и колонных путей, возведение переправ через водные преграды, обеспечение войск водой и др.

В процессе возведения котлованных и подземных сооружений возможны механические и электрические травмы, отравления взрывными газами. Травматизм увеличивается вследствие недостатков в организации и санитарно-техническом обеспечении рабочих мест (загромождение выработок, плохое их освещение и проветривание, отсутствие защитных приспособлений, нерациональные спецодежда и обувь и др.), а также в результате утомления личного состава.

Работы по устройству и преодолению минных, проволочных и других заграждений и завалов, отрытию противотанковых рвов и т. п. связаны с большой физической нагрузкой, необходимостью использования средств индивидуальной защиты, возможностями получения травм, а некоторые (минирование и разминирование) – и с опасностью для жизни.

Подрывные работы связаны с опасностью получения травм и отравления взрывными газами.

Устройство дорог и колонных путей производится с помощью разнообразной дорожной техники (тракторы, экскаваторы, скреперы, бульдозеры, снегоочистители и т. п.), однако в боевых условиях не исключена возможность широкого использования ручного труда. Вредными факторами, оказывающими действие на водителей дорожных машин и строителей дорог, могут быть дискомфортные метеорологические условия, пыль, вещества, загрязняющие воздух кабин (отработавшие газы двигателей, пары нефтепродуктов), шум и вибрация, вынужденное положение тела при работе, а также перенапряжение отдельных органов и систем организма.

Возведение переправ через водные преграды сопряжено с работами по переноске громоздких и тяжелых деталей (настил, брусья, полупонтоны, якоря и др.). Некоторые работы не требуют значительных усилий, но должны совершаться быстро (укладка и закрепление мостового полотна, установка перил, оснастка понтонов). Большие энерготраты имеют место при управлении плавучими средствами на реке (гребля, ввод понтона в линию моста, закрепление якоря, управление кормовым веслом). Все работы по наведению мостов совершаются в высоком темпе. Наведение переправ, как правило, совершается ночью и при любых метеорологических условиях.

В осенние, весенние и зимние месяцы люди, занятые на переправах, подвергаются воздействию холода и влаги, что может приводить к простудным заболеваниям и отморожениям.

5.7. Гигиенические требования к военной одежде,
обуви и снаряжению

Рациональная индивидуальная экипировка обеспечивает высокую физическую активность и работоспособность военнослужащих. Комплект экипировки состоит из боевой (обмундирование, снаряжение, оружие и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи) и хозяйственной (предметы, требующиеся для организации быта в полевых условиях) частей.

Одежда. Прямое или опосредованное действие одежды на организм человека оказывают ее механические, физические и химические свойства.

Механические свойства одежды подразделяются на общие и конструктивно-механические. К общим относятся масса отдельных предметов и комплектов, толщина одежных материалов и пакетов, слойность, фрикционность, плотность и пористость. Конструктивно-механические свойства определяют соответствие конструкции одежды антропометрическим данным человека и его двигательным возможностям, а также условиям эксплуатации одежды. Эти свойства характеризуют удобство одежды в процессе выполнения военнослужащими учебно-боевой деятельности.

К физическим свойствам одежды относятся теплоизоляционные (воздухопроницаемость, вентилируемость, паропроницаемость, гигроскопичность, влагопроницаемость, теплопроводность, лучепоглощаемость), пылеемкость и электризуемость.

Химические свойства одежды определяют химическую стойкость материалов, способность сорбировать химические вещества и десорбировать их в окружающую среду.

Эффективное функционирование системы «человек – одежда – окружающая среда», возможно только в том случае, когда одежда соответствует антропометрическим данным человека, его двигательным и функциональным возможностям и адекватна изменяющимся параметрам окружающей среды.

Для оценки соответствия одежды антропометрическим данным человека используются размеро-ростовые характеристики, время надевания и снятия одежды, усилия, прикладываемые при ее надевании и снятии, а также субъективные ощущения человека. Соответствие конструкции одежды двигательным возможностям человека определяется по максимальным амплитудам активных движений в крупных суставах верхних и нижних конечностей одетого человека, усилиям на преодоление сопротивления одежды при выполнении движений, уровню давления одежды на тело в динамике, а также по точности, скорости и темпу рабочих движений.

О тепловом состоянии человека можно судят по величине температуры «ядра» и «оболочки» тела, экстраренальной потере воды, функциональному состоянию кардиореспираторной и других систем организма.

Гигиенические требования к одежде имеют своей целью защиту человека от неблагоприятных факторов окружающей среды, обеспечение его работоспособности (боеспособности) и сохранение здоровья. Они распространяются на все гигиенические свойства одежды, дифференцируются в зависимости от природно-климатических зон, для которых предназначена одежда, а также от условий жизни и трудовой (учебно-боевой) деятельности человека и подразделяются на общие и частные. Общие требования распространяются на все виды одежды, независимо от того, кем, когда и в каких условиях она будет эксплуатироваться. К частным требованиям относятся такие, которые распространяются на одежду, предназначенную для конкретных условий эксплуатации.

В соответствии с общими гигиеническими требованиями конструкция и размеро-ростовые характеристики военной одежды должны соответствовать антропометрическим данным и необходимым объемам рабочих движений военных специалистов, геометрическим размерам и объемам рабочих мест, размерам входных и выходных люков боевой техники. Одежда должна легко надеваться и сниматься, не затруднять движения, дыхание, крово-, лимфообращение и отправление естественных физиологических надобностей, существенно не сужать поле зрения и не снижать остроту зрения и слуха, в любых условиях не препятствовать выполнению профессиональных обязанностей и оказанию первой медицинской помощи раненым и пораженным.

Предметы одежды должны хорошо сочетаться по основным размеро-ростовым параметрам между собой, с обувью, спецодеждой, снаряжением и личным оружием. На поверхности одежды не должно быть выступающих деталей и элементов, цепляющихся за оборудование и детали используемой техники.

По своим конструктивно-механическим свойствам одежда должна обеспечивать свободу активных движений в суставах верхних и нижних конечностей одетого человека с амплитудами, для которых разработаны нормативные величины.

Одежда должна защищать кожные покровы от возможных механических травмирующих факторов, кровососущих эктопаразитов, ядовитых животных, колючих и жгучих растений, избыточной солнечной радиации, а также загрязнений пылью, грязью, горюче-смазочными материалами и другими веществами.

Масса отдельных предметов и комплектов одежды в целом должна быть минимальной для данных ее теплоизоляционных свойств и в пакете изделий распределяться равномерно.

По своим теплоизоляционным свойствам одежда должна соответствовать климатическим и погодным условиям, характеру и интенсивности труда, наличию возможностей для обогрева и отдыха людей, а также энергетической стоимости их суточных рационов питания. Во всех случаях она должна обеспечивать сохранение оптимального, допустимого или предельно допустимого теплового состояния организма в течение заданного (необходимого) времени.

Одежда при ее эксплуатации не должна выделять пахнущие и вредные для организма химические вещества и оказывать раздражающее, общетоксическое, аллергизирующее и другое вредное действие на организм человека. Она должна быть немаркой, легко очищаться от грязи и пыли, не терять эксплуатационных и гигиенических свойств после стирки, механической и химической чистки, выдерживать все виды дезинфекции, дезинсекции, дегазации и дезактивации.

Обувь. Обувь предназначается для защиты стоп и голеней от внешних механических и термических воздействий, сырости, загрязнения, укусов насекомых и животных. Наиболее распространенными видами обуви для военнослужащих являются сапоги и ботинки с удлиненными берцами.

К свойствам обуви, в том числе и военной, предъявляются сложные и противоречивые гигиенические требования, которые во многом совпадают с требованиями к одежде. Она должна рационально сочетать гигиенические, эксплуатационные и эстетические свойства с физиологическими функциями нижних конечностей человека и удобством для стопы.

К гигиеническим характеристикам обуви относятся масса и гибкость обуви, амортизационные и фрикционные свойства низа, форма и внутренние размеры изделия, скорость приформовывания к стопе и теплоизоляционные свойства.

Особое значение имеют теплоизоляционные свойства обуви, поскольку в структуре отморожений, особенно в военное время, преобладают поражения стоп.

Защитные свойства от внешней влаги определяются намокаемостью, влагонепроницаемостью и промокаемостью – качествами, которые зависят от свойств материала и конструкции обуви.

Гигиенические характеристики обуви влияют на биомеханику движений, функциональное состояние и физическую работоспособность, обеспечивают необходимый относительный комфорт обутой стопе и в значительной мере определяют общее самочувствие и подвижность военнослужащих при выполнении им учебно-боевой деятельности.

Обувь должна обладать высокой прочностью, сохранять исходные форму, размер и гибкость после увлажнения, высушивания, специальной обработки и при длительном хранении. По своей конструкции и покрою она должна вписываться в общий ансамбль экипировки, сочетаться с одеждой, снаряжением и дополнительными средствами индивидуальной защиты.

Снаряжение. Индивидуальное снаряжение солдат и сержантов мотострелковых подразделений состоит из ремня поясного, лямки плечевой, сумки для магазинов к автомату, сумки гранатной, чехлов для фляги и малой саперной лопаты, мешка вещевого (рюкзака) и чехла для защитных чулок и перчаток. В вещевой мешок (рюкзак) укладываются плащ-палатка, запасные белье и портянки, котелок, кружка, боевой рацион продовольствия или сухой паек. Туалетные принадлежности, полотенце, ложка и предметы хозяйственного обихода помещаются в карман вещевого мешка.

Кроме того, в состав снаряжения входят защитный шлем и противоосколочный бронежилет. В реальных условиях учебно-боевой деятельности военнослужащему необходимо также иметь автомат, 4 боекомплекта патронов, 4 магазина, малую саперную лопату, противогаз, 2 фляги с питьевой водой и ОЗК, а в холодные периоды года – спальный мешок.

Лимитирующими, с гигиенической точки зрения, свойствами снаряжения военнослужащих являются его масса и распределение отдельных предметов на теле человека, поскольку они существенно влияют на устойчивость тела при стоянии и на энерготраты человека. Нерационально расположенное снаряжение стесняет экскурсии грудной клетки, затрудняет кровообращение и обусловливает преждевременное утомление мышечных групп. Кроме того, предметы снаряжения, покрывая около 70% поверхности туловища, затрудняют теплоотдачу и испарение пота с поверхности тела.

Рекомендуемая допустимая величина общей массы носимого военнослужащими снаряжения (включая одежду и обувь) составляет 40 кг, массы рюкзака с имуществом – 24 кг. Масса предметов, размещаемых спереди и сзади, а также на правой и левой поверхностях тела, должна уравновешиваться. Относительно меньшее статическое напряжение мышц и ограничение дыхательной экскурсии грудной клетки имеет место в том случае, если нагрузка в области спины и поясницы превышает нагрузку спереди не более, чем в 2-3 раза.

Подгонка снаряжения должна производиться таким образом, чтобы оно не стесняло дыхания и кровообращения, а также не вызывало потертостей кожных покровов на туловище и конечностях.

Вещевое обеспечение военнослужащих включает снабжение обмундированием, обувью, нательным бельем, постельными принадлежностями, теплыми вещами, спецодеждой, санитарно-хозяйственным имуществом, материалами для пошива и ремонта вещевого имущества, техническими средствами для его химической чистки, ремонта и т.п.; организацию, ремонт и химическую чистку вещевого имущества. Согласно официальным документам оно возлагается на вещевую службу.

Медицинская служба осуществляет контроль за организацией и проведением подгонки одежды и обуви; своевременностью обеспечения военнослужащих всеми положенными видами вещевого довольствия; соответствием носимых одежды и обуви температурным условиям окружающей среды и характеру учебно-боевой деятельности военнослужащих; соблюдением установленных правил эксплуатации одежды, обуви и снаряжения; санитарным состоянием и исправностью одежды, обуви и снаряжения, своевременностью их просушивания, стирки и чистки.

6.1. Санитарно- противоэпидемические (профилактические)
мероприятия при перевозке войск железнодорожным, водным
и авиационным транспортом

Перевозки железнодорожным и водным транспортом в военное время в тыловых районах являются самыми распространенными. При этом формируются воинские эшелоны, под которыми понимается организованная для перевозки в одном поезде или на одном судне воинская часть или ее подразделение.

В железнодорожном воинском эшелоне предусматриваются вагоны для личного состава, изолятор, кухня, вагон для продовольствия (летом- изотермический вагон). Вагоны, подготовленные в санитарном отношении, очищенные от мусора, вымытые горячей водой и продезинфицированные, обеспеченные съемным воинским оборудованием, предоставляет железная дорога. В случае необходимости производится дозиметрический контроль и дезактивация. Подготовленные вагоны проверяются комиссией и пломбируются. В состав комиссии по приемке воинского эшелона в обязательном порядке входит представитель органов санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ, либо врач части для которой наряжается данный эшелон.

Съемное воинское оборудование железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки личного состава, включает доски (в том числе для устройства нар), фонари, ведра, стремянки, рамы оконные, метлы, а в отопительный период — печи с необходимым оборудованием.

Задача войсковой медицинской службы и представителей санитарно-эпидемиологических учреждений и подразделений состоит в том, чтобы путем постоянного наблюдения за личным составом и условиями перевозок выявлять обстоятельства, могущие оказывать неблагоприятное влияние на здоровье и боеспособность солдат и офицеров, и принимать меры для их устранения.

Начальник медицинской службы воинской части, планируя мероприятия по медицинскому контролю железнодорожных перевозок, вначале изучает приказ командира части на организацию перевозки и оценивает обстановку. Необходимые дополнительные сведения он запрашивает у соответствующих должностных лиц и прежде всего у своего начальника по специальности. К нему же он обращается с заявкой на недостающие силы и средства.

Планируемые мероприятия начальник медицинской службы подразделяет на 3 группы: мероприятия подготовительного периода, периода следования эшелона по железной дороге и мероприятия в районе выгрузки.

Приняв решение о порядке медицинского обеспечения эшелона, начальник медицинской службы выделяет врача (или фельдшера) эшелона и ставит ему задачу.

За организацию и осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в эшелоне отвечают: начальник эшелона и его заместители, заместитель по тылу (снабжению), врач (фельдшер) эшелона, командиры подразделений, начальник команды службы РХБЗ и старшие по вагонам.

Старший по вагону обязан выделять солдат для получения пищи, подноски воды и работы на кухне. О всех заболевших он должен немедленно докладывать дежурному по эшелону и командиру подразделения, а после выгрузки обеспечить уборку вагона.

Врач (фельдшер) эшелона в период подготовки к перевозке обязан уяснить радиационную, химическую и эпидемическую обстановку в районе погрузки и на маршруте следования, проверить проведена ли помывка со сменой белья и медицинский осмотр личного состава, проверить доброкачественность продовольствия, получаемого на путь следования, организовать проведение медицинского осмотра и внеочередного бактериологического обследования лиц поварского состава и организовать беседы с личным составом. Средства, необходимые для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, он получает от начальника медицинской службы воинской части.

В пути врач (фельдшер) обходит ежедневно вагоны, проверяя их санитарное состояние и контролируя соблюдение правил личной гигиены; проверяет условия хранения и доброкачественность пищевых продуктов, выдаваемых на довольствие, ведет медицинский контроль за приготовлением и раздачей пищи, снабжением кипяченой водой; руководит санитарной обработкой личного состава; совместно с начальником команды службы РХБЗ проводит бактериологическую разведку, а в случае заражения эшелона бактериальными средствами организует забор проб и передачу их на анализ в ближайшие по пути следования санитарно-контрольные пункты; проводит гигиеническое воспитание личного состава по правилам безопасного поведения при передвижении в эшелоне. Все выявленные в ходе осмотра эшелона больные помещаются в изолятор и госпитализируются на ближайшей остановке в больницы МЗ РФ либо в гарнизонный госпиталь, о чем врач (фельдшер) эшелона через начальника эшелона докладывает по команде.

Если в воинском эшелоне 2% личного состава заболевают однородными или 5% – разнородными инфекционными болезнями, а также при выявлении хотя бы одного больного особо опасными инфекциями (чумой, холерой и др.) воинский эшелон по указанию командования военного округа (флота) направляется в обсервационный пункт. При выявлении хотя бы одного случая заболевания сыпным тифом или при подозрении на заболевание больного изолируют, личный состав вагона на ближайшей узловой станции подвергают полной санитарной обработке, а вагон подлежит дезинфекции или замене.

Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и осуществлением передвижения (передислокации) войск возлагается на специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений МО РФ и МПС. Выполнение их требований, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) при передвижении войск, является обязательным для начальников эшелонов.

В пути следования снабжение эшелона холодной и горячей водой осуществляет администрация железной дороги из расчета не менее 6—10 л/сут на 1 человека. В эшелоне должен быть запас питьевой воды — в котлах, бачках для питьевой воды и флягах.

В пути следования личному составу категорически запрещается использовать продукты питания полученные, либо купленные у населения. Контроль за выполнением данного требования возлагается на комендантскую службу эшелона.

Горячая пища готовится не реже 2-х раз в сутки. Если в эшелоне нет кухонь, то не реже 1 раза в сутки питание производится на военно-продовольственных пунктах, где военнослужащие могут получать до 50% суточной нормы продовольствия. Остальное положенное по норме довольствие выдается сухим пайком. Дневную норму хлеба и сахара целесообразно выдавать по частям вместе с горячей пищей.

На военно-продовольственных пунктах пища должна быть приготовлена не раньше, чем за 30-40 мин до прибытия эшелона. Горячую пищу личный состав может получать в свои котелки. В этом случае должна быть обеспечена возможность мытья горячей водой индивидуальной посуды — котелков, кружек и ложек.

Перед погрузкой в эшелон весь личный состав проходит помывку в бане, при необходимости проводится дезинфекция, дезинсекция (импрегнация) белья, обмундирования и личных вещей. Помывки (санитарные обработки) в пути следования проводятся через 7-8 суток в станционных санпропускниках, банно-прачечных поездах и гарнизонных банях.

Для передвижения (передислокации) войск водным транспортом используются самоходные и несамоходные (транспортные и грузовые) суда, имеющие помещения и палубы, пригодные для размещения личного состава. Площадь на одного человека в грузовых судовых помещениях, не оборудованных нарами, определяется из расчета 0,5-1,3 м2. При установке двухъярусных нар она сокращается в 1,1-1,4 раза, а при установке трехъярусных нар – в 1,6-2 раза, что ведет к еще большей скученности личного состава, чем при перевозке в железнодорожных вагонах.

Поскольку на судах могут размещаться значительные воинские контингенты, командование воинских частей и представители пароходства составляют план приспособления транспорта для перевозки личного состава и техники. Необходимое переоборудование и оснащение судна осуществляется пароходством.

Использование для перевозки войск водного транспорта имеет следующие гигиенические особенности: размещение личного состава подразделений на одном судне, а на речном транспорте – в одном помещении; подверженность большинства людей укачиванию; необходимость создания больших запасов воды и проведения дератизационных мероприятий.

Размещение больших групп людей в одном помещении сопряжено с опасностью распространения эпидемических заболеваний, ухудшением микроклимата, загрязнением воздуха продуктами жизнедеятельности человека. Снижение объема вентиляции чаще происходит ночью, на стоянках, во время шторма и в холодную погоду вследствие задраивания люков и иллюминаторов. Поэтому при рассмотрении плана приспособления судна для перевозки военнослужащих медицинская служба обращает внимание командования на необходимость оборудования дополнительной вентиляции (виндзейли, ветровые желобы-совки, переносные вентиляторы) и использования световых и сходных люков, элеваторных шахт и кожухов дымовых труб для проветривания жилых помещений.

Укачиванию (или «морской болезни») подвержено большинство людей. Одной из профилактических мер, используемых на морских судах, является организация активной деятельности личного состава.

Снабжение подразделений пресной водой при перевозке морем производится в портах на весь путь следования из расчета не менее 10 л в сутки на человека. На морском транспорте создаются значительные запасы питьевой воды, которые требуется сохранить в течение длительного времени. В таких случаях в период подготовки проводится очистка, цементирование и дезинфекция балластных цистерн, заполнение их доброкачественной водой и консервирование ее хлорсодержащими препаратами или ионизированным серебром на специальных установках, находящихся на крупных современных судах.

Для питья используют только обеззараженную воду (кипячение, хлорирование). Забортной водой пользуются для хозяйственных надобностей. За качеством воды устанавливают строгий медицинский контроль. Горячую пищу готовят в судовых камбузах и походных кухнях перевозимых подразделений.

Дератизация является обязательной мерой при подготовке судна для перевозки войск. Проводит ее пароходство.

Для срочной переброски воинских частей и эвакуации, раненых на большие расстояния прибегают к авиационным перевозкам. Для этого используют винтомоторные и реактивные самолеты и вертолеты. Обеспечение воинской части, перевозимой авиационным транспортом, всем необходимым в пути следования является обязанностью командиров соответствующих авиационных и аэродромных частей. Проверку наличия фиксационных ремней для личного состава, надежности крепления грузов, состояния бортовой кислородной дыхательной аппаратуры (КДА) проводят в присутствии представителя военно-транспортной авиации.

Особенности медицинского контроля при выполнении авиационных перевозок связаны с воздействием на организм военнослужащих пониженного атмосферного парциального давления кислорода, что может вызвать аэросинуситы, аэроотиты, высотный метеоризм, гипоксию. Под влиянием небольших перегрузок меняющегося направления у 1—2% личного состава наблюдается укачивание («воздушная болезнь»).

К основным мероприятиям по предупреждению действия неблагоприятных факторов при авиационных перевозках относятся медицинский осмотр личного состава перед полетом, проверка бортовой аппаратуры, максимальное сокращение времени ожидания посадки и вылета, прием пищи не позже чем за 2 ч до вылета и обеспечение горячим питанием на месте посадки; обеспечение доброкачественной водой во время ожидания посадки и в пути следования.

6.2. Санитарно-эпидемиологические (профилактические)
мероприятия при перевозке войск автомобильным транспортом

Самым распространенным способом передвижения подразделений в войсковом и армейском районах является марш на автомобилях, бронетранспортерах или боевых машинах.

Автомобильное подразделение или группа автомобилей, следующих по одному маршруту под единым командованием и выполняющих общую задачу, составляет автомобильную колонну.

Время совершения марша определяется в зависимости от реальной обстановки. Ночные марши обеспечивают большую скрытность и меньшую вероятность боевых потерь, но они вызывают и большую утомляемость личного состава, проводятся более низким темпом, требуют высокой степени выучки водителей, тщательной подготовки машин и дорог. Средняя скорость движения колонн на марше может быть ночью 25-30км/ч, днем 30-40км/ч, среднесуточный пробег автомобильной колонны при одном водителе на машине – до 150-350 км. Время суток распределяется следующим образом: движение – 10-12 ч, погрузка (выгрузка) — 3-4 ч, техническое обслуживание — 1-2 ч, отдых личного состава — 7-8 ч.

Для отдыха личного состава и проверки состояния машин делают малые и большие привалы, а также устраивают дневной (ночной) отдых. Малые привалы продолжительностью 20—30 мин назначают через каждые 2—3 ч движения для разминки, приема пищи и воды. Первый малый привал целесообразно устраивать через 1—2 ч после начала движения. В начале второй половины суточного перехода — через 6—8 ч нахождения в пути — делается большой привал на 2—4 ч для отдыха, приема горячей пищи и осмотра материальной части техники.

Для перевозки личного состава используют только исправный, чистый, при необходимости продезинфицированный транспорт, оборудованный скамьями и тентом. Отвечает за подготовку автомашин начальник автомобильной службы. При расчете норм посадки исходят из 0,27 м2 пола кузова на человека. В современном грузовом автомобиле могут разместиться 21—35 человек.

Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих может оказывать неблагоприятное влияние, сочетанное действие ряда факторов окружающей среды (таблица 6.1), суммарным эффектом которого может быть преждевременное развитие утомления и снижение боеспособности. Особое внимание должно быть обращено на предупреждение отравления выхлопными газами, отрицательное действие которых наблюдается при нарушении дистанции между машинами, при медленном темпе движения, частых остановках без выключения двигателей, при движении колонны по лесным дорогам, в ущельях и долинах, в тоннелях, при безветрии или попутном ветре, а также при движении вместе с танками.

Таблица 6.1. – Неблагоприятные факторы окружающей среды при перевозках автомобильным транспортом и реакция организма

Фактор окружающей среды. Возможная реакция организма человека на воздействие фактора окружающей среды.
Солнечная радиация, высокая температура воздуха, высокая влажность. Перегревание, тепловые удары, фотофтальмия.
Низкая температура воздуха, высокая абсолютная влажность, скорость ветра, снег, (осадки, в виде дождя, снега, града). Охлаждение, отморожение, простудные заболевания, пневмонии, бронхиты, обострение заболеваний костно-мышечной

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow