Семинар 1
Практические задания по темам "Язык как система. Синтаксис как раздел грамматики"
Задание 1. Приведите примеры ситуаций, в которых от знания (использования) языка зависит жизнь или смерть человека.
Задание 2. Самостоятельно заполните таблицу:
Единица уровня в языке и речи | Функции единицы | Уровень, подуровни | Межуровневые единицы |
Задание 3. Определите, к какому из уровней языка относятся следующие единицы: по, к, дом, жизнь, ся, а, бешеные деньги, объегорить, он устал. Определите функции, которые выполняют эти единицы в системе языка.
Задание 4. Прочтите отрывок из сказки Г.Остера «Котенок по имени Гав».
- Я придумал секретный язык, - сказал щенок.
- А зачем секретный?
- Чтоб мы могли разговаривать, и никто нас не понимал... Кука маркука балям барабука!- сказал щенок.
- Очень секретно, - похвалил Гав, - ничего не понятно.
- А теперь, - сказал щенок, - давай я тебе на ушко скажу, что значит «кука маркука».
- Не надо! – сказал Гав. – Не говори.
|
|
- Почему не надо? – удивился щенок.
- Потому что секретно! – сказал котёнок Гав. – И пусть будет секретно. Пусть никому никогда ничего не будет понятно. Даже мне. Тогда у нас будет настоящий совершенно секретный язык.
Прав ли котенок? Можно ли считать такой «язык» настоящим? Какие свойства языкового знака нарушены в «секретном языке» щенка?
Задание 5. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?
Задание 6. Определите, при помощи каких грамматических средств передаются указанные грамматические значения в следующих формах.
а) Грамматическое значение числа: рука – руки, человек– люди,
одно пальто– семь пальто, ребенок– дети, теневой– теневые, спал–
спали, руки’ – ру’ки (Род.п.), hand – hands, man – men, tooth – teeth.
б) Грамматическое значение падежа: кот – кота, без кашне– о
кашне, лисий– лисьего, ночь сменяет день, из леса– в лесу, я– меня, мы
– нас, she – her, they – them, we - us.
в) Грамматическое значение лица и числа: пою– поешь, обсуждаю
– обсуждают, буду знать– будем знать, хотел бы– хотели бы, позови–
позовите, see – saw, know – knew, prepare – prepared.
г) Грамматическое значение рода: проток– протока, выучил–
выучила, простодушный– простодушное, большой неряха– большая
неряха, узнать его– узнать ее.
д) Грамматическое значение вида: подсказать– подсказывать,
собрать– собирать, знать– узнать, выпроводить– выпроваживать.
е) Грамматическое значение степени сравнения: высокий– выше,
низкий– нижайший, старый– самый старый, young – younger - the
youngest, small – smallest.
|
|
Задание 7. Сравните наборы грамматических форм в татарском, английском и русском языках, определите, какие грамматические средства более популярны в русском языке, какие- в английском, в татарском.
а) Русск.: (Им– Пр. падеж ед.числа и Им. падеж мн.числа)
друг, друга, другу, друга, другом, о друге, друзья
– Англ.:(те же формы) friend (N – Loc Sg) – friends (N Pl)
– Тат.: дус, дусны, дуска, дусны, дус белэн, дус турында, дуслар.
б) Русск.: и грать, играю, играешь, играет
– Англ.: to play, I play, you play, he plays
– Тат.: Уйнарга, уйныйм, уйныйсын, уйный.
Задание 8. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами.
Русск.: стол– стола– столу; избегал– избежал; день сменяет ночь
– ночь сменяет день; белый– белее– белейший; синий– синий-синий;
хорошо– лучше; и’глы– иглы’; иду– шел; говорю– говоришь– говорят;
прилежнейший– самый прилежный; разре’зать– разреза’ть; напишу–
буду писать; поехать– поехал бы.
Англ.: man – men; sing – sang; good – better – best; easy – easier –
easiest; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went;
girl – girls.
Задание 9. Какие варианты прочтения предложения предполагают следующие контексты? Каким грамматическим средством определяется эта“двусмысленность” в прочтении?
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Завидовать было некому.
Платье задело весло.
Мать встретила Гузель.
Глаза утомляют яркие краски.