Задание 3. Определите тип ситуации, описывающей данные высказывания

1. Текст переведен.

2. Ребенок играет.

3. Я отправила родителям письмо.

4. Погода хорошая.

5. Мне больно – состояние.

6. Дрова колются топором.

7. Не все, что блестит – золото.

Задание 5. Составьте синтаксическую модель для внеязыковых ситуаций: извлечения, состояния, восприятия, отношения. В предложении, описывающем определенную ситуацию, укажите предикативный минимум и облигаторные распространители.

Задание 6. Как вы считаете, может ли слово обозначать целую ситуацию, как это делает предложение. Что является денотатом следующих односоставных предложений Fire! Winter afternoon.Footsteps in the hall? Другими словами, выражают ли они лишь вещь, предмет или все же целую ситуацию. Обоснуйте свой вывод.

Задание 7. Определите количество пропозиций в каждом предложении и дайте характеристику каждой из них: тип предиката по семантике, средство выражения предиката, актанты:

1) Его нежелание пойти к родственникам показалось ей чрезвычайно обидным.

2) Пушкин советовал молодым писателям учиться живой русской речи у московских просвирен.

3) Жители высыпали на улицу, с любопытством рассматривая входивших в город.

4) Ребенок рисует картину.

Задание 8. Припишите семантические роли актантам следующих предикатов:

(а) Маша прибила доску молотком.

(б) Петя показал нам профессора.

(в) Писем не приходило.

(г) Птенец выпал из гнезда.

(д) Лекция не заинтересовала студентов.

(е) Меня разбудил телефонный звонок.

Задание 9. Определите глубинный падеж выделенного слова.

1. Мама печёт пирожки.

2. Погода огорчает лыжников.

3. У Пети украли мяч.

4. Водой унесло лодку.

5. Мальчик нарисовал картину.

6. Картина радует зрителя.

7. Поезд отошёл от перрона.

8. Я направился в университет.

9. Я иду по коридору.

Задание 10. Дайте примеры на совмещение ролей по следующим схемам:

Локатив+Темпоратив,

Контентив+Каузатив,

Пациенс+Локатив,

Экспериенцер + место,

Агенс + действие + пациенс + инструмент.

Задание 11. Определите логико-семантический тип высказывания (по Н.Д. Арутюновой).

1. Леших не существует.

2. Это растение – фиалка.

3. Здесь никого нет.

4. Погода сегодня ужасная.

5. Море спокойно.

6. Создатель теории относительности – Эйнштейн.

7. Это дерево — сосна.

Семинар 5

Практические задания по теме "Текст как объект лингвистических исследований"

Задание 1. Прочитайте текст. Определите тип текста, его супер- (макро-) структуру. Укажите категории и свойства данного текста, средства их выражения.

Гражданин США завещал псу из Беларуси около


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: