Основные понятия менеджмента
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Местоположение менеджмента в системе общественных наук
Управленческие отношения
Комплекс методов исследования в менеджменте
Законы менеджмента
Структура менеджмента(виды)
Школы менеджмента
Функции менеджмента
Планирование: роль и процесс
11.Пирамида планирования и уровни стратегии
12.Горизонты планирования
Внешняя среда: факторы косвенного воздействия
Внешняя среда: факторы прямого воздействия
Функция организации: понятие, роль
Характеристики, определяющие организацию
Организация как процесс создания структуры. Полномочия и ответственность.
Организационные структуры: понятия, типы виды, характерные черты
Линейная структура
Функциональная структура
Линейно-функциональна, линейно-штабная структуры
Программно-целевая структура
Матричная структура
|
|
Условия эффективности и характеристики механических и органических структур
Участники деятельности организации
Делегирование полномочий
Корпоративная культура и механизм ее формирования
Теории мотивации: содержательные
Теории мотивации: процессуальные
Закон возвышения потребностей
Природа лидерства. Характерные черты руководителя. Типы лидеров.
Стили руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Конфликты в управлении. Виды и причины их возникновения.
Стратегии преодоления конфликтов
Функции контроля и контроллинга: понятие, виды
Технология контроля
Основные требования – критерии контроля и правила контроля
Типы(стадии контроля)
Процесс принятия решений: понятия, классификации
Алгоритм принятия решений
Факторы, влияющие на принятие решений
Методы принятия решений
Характеристики решений
Коммуникации: определение, роль, процесс
Информационное обеспечение: понятие, классификация, требования к качеству информации
Информационное обеспечение: организация массива, потока, технологического процесса переработки информации
Группы: определения, условия формирования
Конфликт: определения, типы принципы и матрица разрешения
Власть и лидерство
Эффективность менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем
1. Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов. Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое функционирование систем управления. Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организациию Задачи менеджмента:1- обеспечение существования предприятия на рынке.. 2- Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества). 3- Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса). 4- Экологическая проблема.(Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды). 5 -Организация работы коллектива.
|
|
2. В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ.
•школа научного управления,
•административная или классическая школа,
•школа человеческих отношений или поведенческая школа,
•количественная школа управления.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.
В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.
3. Менеджмент организации сформировался и развивается на стыке различных областей знания – социологии, теории организации, психологии, права, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук. Поскольку отношения управления являются общественными отношениями, то и изучающий их м-т относится к общественным наукам наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изучения управленческих проблем результатов и методов естественных и технических наук. Различные аспекты проблем управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей знания — экономистов, юристов, психологов, социологов, философов, математиков, инженеров и др.
4. Управленческие отношения
В широком смысле - отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности.
В узком смысле - это связи между субъектами управления.
Управленческие отношения характеризуются:1. Сложностью своего состава;
2. Представляют собой единство объективного и субъективного;
3. Обменом человеческой деятельностью;
4. Властной и невластной природой;
5. Существованием во всех сферах общественной жизнедеятельности, в которых раскрывается конкретное содержание управленческих отношений.
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
|
|
Виды у.о.: 1) субординации (выполнение команд, распорядительство); 2) координации (согласование, договорные отношения); 3) внешние (связи и взаимодействия систем управления); 4) внутренние (внутри системы в процессе управления); 5) простые и сложные (по числу организационных связей между субъектами и объектом управления); 6) постоянные и временные (по времени существования).
У.О. реализуется через управление как вид социальной деятельности. Эффективность У.О. зависит от их научной обоснованности, так как они формируются и развиваются под влиянием закономерностей управления. Основными мотиваторами осуществления У.О. выступают цели, поставленные в управлении. Управленческие отношения могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными).
Формальные у.о - это сис-ма связей между субъектом и объектом управления. Деятельность исполнителей регулируется положениями, инструкциями, приказами, другими нормативными документами.
Неформальные у.о. складываются в рамках служебных связей, но выходят за рамки формально предписываемых правил.