Роман Л.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»: история и остро современная проблематика

Замысел р-на о людях, прошедших через декабризм и изгнание («Декабристы», 1863г.), приводит Т. к эпохе 1812г., с небывалой силой обнажившей мощь и жизнеспособность рус. характера и нации в целом. Начало действия «ВиМ» переносится в 1805 г. Сам Т. воспринимал это ХП как «книгу о прошедшем», не подводимую ни под одну из жанровых форм. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историч. хроника, - писал Т. – «ВиМ» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в кот. оно выразилось». Однако широта философско-исторического синтеза и глубина социально-психологического анализа многообразных проявлений истории в человеке и человека в истории обусловили закрепление за «ВиМ» определения «романа-эпопеи» (Чичерин). Бесконечность процесса духовных извлечений при чтении «ВиМ» органично связано с толстовской задачей выявления общих закономерностей общественного и личного бытия, подчиняющих себе судьбы отдельных людей, народов и человечества в целом, и находится в прямой связи с толстовскими исканиями пути людей друг к другу, с мыслью о возможном и должном человеческом «единении». Война и мир – как тема это жизнь в ее универсальном охвате. Вместе с тем война и мир – самое глубокое и трагическое противоречие в жизни. Размышления над этой проблемой вылились у Т. в исследование взаимосвязи свободы и необходимости, сущности волевого акта личности и объективного результата его последствий в конкретный момент. Размышления о закономерности развития человеческой истории приводят Т. к разделения понятий разум и сознание. В черновых вариантах «ВиМ» Т. рассматривает ряд величайших нравственных «парадоксов» истории – от времен крестовых походов, Карла 1Х и Варфоломеевской ночи до французской революции, - которой не получили объяснение, по мнению Т., ни в одной из историко-философ. концепции. Автор ставит перед собой задачу отыскать новые законы человеческой истории, кот. определяется им как «наука народного самопознания». В основу концепции Т. ложится идея «непрерывного движения личности во времени». «ВиМ» - это картина нравов, построенная на историческом событии. Действие романа охватывает 15 лет и вводит в читательское сознание огромное кол-во действующих лиц. Каждое из них – от императора и фельдмаршала до мужика и простого солдата – подвергается Т. «испытанию» временем. В этом «испытании» обнаруживается и то существенное значение, которое придает Т. способности человеческого «понимания» как в частной, так и в общей жизни людей. Герои Т. эволюционируют нравственно, их изменения не поддаются логики, т.к. «бесконечно малый момент свободы» героев оказывается «закованным временем» - разнонаправленными внутренними побуждениями окружающих людей. Для понимания Т. каждый проходящий день – это факт истории, истории живой, своего рода «эпоха» в жизни души. Например, Болконский этим ощущением значимости каждого проходящего дня не обладает. Идея движения личности в каждый «бесконечно малый момент», положенная в основу философ. концепции «ВиМ», и год разлуки, который предлагает Наташе князь Андрей по произволу отца, в романе явно соотнесены. Понимание приходит к Болконскому на пороге смерти: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Постижение законов истории, точнее – надежда на постижение их, таится по Т., в наблюдении над бесконечно малыми моментами свободы как отдельной личности, так и человечества в целом. Война 1812 г. не только сделала очевидными внутренние побудительные мотивы поступков каждого человека, но явилась тем уникальным событием в жизни России, которое обусловило «однородность влечений» подавляющей массы людей. Понимание того, что + и –,выходит за пределы узких рамок отдельной личности. зыбкость и нечеткость границ м/ду добром и злом заменяется осознанным знанием, знанием общим, народным и постоянно углубляющимся. Оно вырабатывалось «жизнью души» - важнейшим, по Т., источником дух. обновления чел-ва.

Роман «А.Каренина» – остро актуальный для толстовского времени роман. Значительность этого романа не только в том, что Т. показал жизнь рус. женщины 70-х годов и ее окружения, но и изобразил в романе важные стороны русской действительности. «А.К.» содержит широкий и глубокий социально-фолософ. анализ русской пореформенной жизни. Т. показывает, как наряду с разложением старого жизненного уклада стали бурно развиваться новые, не менее жестокие отношения между людьми. У Т. «мысль семейная» переводится из своего частного русла в сферу общего анализа человеческих взаимосвязей периода острейших социальных противоречий.

В «А.К.» скрывается нравственная и общественная несостоятельность «укладывающихся» форм общежития, обнажаются те разрушительные и саморазрушительные тенденции, которые со всей очевидностью проявились в пореформенной действительности 70-х годов. Эгоизму и развращенности буржуазных устремлений (разврат в светском обществе, измены, жизнь на две семьи) Т. противопоставляет в качестве абсолютных этические ценности крестьянского сознания (взятые в их патриархальной неподвижности) как единственное самосозидательное начало. «А.К.» - эстетическая реализация важнейших социально-философских исканий Т., предварившая их логическое оформление в философском трактате (Левин лишь открыл веру для Т., долгий путь еще впереди).

«Воскресение» Роман Л.Толстого «Воскресение» написан для утверждения, что каждый человек самостоятельно способен на духовное обновление. Мыслитель хотел показать, что каждый индивид может стать гражданской личностью с сочувствующей другим душой. Человек не только может, а даже с необходимостью должен «воскреснуть» еще при своей земной жизни. Что умерщвляет человеческие души? Что делает людей бездуховными? Отвечая своим романом на такие доступные вопросы, Толстой раскрывает, что действуют причины, лежащие в условиях бытия людей и присущие их образу жизни.

Для низшего, крестьянского сословия силой, обесчеловечивающей их всех и каждого, является способ их бытия. В массе своей они живут устоявшимися обычаями, образ их жизни предусматривает пребывание в нищете. Не нищету следует признать причиной, обесчеловечивающей крестьян. Эти люди таковы не потому, что они нищие. Они сами, как люди, порождают своим человеческим бытием свою духовную и материальную нищету. Крестьяне живут потребностями и интересами, представлениями и запросами своего сословия. Правоту своих представлений Толстой утверждает, описывая появление на свет Катерины Масловой. Она была шестым ребенком незамужней дворовой женщины. От сословной же судьбы, как показывает писатель, Катю ничего не могло спасти. Не приспособленная к трудовой, простонародной жизни, она обречена была стать игрушкой для сословия господ. Попав в дом прелюбодеяний, она стала публичной девкой.

И все-таки писатель выискивает те условия, в которых может начаться воскресение мертвых душ. Свои надежды он связывает с сословием господ. Для этого Толстой подвергает тщательному анализу воскресение души князя Нехлюдова. Он уверенно утверждает, что влюбленный в Катюшу, но не осознающий своего чувства студент Нехлюдов, если бы его стали убеждать, что он не должен жениться на этой девушке, поступил бы напротив требованиям и нормам сословной морали. Так ведет себя «живая душа». Социальный эгоизм принуждает личность стать моральным эгоистом. Именно религиозное представление о моральном и аморальном еще раз использует Толстой, чтобы утвердить мысль: если практическое грехопадение всегда совершается в процессе жизни, то и воскресение есть практически необходимый акт для живых людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: