double arrow

А.Чехов – драматург.

Уже современники Чехова отмечали в его драмах присутствие эпического. Рамки драматического произведения давали Чехову достаточную свободу, чтобы распорядится более объемным по сравнению с повестью жизненным материалом. Специфика драмы определяется столкновением противоположных характеров. Через конфликт раскрывается общая концепция художника, его видение мира. Через конфликт и в конфликте реализуется возможность драмы. Авторская концепция раскрывается через столкновение полярных философий, жизненных позиций.

В самом деле специфика драмы определяется столкновением противоположных характеров. Через конфликт раскрывается общая концепция художника, его видение мира, своеобразная модель всеобщей жизни. Через конфликт и в конфликте реализуется возможность драмы.

Драматизм лиц является непременным условием драмы, основывается прежде всего на эволюции, движение характеров. Внутренний конфликт обогащает внешние коллизии. Движение характера – психологическая предпосылка такого специфического приема А.П. Чехова, как подтекст, который присутствует в драматургии. Эпичность чеховских пьес – в «раздвоении», в противоречивости характеров. Эпичность сказывается и в отказе от имитаций, Чехов решительно отвергает элементы условности в характерах. Характер у Чехова – это своеобразный центр, в котором фокусируется многообразие мира. И если противоречие характера в драме находит свое разрешение во внешней коллизии. Основой сюжетной колиллизии становится не внешнее столкновение, а противоречия нравственные.

Драма – своеобразная система зеркал, где каждый всматривается в лицо другого, находя собственное отражение. Говоря о близости эпоса и драмы в творчестве Чехова, следует отметить, что поэтика заглавия определяет точки соприкосновения. Будучи тонким стилистом, писатель отказывается от сложных заглавий. Но простота заглавия – кажущаяся простота. В пьесах напротив, отсутствует даже намек на «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - они в какой-то мере «повествовательны». Соотносясь с сюжетом пьес, заглавия создают многозначность, философский план. Много писалось о символике «Чайки», мы же остановимся на будто стилистически нейтральных заглавиях. Заглавие подчеркивает противоречие между мечтой и действительностью. Конфликт этот имеет эпический характер, а не драматический, поскольку в традиционной драме требуется определенность характеров.в поздних драматических произведениях ритм и интонация – то общие, что их сближает. Речевые поузы, темп и тэмбр речи создают своеобразный речевой рисунок в чеховских произведениях.

Между тем драма как раз и отличается такой «распределеностью материала между персонажами». Повествование «в духе тонегероя», требующее объективности автора, являясь специфичной чеховской чертой, как бы формировало поэтику его драмы. Ритмический же строй – частное проявление общности черт. Ожидание лучшей жизни счастливых перемен уносит в раздумья героем лирическую ноту, которая, становится доминантной, организует интонационный рисунок в драме. Исследователи пьес Чехова замичают, что особая «сценичность» создается комбинацией пауз, звуков, музыки, речевыми повторами, особой музыкальностью интонацийю. Все эти черты близки к чертам создающим единый эмоциональный тон повествовательных произведений Чехова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: