На основании вышеизложенного была разработана модель тренинга по развитию мотивации достижения успеха, направленная на обеспечение развития коммуникативной компетентности, уверенного поведения в условиях межличностного взаимодействия, самопонимания (табл. 10).
В этой ситуации наибольший эффект даст не просто социально-психологический тренинг, а тренинг личностного роста.
Тренинги личностного роста направлены на развитие умений для более эффективной организационной деятельности и изучение процессов, происходящих в малых группах. Внимание обращается на проявляющийся в стиле взаимодействия вклад каждого участника в эмоциональный климат группы и процессы принятия ею решений. Ключевой идеей подобных тренингов является стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения потенциала. Трансформация человеческого Я в изменяющемся мире способствует более высокому уровню субъективного благополучия и большей эффективности в профессиональной деятельности и межличностных отношениях.
Цели модели включают следующие аспекты:
- развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты
- постижение межличностных отношений в группе, например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими.
- Развитие уверенного поведения ситуациях социальной интеракции.
Таблица 10. Модель развития мотивации достижения успеха
Название тренинга | Цель | Задачи | Содержание |
«Я сам строю свою жизнь". | способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей. | формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем; знакомство с чертами личности - первичными и вторичными способностями; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей. | 1. «20 Я» 2. «РИСОВАНИЕ СЕБЯ» 3. _«АХ, КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ - РАЗ!» 4. УПРАЖНЕНИЕ_«МОЕ ЛИЧНОЕ МЕСТО» 5. _«ЛЕСЕНКА НА ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ - ЗАМКНУТОСТЬ» 6. КОЛЛАЖ «КТО Я?» |
Тренинг уверенности и управления взаимодействием | • изучить персональные стили поведения и выявить их ограничения; • выработать у участников систему убеждений, свойственных уверенной личности; • отработать навыки уверенного поведения, управления собой и взаимодействием с другими. | • осознание понятий уверенности и неуверенности; • определение источников уверенности и неуверенности; • развитие способности к рефлексии; • развитие самооценки. | 1. Знакомство. 2. Введение понятия уверенности. 3. Структура уверенности. 4. «Я – уверенный человек». 5. «Мяч». 6. «Маркер». 7. «Ходьба». 8. «Интервью». 9. «Продавец – покупатель». 10. Введение источников уверенности – неуверенности. 11. «Паровозик». 12. Права человека на уверенность. |
Тренинг коммуникативных умений | Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов. Развитие навыков работы в группе. Формирование умения рефлексировать по поводу происходящего вокруг | 1. «Интервью» 2. «Зеркало» 3. «Диалог глухонемых» 4. «Немое кино» 5. «Рефлексия» |
Выводы по главе:
1. В сравниваемых группах персонала организации с разным уровнем мотивации достижения успеха выявлены как сходства, так и различия.
Профиль обеих групп совпадал в части показателей невротичности.
Для людей с высокой мотивацией достижения успеха характерны такие личностные особенности, как выраженной потребности в общении, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми.
Отличительными дисфункциональными личностными чертами в группе с низкой мотивацией достижения успеха являются склонность к аффективному реагированию, тревожность, скованность, неуверенность, следствием чего являются трудности в социальных контактах, встречается импульсивность при принятии решений и внесения корректив в программы действий. В данном кластере так же отмечены низкие показатели по шкалам «общительность» и «открытость».
По данным шкалам обнаружены статистически значимые различия, что позволяет заключить, что личности с низкой мотивацией менее склонны:
1) к удовлетворению потребности в общении;
2) к направлению активности, установок и интересов на внешний мир и окружающих людей.
Данные результаты еще раз подтверждают важность коммуникативной и эмоциональной сфер в мотивации успеха.
2. Люди с низким уровнем мотивации достижения успеха обладают меньшей степенью рассогласования между ценностями и их доступностью и меньшими показателями «внутриличностных конфликтов» и «вакуумов» в ценностно-смысловой сфере, чем респонденты с высоким уровнем мотивации. У данной части выборки выделяются лишь три конфликта – в контексте ценностей «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь».
Ощущение экзистенциальной усталости или внутриличностного вакуума испытывают более трети испытуемых в отношении ценностей «активная деятельная жизнь и творчество» и «красота природы и искусства». В группе с высокой мотивацией встречаемость внутриличностных вакуумов в отношении ценности «руководство и управление подчинёнными» на статистически значимом уровне проявляется чаще, чем у низкомотивированных.
3.Существенные различия выявлены в сравниваемых группах по показателям выраженности психологических защит. Так, группа с низкой мотивацией, по сравнению с высокомотивированными характеризовались более высокими показателями по шкалам регрессии, замещения, проекции и реактивного образования. Кластер с высокой мотивацией продемонстрировал повышенные по сравнению с группой с низкой мотивацией баллы по шкале рационализация.
Полученные различия весьма показательны в плане влияния на мотивацию успеха. Так, напряжение защит по типу регрессии и проекции приводит к тому, что личность пассивно ожидает «успеха» и стремится максимально делегировать ответственность за собственную успешность. Сила проективных и заместительных тенденций определяет дефицит осознания проблемных мест в собственной личности и источников хронического стресса. Напряженность защиты реактивным образованием может указывать на то, что у личностей с низкой мотивацией не происходит избавление от чувства своей неуспешности, но достигается какой–то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим.
Таким образом, в параграфе 2.2 удалось подтвердить гипотезу, что в зависимости от особенностей совокупности личностных свойств персонала организации проявляется разный уровень выраженности мотивации достижения успеха, определяющий успешность профессиональной самореализации.
На основании диагностики были предложены рекомендации по преодолению ценностно-смысловых конфликтов в форме схемы алгоритма помощи людям с выраженной конфликтностью в мотивационно-личностной сфере.
Список литературы:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
2. Алмаев H.A. Элементы психологической теории значения / H.A. Алмаев. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 432 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
4. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения в вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Е.Л. Афанасенкова. - М., 2005.
5. Бандура А. Теория социального научения /А. Бандура; пер. с англ. под ред. H.H. Чубарь. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
6. Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека / H.A. Батурин // Вопр. психологии. - 1984. -№ 5. - С. 131-137.
7. Батурин H.A. Успех, неудача и результативность деятельности /H.A. Батурин //Психологический журнал - 1987. - Т. 8. - № 3. - С. 87-93.
8. Боднар A.M. Оптимизм как фактор, влияющий на успешность в профессиональной деятельности /A.M. Боднар, Г.А. Глотова, Ю.Е. Перунов // Психол. вестник Урал. гос. ун-та. - 2005. - Вып. 5. - С. 275-283.
9. Бодров В.А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности / В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ //Психологический журн. - 2001. - Т. 22. - № 2. - С. 90-100.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин- ченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
11. Бочарова Е.Е. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности / Е.Е. Бочарова // Изв. Сарат. ун-та. - 2009. - Т. 9: Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 1. - С. 60-65.
12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 528 с.
13. Буянова, М.В. Социально-психологические факторы мотивации-достижения: дис.... канд. психол. наук / М.В. Буянова. - СПб., 2004. - 179 с.
14. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Изд-во психолого- социального ин-та; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2006. – С. 115.
15. Вилюнас В. Психология развития мотивации /В. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006.
16. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: Дисс. на соискание учёной степени к.п.н. - Екатеринбург, 2010.
17. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: автореф. дис.... д-ра психол. наук / Е.В. Воробьева. - Ростов н/Д, 2007. - 47 с.
18. Глотова Г.А. Дифференциальная психосемантика представлений студентов о социально-психологической адаптации /Г.А. Глотова, И.В. Неуймина, О.С. Андрущенко // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2007. - Вып. 21. - № 50. - С. 234-241.
19. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа; ред. Г.Г. Араке- лов; пер. с фр. H.H. Алипова, В.В. Свечникова. - М.: Мир, 1992. - Т. 2. - 376 с.
20. Горбатков A.A. Модальная зона активности: к проблеме зависимости эмоций от успешности деятельности / A.A. Горбатков // Психологический журнал. - 2004. - №4. - С.77-89.
21. Горбатков A.A. «Информационная» и «энергетическая» модели влияния результатов деятельности на эмоции / A.A. Горбатков // Психологический журнал. - №4.- С. 40-53.
22. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения /Т.О. Гордеева. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.
23. Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров: дис.... канд. психол. наук / Е.Б. Горчакова. - Хабаровск, 2002. - 144 с.
23. Григоричева И.В. Мотивация достижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации: дис.... канд. психол. наук / И.В. Григоричева. - Барнаул, 2003. - 210 с.
24. Дорфман, Л.Я. Я-концепция и мотивы достижения (полимодальный аспект) / Л.Я. Дорфман, О.П. Фенрвентова, Е.В. Дудорова // Образование в культуре и культура образования. - Пермь, 2003. - Ч. 1. - С. 360-362.
25. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
26. Зверева Р.Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения у студентов: автореферат дисс... канд.п.н.., 2004.
27. Зейвальд И.В. Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации: автореф. дис.... канд. психол. наук / И.В. Зейвальд. - М., 2008. - 23 с.
28. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1981. - С. 18-32.
29. Зелигман М. Как научиться оптимизму: советы на каждый день /М. Зелигман. - М.: Вече: Персей, 1997. - 432 с.
30. Ивашкин А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя: автореф. дис.... д-ра психол. наук / А.Г. Ивашкин. — Ставрополь, 2008. - 43 с.
31. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
32.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. –
512 с.
33. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психол. журн. - 1995.-Т. 16.-№2.-С. 27-41.
34. Клегг Б. Как мотивировать людей /пер. с англ. – СПб.: Нева, 2003.
35. Карапетян, Л.В. Исследование особенностей оптимизма и пессимизма у студентов / Л.В. Карапетян, Е.С. Шайхутдинова // Психол. вестник Урал, гос. ун-та. - 2008. - Вып. 6. - С. 332-343.
36. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации /В.А. Климчук. - СПб.: Речь, 2006. - 76 с.
37. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности /В.И. Ковалев. - М., 1988.- 193 с.
38. Корнилова Т.В. Мотивационные тенденции (по опроснику Эдвардса) и готовность к риску у российских студентов / Т.В. Корнилова //Вестн. Московского ун-та. - Сер. 14. - 1997. - № 2. - С. 53.
39. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии /Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
40. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
41.Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: автореф. дис.... канд. психол. наук. /М.Л. Кубышкина. - СПб., 1997.-20 с.
42. Кузнецова Е.Б. Психология соперничества в контексте тендерного подхода: автореф.... канд. психол. наук / Е.Б. Кузнецова. - Хабаровск, 2007. - 26 с.
43. Кузьмин Т.А. Теоретические и методические проблемы исследования уровня притязаний личности / Т.А. Кузьмин //Российский науч. журн. - 2008. - № 4.- С. 120-126.
44. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика / Е.И. Кузьмина. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.
45. Купер К. Индивидуальные различия /К. Купер. - М.: Аспект Пресс, 2000.-527 с.
46. Куприна М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис.... канд. психол. наук /М.В. Куприна. - Хабаровск, 2004. - 225 с.
47. Лапкин М.М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов в вузе /М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева //Психол. журн. - 1996. - Т. 17.- № 4. - С. 134-141.
48. Левин К. Динамическая психология: избр. труды /К. Левин. - М.: Смысл, 2001.-576 с.
49. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1971.- С. 13-39.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
51. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций /Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999.- 16 с.
52. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
53. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире /Д.А. Леонтьев //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово, 2002. - С. 3-34.
54. Личность: теории, эксперименты, упражнения /Р. Фрейджер, Дж. Фей- димен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 864 с.
55. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: учеб. пособие / В.И. Лупандин. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 208 с.
56. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.
57. Магомед-Эминов М.Ш. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации /М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Васильев //Вопр. псиологии. - 1986. - № 5. - С. 161-168.
58. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис.... канд. психол. наук /М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987. - 343 с.
59. Магун, B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощи / B.C. Магун //Психол. журн. - 1991. - Т. 12. - №6.-С. 41-53.
60. Маккелланд, Д. Мотивация человека /Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007.- 615 с.
61. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Образование, 1997.
62. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006. 352 с.
63. Махнач A.B. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности /A.B. Махнач // Психол. журнал. - 1995. - Т. 16. - № 3. - С. 35-41.
64. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию /В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.
65. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие / B.C. Мерлин; Перм. гос. пед. ин-т. Урал, отд-ние О-ва психологов СССР. -Пермь, 1971.-120 с.
66. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества /Р. Мэй. - Львов: Инициатива, 2001. - 128 с.
66.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных /А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
67. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность деятельности /Э.Л. Носенко //Психол. журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 16-25.
68. Общая психология /под ред. Р.Х. Тугешева и Е.И. Гарбера. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 469.
69. Олпорт Г. Личность в психологии / Г. Олпорт //Психология личности в трудах зарубежных психологов /под ред. А.А. Реана. - СПб.,2000. - 320 с.
70. Олпорт Г. Становление личности: избр. труды / Г.Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
71. Олпорт Г. Тенденции в теории мотивации /Г. Олпорт //Проективная психология. - М., 2000. - С. 55 - 67.
72. Палей И.М. Исследование связи между динамикой уровня притязаний и характеристиками интеллекта в зависимости от свойств личности /И.М. Палей, О.Г. Мельниченко //Проблемы общей и инженерной психологии. - Л., 1976. - Вып. 4. – С. 26-36.
73. Перова Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия / Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов //Вопр. психологии. - 2009. - № 1.-С. 51-57.
73. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М., 1992. - 223 с.
74. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис.... д-ра психол. наук (в форме науч. докл.) / В.А. Петровский. - М., 1993. - 76 с.
75. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
76. Петровский В.А. Идея свободной причинности в психологии личности / В.А. Петровский //Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 436-448.
77. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию мотивации / В.Ф. Петренко //Основы психосемантики. - СПб., 2005. - С. 190-205.
78. Платонов К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов. - М., 1986.- 254 с.
79. Реан A.A. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум /A.A. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.
80. Реан A.A. Самоактуализация и самотрансценденция личности /A.A. Реан //Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 305-308.
81. Реан A.A. Социальная педагогическая психология /A.A. Реан, Я.Л. Ко- ломинский. - СПб., 2000. - 416 с.
82. Резанова Н.В. Уровень притязаний в системе личных стремлений (в контексте интегративно-целевого подхода к личности): автореф. дис.... канд. психол. наук /Н.В. Резанова. - Хабаровск, 2007. - 26 с.
83.Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / K.P. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 420 с.
84. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1 - 486 с.
85. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
86. Рукавишников A.A. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF /A.A. Рукавишников, М.В. Соколова. - Ярославль: Психодиагностика, 1995. - 89 с.
87. Сальков A.B. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета /A.B. Сальков // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2002. - № 2. - С. 111-119.
88. Сидоренко E.B. Мотивационный тренинг /E.B. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 233 с.
89. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
90. Сидоров K.P. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / K.P. Сидоров // Вопр. психологии. - 2007. - № 3. - С. 149-157.
91. Собчик JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики /JI.H. Собчик. - СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
92. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 344 с.
93. Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности /В.Н. Степанский //Вопр. психологии. - 1981. - № 6. - С. 59-74.
94. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена Г Г.В. Турецкая //Психол. журн. - 1998. - Т. 19. - № 1.
95. Феногентова О.П. Вопросники полимодальных мотивов успеха и неудачи: теоретические предпосылки и предварительные психометрические результаты /О.П. Феногентова //85 лет высшему профессиональному образованию на Урале /Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - Пермь, 2002. - С. 126-130.
96. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
97. Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
98. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты /Я.С. Хам- мер // Вопр. психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-154.
99. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен. - СПб.: Смысл, 2003. - 860 с.
100. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения /X. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
101. Чистякова В.В. Особенности электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижения: автореф.... канд. психол. наук /В.В. Чистякова. - Ростов н/Д, 2008. - 23 с.
102. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2001. - 135 с.
103. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация /С.А. Шапкин //Психол. журн. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 113-127.
104. Шевченко М.Ф. Как стать успешным?: Программа занятий для старшеклассников /М.Ф. Шевченко. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.
105. Щепкина И.В. Психофизиологические и семейные предикторы согласования интеллекта и мотивации достижения: автореф.... канд. психол. наук /И.В. Щепкина. - Ростов н/Д, 2007. - 23 с.
106. Шмелев, А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигма анализа данных /А.Г. Шмелев //Вопр. психологии. - 1982. - № 5. - С. 34-46.
107. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику /А.Г. Шмелев. - М., 1983.- 158 с.
108. Штернберг Р. Интеллект, приносящий успех /Р. Штернберг. - Минск: Попурри, 2000. - 368 с.
109. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции /К.Г. Юнг. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 211 с.
110.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.
111. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с. [Искусство консультирования]
112. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций: учебное пособие. – Москва: Владос-Пресс, 2006. – 159 с.
113. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org
114. [Электронный ресурс]: http://www.trialog.ru/client/index.php?rash=groupcouns
115. Фролов С.С. Личность и организация: Основные подходы к изучению личности члена организации /Социология организаций. -
116. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха”: Учебное пособие для высшего управленческого состава. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995.
Практикум по экспериментальной и практической психологии: Учеб. пособие / Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под ред. А. А. Крылова. — СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2014. — 312 с.
Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности – М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 252 с.
Романова Е. С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: БАХРАХ-М, 2013. – 128 с.
111. Abdel-Khalek, A.M., El-Nayal, М.А. (1992). Achievement Motivation and It's Relation with Some Personality Variables Among Children of Primary.
111. Schools in Qatar State "A Comparitive Factorial Study".J. of the Educational Research Center, 1 (2),167-203.
112. Accordino D.B., Accordino M.P., Slaney, R.B. (2000). An investigation of perfectionism, mental health, achievement motivation in adolescents.Psychology in the Schools, 37 (6), 535-545.
113. Amabile T.M. (1993). Motivational Synergy: Toward New Conceptualizations of Intrinsic and Extrinsic Motivation in the Workplace. // Human Resource Management Review, 3 (3),185-201.
114. Amabile T.M. (1994). The Delicate Balance in Managing for Creativity. -R&D Innovator, 3 (8).
115. Anderson A., Hattie J., Hamilton R. (2005). Locus of Control, Self- Efficacy, and Motivation in Different Schools: Is moderation the key to success? // Educational Psychology, 25 (5),517-535.
116. Annen H., Kamer B. (2003). Do we assess what we want to assess? The appraisal dimensions at the Assessment Center for Professional Officers (ACABO). Paper presented at the 45th Annual Conference of the International Military Testing Association (IMTA). - Pensacola, USA, 3-6 November 2003.
117. Atkinson J.W. (1964). An introduction to motivation. Princeton: Van No- strand. 1964.
118. Awasthi B. (2002). Role of sex, IQ and SES in developing achievement motivation. //Psycholingua, 32 (2),107-112.
119. Baer J. (1997). Gender differences in the effects of extrinsic motivation on creativity // J. of Creative Behavior, 32,18-37.
120. Bansal Sh., Thind S.K., Jaswal S. (2006). Relationship Between Quality of Home Environment, Locus of Control and Achievement Motivation Among High Achiever Urban Female Adolescents. //J. of Human Ecology, 19 (4), 253257.
121. Bar-Tal D., Frieze I.H. (1975). Achievement motivation and gender as determinants of attributions for success and failure.Pittsburgh University, Learning Research and Development Center.
122. Capa R.L., Audiffren, M. (2008). The interactive effect of achievement motivation and task difficulty on mental effort // International J. of Psychophysi- ology, 70 (2),144-150.
123. Castenell L.A. (1983). Achievement motivation: an investigation of adolescents' achievement patterns. Amer. Educational Research J., 20 (4), 503-510.
124. Cury F., Elliot A.J., Fonseca D.D., Moller A.C. (2006). The Social- Cognitive Model of Achievement Motivation and the 2x2. Achievement Goal Framework//J. of Personality and Social Psychology, 90 (4 ), 666-679.
125. Cury F., Elliot A.J, Sarrazin P., Fonseca D.D., Rufo M. (2002). The tri- chotomous achievement goal model and intrinsic motivation: a sequential meditational analysis //J. of Experimental Social Psychology, 38, 473-481.
126. Deci E.L., Ryan R.M. (2008). Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology, 49 (3),182-185.
127. Dweck C.S. (1986). Motivational Processes Affecting Learning//Amer. Psychologist, 41(Iss. 10), 1040-1048.
128. Dweck C.S., Chiu C., Hong Y. (1995). Implicit theories and their role in judgments and reactions: A world from two perspectives. Psychological Inquiry, 6, 267-285.
129. Elliot, A.J., Harackiewicz, J.M. (1996). Approach and Avoidance Achievement Goals and Intrinsic Motivation: A Mediational Analysis//J. of Personality and Social Psychology, 70(3),461-475.
130. Elliot, A.J., Church, M.A. (1997). A hierarchical model of approach and avoidance achievement motivation. J. of Personality and Social Psychology, 72, 218-232.
131. Elliot A.J., Trash T.M. (2002). Approach-Avoidance Motivation in Personality: Approach and Avoidance Temperaments and Goals // J. of Personality and Social Psychology, 82 (5), 804-818.
132. Fontayne P., Sarrazin P., Famose J-P. (2001). Culture and Achievement Motivation in Sport: A Qualitative Comparative Study Between Maghrebian and European French Adolescents//European J. of Sport Science, 1 (Iss. 4).
133. Hangal S., Aminabhavi V.A. (2007). Self-concept, emotional maturity and achievement motivation of adolescent children of employed mothers and ho- memakers//J. of the Indian Academy of Applied Psychology, 33 (1), 103-110.
134. Heaven P.C.L. (1987). Authoritarianism, dominance, and need for achievement//Australian J. of Psychology, 39 (Iss. 3), 331-337.
135. Ingalls J. (2006). Concurrent Validity between the Achievement Motivation Inventory and Grade Point Average//An Abstract of a Thesis. University of Northen Iowa.
136. James W. (1890). The principles of psychology (vol. 2). New York: Dover. 1950.
137. Kuhl J. (2001). A functional approach to motivation. The role of goal- enactment and self-regulation in current research on approach and avoidance //A. Efklides et al. Trends and Prospects in Motivation Research, 239-268.
138. Lacaille N., Koestner R., Gaudreau P. (2007). On the value of intristic rather than traditional achievement goals for performing artists: a short-term prospective study//International J. of Music Education, 25, 245-258.
139. Leybina A.V. (2007). Intercorrelation between motivation and work creativity of educators // University Herald (State University of Management), 7 (33), 108-112.
140. Martin T., Kirkcaldy B. (1998). Gender differences on the EPQ-R and attitudes to work // Personality and Individual Differences, 24 (Iss. I), 1-5.
141. McGregor H.A., Elliot A.J. (2002). Achievement Goals as Predictors of Achievement-Relevant Processes Prior to Task Engagement //J. of Educational Psychology, 94 (2),381-395.
142. Mehrabian, A. (1968). Male and Female Scales of the Tendency to Achieve. Educational and Psychological Measurement, 28,493-502.
143. Mehrabian, A., Bank, L.A. (1978). Questionnaire Measure of Individual Differences in Achieving Tendency // Educational and Psychological Measurement, 38 (2), 475-478.
144. Mischel, W. (1979). On the Interface of Cognition and Personality: Beyond the person-situation debate//Amer. Psychologist, 34, 740-754.
145. Parsons J.E., Goff S.B., Arbor A. (1978). Achievement Motivation: A Dual Modality//Educational Psychologist, 13, 93-96.
146. Ray J.J. (1982). Achievement motivation and preferred probability of success//The J. of Social Psychology, 116, 255-261.
147. Ray J J. (1980). Achievement motivation as an explanation of authoritarian behavior: data from Australia, South Africa, California, England and Scotland //Chapter in: P.C.L. Heaven (Ed.) "Authoritarianism: South African studies". Bloemfontein: De Villiers, 1980.
148. Ray J.J. (1990). Some cross-cultural explorations of the realationship between achievement motivation and anxiety//Personality & Individual Differences, 11, 91-93.
149. Rotter J.B. (1989). Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable//Amer. Psychologist, 45, 489-493.
150. Scannel E. D., Allen F.C.L. (2000/2001). The Mehrabian Achieving Tendency Scale (MATS): reliability, validity and relationship to demographic characteristics //Current Psychology: Development. Learning. Personality. Social, 19(4),301-311.
151. Schuler H., Thornton G., Frintrup A., Mueller-Hanson R. (2004). AMI- Achievement Motivation Inventory //A Mogrefe Company. Oxford. 2004.
152. Shih C.-C., Gamon J. (2001). Web-based learning: realationships among student motivation, attitude, learning styles, and achievement//J. of Agricultural Education,42 (Iss. 4), 12-22.
153.Skinner, E.A. (1996). A Guide to Construct of Control//J. of Personality and Social Psychology,?1 (3), 549-570.
154. Slade L. A., Rush M.C. (1991). Achievement Motivation and the Dynamics of Task Difficulty Choices//J. of Personality and Social Psychology, 60 (1),165-172.
155. Tohidi N. (1984). Sex differences in Achievement. Career Motivation of Iranian Boys and Girls // Sex Roles, 11 (5/6), 467.
156. Unierzyski P. (2003). Level of achievement motivation of young tennis//J. of Sports Science and Medicine, 2, 184-186.
157. Weiner B. (2000). Intrapersonal and interpersonal theories of motivation from an attributional perspective //Educational Psychology Review, 12, 1-14.
158. Ziegler, M., Schmidt-Atzert, L., Buhner, M., Krumm, S. (2007). Fakability of different measurement methods for achievement motivation: questionnaire, semi-projective, and objective // Psychology Science, 49 (4),291-307.
159. [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/01/19/teoreticheskiy-seminar-tema-predstavlenie-o-ponyatii-sreda
160. [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0471/6_0471-147.shtml
[1] Там же. С. 478.