Построение модели социально-психологического тренинга по развитию мотивации достижения успеха

На основании вышеизложенного была разработана модель тренинга по развитию мотивации достижения успеха, направленная на обеспечение развития коммуникативной компетентности, уверенного поведения в условиях межличностного взаимодействия, самопонимания (табл. 10).

В этой ситуации наибольший эффект даст не просто социально-психологический тренинг, а тренинг личностного роста.

Тренинги личностного роста направлены на развитие умений для более эффективной организационной деятельности и изучение процессов, происходящих в малых группах. Внимание обращается на проявляющийся в стиле взаимодействия вклад каждого участника в эмоциональный климат группы и процессы принятия ею решений. Ключевой идеей подобных тренингов является стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения потенциала. Трансформация человеческого Я в изменяющемся мире способствует более высокому уровню субъективного благополучия и большей эффективности в профессиональной деятельности и межличностных отношениях.

Цели модели включают следующие аспекты:

- развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты

- постижение межличностных отношений в группе, например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими.

- Развитие уверенного поведения ситуациях социальной интеракции.


Таблица 10. Модель развития мотивации достижения успеха

Название тренинга Цель Задачи Содержание
«Я сам строю свою жизнь". способствовать осознанию себя (своей личнос­ти) и пониманию других людей. формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутрен­ний мир и ориентация в нем; знакомство с чертами личности - первичными и вторичными способно­стями; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей. 1. «20 Я» 2. «РИСОВАНИЕ СЕБЯ» 3. _«АХ, КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ - РАЗ!» 4. УПРАЖНЕНИЕ_«МОЕ ЛИЧНОЕ МЕСТО» 5. _«ЛЕСЕНКА НА ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ - ЗАМКНУТОСТЬ» 6. КОЛЛАЖ «КТО Я?»
Тренинг уверенности и управления взаимодействием • изучить персональные стили поведения и выявить их ограничения; • выработать у участников систему убеждений, свойственных уверенной личности; • отработать навыки уверенного поведения, управления собой и взаимодействием с другими. • осознание понятий уверенности и неуверенности; • определение источников уверенности и неуверенности; • развитие способности к рефлексии; • развитие самооценки. 1. Знакомство. 2. Введение понятия уверенности. 3. Структура уверенности. 4. «Я – уверенный человек». 5. «Мяч». 6. «Маркер». 7. «Ходьба». 8. «Интервью». 9. «Продавец – покупатель». 10. Введение источников уверенности – неуверенности. 11. «Паровозик». 12. Права человека на уверенность.
Тренинг коммуникативных умений Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов. Развитие навыков работы в группе. Формирование умения рефлексировать по поводу происходящего вокруг   1. «Интервью» 2. «Зеркало» 3. «Диалог глухонемых» 4. «Немое кино» 5. «Рефлексия»

Выводы по главе:

1. В сравниваемых группах персонала организации с разным уровнем мотивации достижения успеха выявлены как сходства, так и различия.

Профиль обеих групп совпадал в части показателей невротичности.

Для людей с высокой мотивацией достижения успеха характерны такие личностные особенности, как выраженной потребности в общении, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми.

Отличительными дисфункциональными личностными чертами в группе с низкой мотивацией достижения успеха являются склонность к аффективному реагированию, тревожность, скованность, неуверенность, следствием чего являются трудности в социальных контактах, встречается импульсивность при принятии решений и внесения корректив в программы действий. В данном кластере так же отмечены низкие показатели по шкалам «общительность» и «открытость».

По данным шкалам обнаружены статистически значимые различия, что позволяет заключить, что личности с низкой мотивацией менее склонны:

1) к удовлетворению потребности в общении;

2) к направлению активности, установок и интересов на внешний мир и окружающих людей.

Данные результаты еще раз подтверждают важность коммуникативной и эмоциональной сфер в мотивации успеха.

2. Люди с низким уровнем мотивации достижения успеха обладают меньшей степенью рассогласования между ценностями и их доступностью и меньшими показателями «внутриличностных конфликтов» и «вакуумов» в ценностно-смысловой сфере, чем респонденты с высоким уровнем мотивации. У данной части выборки выделяются лишь три конфликта – в контексте ценностей «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь».

Ощущение экзистенциальной усталости или внутриличностного вакуума испытывают более трети испытуемых в отношении ценностей «активная деятельная жизнь и творчество» и «красота природы и искусства». В группе с высокой мотивацией встречаемость внутриличностных вакуумов в отношении ценности «руководство и управление подчинёнными» на статистически значимом уровне проявляется чаще, чем у низкомотивированных.

3.Существенные различия выявлены в сравниваемых группах по показателям выраженности психологических защит. Так, группа с низкой мотивацией, по сравнению с высокомотивированными характеризовались более высокими показателями по шкалам регрессии, замещения, проекции и реактивного образования. Кластер с высокой мотивацией продемонстрировал повышенные по сравнению с группой с низкой мотивацией баллы по шкале рационализация.

Полученные различия весьма показательны в плане влияния на мотивацию успеха. Так, напряжение защит по типу регрессии и проекции приводит к тому, что личность пассивно ожидает «успеха» и стремится максимально делегировать ответственность за собственную успешность. Сила проективных и заместительных тенденций определяет дефицит осознания проблемных мест в собственной личности и источников хронического стресса. Напряженность защиты реактивным образованием может указывать на то, что у личностей с низкой мотивацией не происходит избавление от чувства своей неуспешности, но достигается какой–то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим.

Таким образом, в параграфе 2.2 удалось подтвердить гипотезу, что в зависимости от особенностей совокупности личностных свойств персонала организации проявляется разный уровень выраженности мотивации достижения успеха, определяющий успешность профессиональной самореализации.

На основании диагностики были предложены рекомендации по преодолению ценностно-смысловых конфликтов в форме схемы алгоритма помощи людям с выраженной конфликтностью в мотивационно-личностной сфере.

Список литературы:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

2. Алмаев H.A. Элементы психологической теории значения / H.A. Алмаев. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 432 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.

4. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения в вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Е.Л. Афанасенкова. - М., 2005.

5. Бандура А. Теория социального научения /А. Бандура; пер. с англ. под ред. H.H. Чубарь. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

6. Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека / H.A. Батурин // Вопр. психологии. - 1984. -№ 5. - С. 131-137.

7. Батурин H.A. Успех, неудача и результативность деятельности /H.A. Ба­турин //Психологический журнал - 1987. - Т. 8. - № 3. - С. 87-93.

8. Боднар A.M. Оптимизм как фактор, влияющий на успешность в профес­сиональной деятельности /A.M. Боднар, Г.А. Глотова, Ю.Е. Перунов // Психол. вестник Урал. гос. ун-та. - 2005. - Вып. 5. - С. 275-283.

9. Бодров В.А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности / В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ //Психологический журн. - 2001. - Т. 22. - № 2. - С. 90-100.

10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин- ченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

11. Бочарова Е.Е. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности / Е.Е. Бочарова // Изв. Сарат. ун-та. - 2009. - Т. 9: Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 1. - С. 60-65.

12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 528 с.

13. Буянова, М.В. Социально-психологические факторы мотивации-достиже­ния: дис.... канд. психол. наук / М.В. Буянова. - СПб., 2004. - 179 с.

14. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Изд-во психолого- социального ин-та; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2006. – С. 115.

15. Вилюнас В. Психология развития мотивации /В. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006.

16. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: Дисс. на соискание учёной степени к.п.н. - Екатеринбург, 2010.

17. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологиче­ские и психогенетические предикторы: автореф. дис.... д-ра психол. на­ук / Е.В. Воробьева. - Ростов н/Д, 2007. - 47 с.

18. Глотова Г.А. Дифференциальная психосемантика представлений студен­тов о социально-психологической адаптации /Г.А. Глотова, И.В. Неуймина, О.С. Андрущенко // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1, Проблемы образо­вания, науки и культуры. - 2007. - Вып. 21. - № 50. - С. 234-241.

19. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа; ред. Г.Г. Араке- лов; пер. с фр. H.H. Алипова, В.В. Свечникова. - М.: Мир, 1992. - Т. 2. - 376 с.

20. Горбатков A.A. Модальная зона активности: к проблеме зависимости эмоций от успешности деятельности / A.A. Горбатков // Психологический журнал. - 2004. - №4. - С.77-89.

21. Горбатков A.A. «Информационная» и «энергетическая» модели влияния результатов деятельности на эмоции / A.A. Горбатков // Психологический журнал. - №4.- С. 40-53.

22. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения /Т.О. Гордеева. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

23. Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и дея­тельности будущих менеджеров: дис.... канд. психол. наук / Е.Б. Горча­кова. - Хабаровск, 2002. - 144 с.

23. Григоричева И.В. Мотивация достижения у людей с разной субъектив­ной оценкой успешности самореализации: дис.... канд. психол. наук / И.В. Григоричева. - Барнаул, 2003. - 210 с.

24. Дорфман, Л.Я. Я-концепция и мотивы достижения (полимодальный ас­пект) / Л.Я. Дорфман, О.П. Фенрвентова, Е.В. Дудорова // Образование в культуре и культура образования. - Пермь, 2003. - Ч. 1. - С. 360-362.

25. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

26. Зверева Р.Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения у студентов: автореферат дисс... канд.п.н.., 2004.

27. Зейвальд И.В. Влияние мотивов социального успеха на трудовую адап­тацию личности в новой организации: автореф. дис.... канд. психол. на­ук / И.В. Зейвальд. - М., 2008. - 23 с.

28. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1981. - С. 18-32.

29. Зелигман М. Как научиться оптимизму: советы на каждый день /М. Зелигман. - М.: Вече: Персей, 1997. - 432 с.

30. Ивашкин А.Г. Психологические основы развития профессиональной ус­пешности личности муниципального руководителя: автореф. дис.... д-ра психол. наук / А.Г. Ивашкин. — Ставрополь, 2008. - 43 с.

31. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

32.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. –

512 с.

33. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психол. журн. - 1995.-Т. 16.-№2.-С. 27-41.

34. Клегг Б. Как мотивировать людей /пер. с англ. – СПб.: Нева, 2003.

35. Карапетян, Л.В. Исследование особенностей оптимизма и пессимизма у студентов / Л.В. Карапетян, Е.С. Шайхутдинова // Психол. вестник Урал, гос. ун-та. - 2008. - Вып. 6. - С. 332-343.

36. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации /В.А. Климчук. - СПб.: Речь, 2006. - 76 с.

37. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности /В.И. Ковалев. - М., 1988.- 193 с.

38. Корнилова Т.В. Мотивационные тенденции (по опроснику Эдвардса) и готовность к риску у российских студентов / Т.В. Корнилова //Вестн. Московского ун-та. - Сер. 14. - 1997. - № 2. - С. 53.

39. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии /Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

40. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

41.Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: автореф. дис.... канд. психол. наук. /М.Л. Кубышкина. - СПб., 1997.-20 с.

42. Кузнецова Е.Б. Психология соперничества в контексте тендерного под­хода: автореф.... канд. психол. наук / Е.Б. Кузнецова. - Хабаровск, 2007. - 26 с.

43. Кузьмин Т.А. Теоретические и методические проблемы исследования уровня притязаний личности / Т.А. Кузьмин //Российский науч. журн. - 2008. - № 4.- С. 120-126.

44. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика / Е.И. Кузьмина. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.

45. Купер К. Индивидуальные различия /К. Купер. - М.: Аспект Пресс, 2000.-527 с.

46. Куприна М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис.... канд. психол. наук /М.В. Куприна. - Хабаровск, 2004. - 225 с.

47. Лапкин М.М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов в вузе /М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева //Психол. журн. - 1996. - Т. 17.- № 4. - С. 134-141.

48. Левин К. Динамическая психология: избр. труды /К. Левин. - М.: Смысл, 2001.-576 с.

49. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1971.- С. 13-39.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.

51. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций /Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999.- 16 с.

52. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смы­словой реальности /Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

53. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире /Д.А. Леонтьев //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово, 2002. - С. 3-34.

54. Личность: теории, эксперименты, упражнения /Р. Фрейджер, Дж. Фей- димен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 864 с.

55. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: учеб. пособие / В.И. Лупандин. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 208 с.

56. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.

57. Магомед-Эминов М.Ш. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации /М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Васильев //Вопр. псиологии. - 1986. - № 5. - С. 161-168.

58. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис.... канд. психол. наук /М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987. - 343 с.

59. Магун, B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощи / B.C. Магун //Психол. журн. - 1991. - Т. 12. - №6.-С. 41-53.

60. Маккелланд, Д. Мотивация человека /Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007.- 615 с.

61. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Образование, 1997.

62. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006. 352 с.

63. Махнач A.B. К проблеме соотнесения динамических психических со­стояний и стабильных черт личности /A.B. Махнач // Психол. журнал. - 1995. - Т. 16. - № 3. - С. 35-41.

64. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию /В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

65. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие / B.C. Мерлин; Перм. гос. пед. ин-т. Урал, отд-ние О-ва психологов СССР. -Пермь, 1971.-120 с.

66. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества /Р. Мэй. - Львов: Инициатива, 2001. - 128 с.

66.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных /А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

67. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность деятельности /Э.Л. Носенко //Психол. журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 16-25.

68. Общая психология /под ред. Р.Х. Тугешева и Е.И. Гарбера. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 469.

69. Олпорт Г. Личность в психологии / Г. Олпорт //Психология личности в трудах зарубежных психологов /под ред. А.А. Реана. - СПб.,2000. - 320 с.

70. Олпорт Г. Становление личности: избр. труды / Г.Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

71. Олпорт Г. Тенденции в теории мотивации /Г. Олпорт //Проективная психология. - М., 2000. - С. 55 - 67.

72. Палей И.М. Исследование связи между динамикой уровня притязаний и характеристиками интеллекта в зависимости от свойств личности /И.М. Палей, О.Г. Мельниченко //Проблемы общей и инженерной психологии. - Л., 1976. - Вып. 4. – С. 26-36.

73. Перова Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благо­получия / Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов //Вопр. психологии. - 2009. - № 1.-С. 51-57.

73. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М., 1992. - 223 с.

74. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис.... д-ра психол. наук (в форме науч. докл.) / В.А. Петровский. - М., 1993. - 76 с.

75. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

76. Петровский В.А. Идея свободной причинности в психологии личности / В.А. Петровский //Психология личности в трудах отечественных психо­логов. - СПб., 2000. - С. 436-448.

77. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию мотивации / В.Ф. Петренко //Основы психосемантики. - СПб., 2005. - С. 190-205.

78. Платонов К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов. - М., 1986.- 254 с.

79. Реан A.A. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы ис­следования, практикум /A.A. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.

80. Реан A.A. Самоактуализация и самотрансценденция личности /A.A. Ре­ан //Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 305-308.

81. Реан A.A. Социальная педагогическая психология /A.A. Реан, Я.Л. Ко- ломинский. - СПб., 2000. - 416 с.

82. Резанова Н.В. Уровень притязаний в системе личных стремлений (в кон­тексте интегративно-целевого подхода к личности): автореф. дис.... канд. психол. наук /Н.В. Резанова. - Хабаровск, 2007. - 26 с.

83.Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / K.P. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 420 с.

84. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубин­штейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1 - 486 с.

85. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

86. Рукавишников A.A. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF /A.A. Рукавишников, М.В. Соколова. - Ярославль: Пси­ходиагностика, 1995. - 89 с.

87. Сальков A.B. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета /A.B. Сальков // Вестн. Орен­бург. гос. ун-та. - 2002. - № 2. - С. 111-119.

88. Сидоренко E.B. Мотивационный тренинг /E.B. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 233 с.

89. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

90. Сидоров K.P. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учеб­ной деятельности старшеклассников / K.P. Сидоров // Вопр. психологии. - 2007. - № 3. - С. 149-157.

91. Собчик JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психо­диагностики /JI.H. Собчик. - СПб.: Речь, 2005. - 624 с.

92. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 344 с.

93. Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности /В.Н. Степанский //Вопр. психо­логии. - 1981. - № 6. - С. 59-74.

94. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена Г Г.В. Турецкая //Психол. журн. - 1998. - Т. 19. - № 1.

95. Феногентова О.П. Вопросники полимодальных мотивов успеха и не­удачи: теоретические предпосылки и предварительные психометриче­ские результаты /О.П. Феногентова //85 лет высшему профессиональ­ному образованию на Урале /Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - Пермь, 2002. - С. 126-130.

96. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития лич­ности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.

97. Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

98. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты /Я.С. Хам- мер // Вопр. психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-154.

99. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен. - СПб.: Смысл, 2003. - 860 с.

100. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения /X. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

101. Чистякова В.В. Особенности электрической активности мозга близне­цов в условиях актуализации мотивации достижения: автореф.... канд. психол. наук /В.В. Чистякова. - Ростов н/Д, 2008. - 23 с.

102. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2001. - 135 с.

103. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация /С.А. Шапкин //Психол. журн. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 113-127.

104. Шевченко М.Ф. Как стать успешным?: Программа занятий для старше­классников /М.Ф. Шевченко. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.

105. Щепкина И.В. Психофизиологические и семейные предикторы согла­сования интеллекта и мотивации достижения: автореф.... канд. психол. наук /И.В. Щепкина. - Ростов н/Д, 2007. - 23 с.

106. Шмелев, А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психо­семантика: объектная и субъектная парадигма анализа данных /А.Г. Шмелев //Вопр. психологии. - 1982. - № 5. - С. 34-46.

107. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику /А.Г. Шмелев. - М., 1983.- 158 с.

108. Штернберг Р. Интеллект, приносящий успех /Р. Штернберг. - Минск: Попурри, 2000. - 368 с.

109. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции /К.Г. Юнг. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 211 с.

110.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.

111. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с. [Искусство консультирования]

112. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций: учебное пособие. – Москва: Владос-Пресс, 2006. – 159 с.

113. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org

114. [Электронный ресурс]: http://www.trialog.ru/client/index.php?rash=groupcouns

115. Фролов С.С. Личность и организация: Основные подходы к изучению личности члена организации /Социология организаций. -

116. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха”: Учебное пособие для высшего управленческого состава. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995.

Практикум по экспериментальной и практической психологии: Учеб. пособие / Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под ред. А. А. Крылова. — СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2014. — 312 с.

Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности – М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 252 с.

Романова Е. С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.

Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: БАХРАХ-М, 2013. – 128 с.

111. Abdel-Khalek, A.M., El-Nayal, М.А. (1992). Achievement Motivation and It's Relation with Some Personality Variables Among Children of Primary.

111. Schools in Qatar State "A Comparitive Factorial Study".J. of the Education­al Research Center, 1 (2),167-203.

112. Accordino D.B., Accordino M.P., Slaney, R.B. (2000). An investigation of perfectionism, mental health, achievement motivation in adolescents.Psy­chology in the Schools, 37 (6), 535-545.

113. Amabile T.M. (1993). Motivational Synergy: Toward New Conceptualiza­tions of Intrinsic and Extrinsic Motivation in the Workplace. // Human Re­source Management Review, 3 (3),185-201.

114. Amabile T.M. (1994). The Delicate Balance in Managing for Creativity. -R&D Innovator, 3 (8).

115. Anderson A., Hattie J., Hamilton R. (2005). Locus of Control, Self- Efficacy, and Motivation in Different Schools: Is moderation the key to success? // Educational Psychology, 25 (5),517-535.

116. Annen H., Kamer B. (2003). Do we assess what we want to assess? The ap­praisal dimensions at the Assessment Center for Professional Officers (ACA­BO). Paper presented at the 45th Annual Conference of the International Mili­tary Testing Association (IMTA). - Pensacola, USA, 3-6 November 2003.

117. Atkinson J.W. (1964). An introduction to motivation. Princeton: Van No- strand. 1964.

118. Awasthi B. (2002). Role of sex, IQ and SES in developing achievement mo­tivation. //Psycholingua, 32 (2),107-112.

119. Baer J. (1997). Gender differences in the effects of extrinsic motivation on creativity // J. of Creative Behavior, 32,18-37.

120. Bansal Sh., Thind S.K., Jaswal S. (2006). Relationship Between Quality of Home Environment, Locus of Control and Achievement Motivation Among High Achiever Urban Female Adolescents. //J. of Human Ecology, 19 (4), 253­257.

121. Bar-Tal D., Frieze I.H. (1975). Achievement motivation and gender as de­terminants of attributions for success and failure.Pittsburgh University, Learning Research and Development Center.

122. Capa R.L., Audiffren, M. (2008). The interactive effect of achievement mo­tivation and task difficulty on mental effort // International J. of Psychophysi- ology, 70 (2),144-150.

123. Castenell L.A. (1983). Achievement motivation: an investigation of adoles­cents' achievement patterns. Amer. Educational Research J., 20 (4), 503-510.

124. Cury F., Elliot A.J., Fonseca D.D., Moller A.C. (2006). The Social- Cognitive Model of Achievement Motivation and the 2x2. Achievement Goal Framework//J. of Personality and Social Psychology, 90 (4 ), 666-679.

125. Cury F., Elliot A.J, Sarrazin P., Fonseca D.D., Rufo M. (2002). The tri- chotomous achievement goal model and intrinsic motivation: a sequential meditational analysis //J. of Experimental Social Psychology, 38, 473-481.

126. Deci E.L., Ryan R.M. (2008). Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology, 49 (3),182-185.

127. Dweck C.S. (1986). Motivational Processes Affecting Learning//Amer. Psy­chologist, 41(Iss. 10), 1040-1048.

128. Dweck C.S., Chiu C., Hong Y. (1995). Implicit theories and their role in judgments and reactions: A world from two perspectives. Psychological In­quiry, 6, 267-285.

129. Elliot, A.J., Harackiewicz, J.M. (1996). Approach and Avoidance Achieve­ment Goals and Intrinsic Motivation: A Mediational Analysis//J. of Personality and Social Psychology, 70(3),461-475.

130. Elliot, A.J., Church, M.A. (1997). A hierarchical model of approach and avoidance achievement motivation. J. of Personality and Social Psychology, 72, 218-232.

131. Elliot A.J., Trash T.M. (2002). Approach-Avoidance Motivation in Perso­nality: Approach and Avoidance Temperaments and Goals // J. of Personality and Social Psychology, 82 (5), 804-818.

132. Fontayne P., Sarrazin P., Famose J-P. (2001). Culture and Achievement Motivation in Sport: A Qualitative Comparative Study Between Maghrebian and European French Adolescents//European J. of Sport Science, 1 (Iss. 4).

133. Hangal S., Aminabhavi V.A. (2007). Self-concept, emotional maturity and achievement motivation of adolescent children of employed mothers and ho- memakers//J. of the Indian Academy of Applied Psychology, 33 (1), 103-110.

134. Heaven P.C.L. (1987). Authoritarianism, dominance, and need for achieve­ment//Australian J. of Psychology, 39 (Iss. 3), 331-337.

135. Ingalls J. (2006). Concurrent Validity between the Achievement Motivation Inventory and Grade Point Average//An Abstract of a Thesis. University of Northen Iowa.

136. James W. (1890). The principles of psychology (vol. 2). New York: Dover. 1950.

137. Kuhl J. (2001). A functional approach to motivation. The role of goal- enactment and self-regulation in current research on approach and avoidance //A. Efklides et al. Trends and Prospects in Motivation Research, 239-268.

138. Lacaille N., Koestner R., Gaudreau P. (2007). On the value of intristic ra­ther than traditional achievement goals for performing artists: a short-term prospective study//International J. of Music Education, 25, 245-258.

139. Leybina A.V. (2007). Intercorrelation between motivation and work creativi­ty of educators // University Herald (State University of Management), 7 (33), 108-112.

140. Martin T., Kirkcaldy B. (1998). Gender differences on the EPQ-R and atti­tudes to work // Personality and Individual Differences, 24 (Iss. I), 1-5.

141. McGregor H.A., Elliot A.J. (2002). Achievement Goals as Predictors of Achievement-Relevant Processes Prior to Task Engagement //J. of Education­al Psychology, 94 (2),381-395.

142. Mehrabian, A. (1968). Male and Female Scales of the Tendency to Achieve. Educational and Psychological Measurement, 28,493-502.

143. Mehrabian, A., Bank, L.A. (1978). Questionnaire Measure of Individual Dif­ferences in Achieving Tendency // Educational and Psychological Measure­ment, 38 (2), 475-478.

144. Mischel, W. (1979). On the Interface of Cognition and Personality: Beyond the person-situation debate//Amer. Psychologist, 34, 740-754.

145. Parsons J.E., Goff S.B., Arbor A. (1978). Achievement Motivation: A Dual Modality//Educational Psychologist, 13, 93-96.

146. Ray J.J. (1982). Achievement motivation and preferred probability of suc­cess//The J. of Social Psychology, 116, 255-261.

147. Ray J J. (1980). Achievement motivation as an explanation of authoritarian behavior: data from Australia, South Africa, California, England and Scotland //Chapter in: P.C.L. Heaven (Ed.) "Authoritarianism: South African studies". Bloemfontein: De Villiers, 1980.

148. Ray J.J. (1990). Some cross-cultural explorations of the realationship be­tween achievement motivation and anxiety//Personality & Individual Differ­ences, 11, 91-93.

149. Rotter J.B. (1989). Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable//Amer. Psychologist, 45, 489-493.

150. Scannel E. D., Allen F.C.L. (2000/2001). The Mehrabian Achieving Ten­dency Scale (MATS): reliability, validity and relationship to demographic characteristics //Current Psychology: Development. Learning. Personality. So­cial, 19(4),301-311.

151. Schuler H., Thornton G., Frintrup A., Mueller-Hanson R. (2004). AMI- Achievement Motivation Inventory //A Mogrefe Company. Oxford. 2004.

152. Shih C.-C., Gamon J. (2001). Web-based learning: realationships among student motivation, attitude, learning styles, and achievement//J. of Agricul­tural Education,42 (Iss. 4), 12-22.

153.Skinner, E.A. (1996). A Guide to Construct of Control//J. of Personality and Social Psychology,?1 (3), 549-570.

154. Slade L. A., Rush M.C. (1991). Achievement Motivation and the Dynamics of Task Difficulty Choices//J. of Personality and Social Psychology, 60 (1),165-172.

155. Tohidi N. (1984). Sex differences in Achievement. Career Motivation of Iranian Boys and Girls // Sex Roles, 11 (5/6), 467.

156. Unierzyski P. (2003). Level of achievement motivation of young tennis//J. of Sports Science and Medicine, 2, 184-186.

157. Weiner B. (2000). Intrapersonal and interpersonal theories of motivation from an attributional perspective //Educational Psychology Review, 12, 1-14.

158. Ziegler, M., Schmidt-Atzert, L., Buhner, M., Krumm, S. (2007). Fakability of different measurement methods for achievement motivation: questionnaire, semi-projective, and objective // Psychology Science, 49 (4),291-307.

159. [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/01/19/teoreticheskiy-seminar-tema-predstavlenie-o-ponyatii-sreda

160. [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0471/6_0471-147.shtml



[1] Там же. С. 478.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: