Выводы теоретической части:?

ГЛАВА 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации достижения успеха и личностных особенностей персонала организации

2.1 Организация и методика исследования

Целью нашего исследования является выявление личностных особенностей персонала организации с разным уровнем выраженности мотивации достижения успеха.

Объект исследования: личностные особенности персонала организации.

Предмет исследования: взаимосвязь выраженности мотивации достижения успеха с личностными особенностями персонала организации.

Гипотеза: В зависимости от особенностей совокупности личностных свойств персонала организации проявляется разный уровень выраженности мотивации достижения успеха, определяющий успешность профессиональной самореализации.

В исследовании приняли участие 69 испытуемых, из которых были отобраны работники организации с высоким и низким уровнем мотивации достижения успеха в количестве 37 человек в возрасте от 19 до 39 лет. Из них 16 мужчин и 21 женщина. Обследование осуществлялось на базе – ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» г. Саратов. Все испытуемые имеют образование высшее и средне-специальное.

Эмпирическая часть исследования состояла из трёх этапов.

Целью первого этапа была организация исследования, подбор необходимого инструментария.

Второй этап представлял собой диагностику выраженности мотивации достижения успеха и ее связь с особенностями личности.

Третий этап проходил в форме анализа социально–психологических детерминант стратегий развития мотивации достижения успеха. Этот же этап включал в себя разработку рекомендаций по применению социально-психологических тренингов.

В исследовании были использованы следующие методики:

1) Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым (МДУ) [Романова, 2008];

2) Фрайбургский личностный опросник (FPI) в модификации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской (личностный опросник FPI-B) [Практикум по экспериментальной и практической психологии, 1997];

3) методика «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталовой (УСЦД) [Фанталова, 2001];

4). Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчека, адаптированный У.Р. Клубовой (ИЖС) [Романова, 2008].

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым, состоит из двух вариантов: для мужчин и для женщин. В варианте для мужчин 32 утверждения, для женщин – 30. Оценки утверждений испытуемыми даются по 7-ми балльной шкале: +3 – полностью согласен; +2 – согласен; +1 – скорее согласен, чем не согласен; 0 – нейтрален; -1 – скорее не согласен, чем согласен; - 2 – не согласен; -3 – полностью не согласен. Для каждого из вариантов опросника прилагаются отдельно ключи обработки. С помощью ключа подсчитывается единственный показатель, свидетельствующий о степени выраженности мотивации достижения успеха. Нормы к методике не прилагаются, указывается лишь правило, как их получить: «Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% — мотивом избегания неудачи» [Романова, 2008].

Фрайбургский опросник может применяться как для диагностики психических состояний, так и типологических характеристик личности. Он включает в себя как черты опросника Кеттела, так и теста MMPI. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов.

Фрайбургский опросник в модификации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской (личностный опросник FPI-B) создан главным образом для прикладных исследований, диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Исследование А. А. Крылова и Л. В. Куликова, посвящённое диагностике психических состояний и межличностных отношений, показало, что FPI-B позволяет производить оценку целого ряда важных личностных свойств: уровня эмоциональной устойчивости, качеств коммуникативной сферы личности, экстраверсии—интроверсии. Данная методика позволяет также полнее объяснить особенности психических состояний.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими.

При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Создавая методику «Уровень соотношения ценности и доступности», Е. Б. Фанталова исходила из того, что важным детерминантом мотивационно-личностной сферы является динамичное взаимодействие двух плоскостей сознания: того, что желаемо и значимо (личностные ценности) и того, что легко достижимо, доступно в актуальный момент времени. Е. Б. Фанталова также считает, что показатели ценности и доступности важного для личности объекта не полярны, а, наоборот, характером своей взаимосвязанности определяют силу мотивов, мотивационных конфликтов, относящихся к этому объекту.

Е. Б. Фанталова для любой жизненной сферы выделяет четыре типичных варианта взаимосвязи ценности и доступности (Ц и Д):

«1. Ц и Д полностью совпадают;

2. Ц и Д в значительной степени совпадают;

3. Ц и Д в значительной степени расходятся;

4. Ц и Д полностью расходятся» [Фанталова, 2001: 26].

Обнаружение первых двух вариантов указывает на достаточный у человека уровень «самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии» [Фанталова, 2001: 26]. Наличие двух последних вариантов отражают «неудовлетворённость текущей жизненной ситуацией, внутреннюю конфликтность» [Фанталова, 2001: 26]. Основной психометрической характеристикой методики «УСЦД» является показатель разности ценности и доступности: «Ц - Д».

Стимульным материалом для методики «УСЦД» служит сокращённый набор терминальных ценностей М. Рокича из 12 понятий: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «интересная работа», «красота природы и искусства», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество».

Испытуемому предлагается на специальном бланке попарно проранжировать представленные ценности сначала по принципу значимости, затем эти же ценности проранжировать по принципу доступности. После опроса экспериментатор подсчитывает количество выборов каждой ценности на основании важности (показатель Ц) и её доступности (показатель Д), вычисляется разность показателей Ц и Д по каждой ценности – так определяются величины внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в контексте каждой из 12 ценностей. Если расхождение между показателями Ц и Д равно 4 и более, то это свидетельствует, по мнению Е. Б. Фанталовой, о наличии внутреннего конфликта или вакуума (в зависимости от знака расхождения). Подсчитывается также общий показатель конфликтности мотивационной сферы опрашиваемого человека (сумма по модулю расхождений по всем 12 ценностям между их Ц и Д).

Методика «УСЦД» имеет нормы по общему индексу расхождения «Ц-Д»: мужчины 33,07 + 1,7 (n = 43 человека); женщины 37,02 + 1,6 (n = 46 человек).

Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчека, адаптированный У. Р. Клубовой, предназначен для изучения особенностей использования человеком психологических защитных механизмов. В число психологических защит, степень проявления которых измеряет опросник, входят: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивное образование. Все перечисленные механизмы соответствуют 8 из 9 шкал методики (9-я шкала – общий показатель использования человеком психологических защит).

В опросник входит 97 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо сопоставить со своим повседневным поведением и дать ответ в форме «Да» или «Нет». Принцип обработки результатов заключается в подсчёте положительных ответов и вычислении их удельного веса в процентах в рамках каждой из восьми шкал. Общий показатель использования психологических защит представлен также в процентах, характеризующих удельный вес всех положительных ответов среди 97 пунктов опросника [Романова, 2008].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: