4.4.1. Понятие товара4.3.2 Виды товаров как объектов прав
4.4.3. Товарообмен4.3.4. Товарное производство
4.4.1 Понятие товара – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления. Товар– продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (ст. 4 Закона РСФСР № 948–1). Деньги служат мерой ценности товара и сами в процессе обмена становятся товаром. Деньги – обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется обычным способом – на основе спроса и предложения.
Продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем купли–продажи, составляют основу товарной массы. В процессе купли–продажи изменяется не содержание товара, а лишь право собственности.
4.4.2 Различают следующие группы товаров как объектов гражданских прав:
вещи, включая деньги и ценные бумаги;
иное имущество, в том числе имущественные права;
работы и услуги;
информация;
результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
нематериальные блага (ст. 128 ГК);
В зависимости от оборотоспособности товар делится на:
· объекты, изъятые из оборота, отчуждение которых не допускается. Такие объекты должны быть прямо указаны в законе (например, ядерное оружие);
· объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, огнестрельное оружие). Такие объекты определяются в порядке, установленном законом;
· свободно обращаемые объекты, которые могут свободно отчуждаться в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.
Материально–вещественные блага – пища, одежда, жилища, машины, материалы; услуги – транспорт, связь, здравоохранение, наука, образование, культура, коммунально–бытовое обслуживание, реклама, торговля. Товарное производство – изготовление товаров и услуг не для собственного потребления, а для обмена и продажи за деньги с целью одновременного приобретения нужных для себя товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная на предприятии и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией.
4.4.3 Товарообмен между отдельными производителями товаров – основной метод развития современной экономики – строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства.
4.4.4 Товарное производство включает:
• производство товара;
• специализацию товаропроизводителей;
• кооперирование производства;
• обмен (купля–продажа) товарами между товаропроизводителями;
• конечное потребление.
Последние две категории образуют рынок товаров.
Рынок
4.5.1. Понятие рынка: 1) Система социально–экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления; 2) всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара и услуг; способ, местои средства товарообменаотносятся к понятию "рынок ".
Важнейшими элементами рынка являются:
· производители и потребители; экономическая обособленность; цены; спрос и предложение; конкуренция; рыночная инфраструктура;
Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
4.5.2.Виды рынков:
· рынок продаж; рынок закупок; финансовые рынки; товарные рынки; посредники рыночных сделок
Рынки разделяются на оптовые и розничные, внутренние и внешние.
4.5.3 Характеристика рынка – его стабильность, достигаемая при соответствии между спросом и предложением. Правило, регулирующее рыночные отношения: непрерывное стремление к равновесию преодолением периодов перепроизводства и периодов дефицита товарной массы.
Следующая характеристика рынка – динамика – проявляется в виде роста, стагнации, сокращения.
Рынки, на которых доминирует рост, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж. Это приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение предприятия ухудшается: снижаются объемы производства, повышается стоимость продукции, уменьшается доход.
Нормальное состояние рынка – рост объема оборотов.
Капитал переводится в те отрасли и для организации производства такой продукции, на которую имеется повышенный спрос. В результате такого нескончаемого колебания рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру движения товарной массы достигнуть невозможно.