Методы социологических исследований в журналистике

Методы социологических исследований в журналистике:

Выборка исследования;

Социологический мониторинг рынка журналистских услуг;

Формирование актуального перечня направлений журналистской работы

посредством мониторинга;

Биографический метод социологии;

Практические советы к разработке анкеты;

Виды интервью, построение беседы;

Способы анализа эмпирических данных;

Работа со статистикой, компьютерные программы обработки данных;

Социология личности в социальной работе журналиста;

Стратификационная структура современного общества;

Социологические методы сбора данных: наблюдение, документальные источники, анкетные опросы и интервью, некоторые психологические процедуры в настоящее время являются для профессиональных журналистов нашей страны и мира в целом основой для проведения расследований и достоверного раскрытия фактов.

(50) Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.

1. Редакция СМИ как предприятие.

Редакция выступает как предприятие, она должна регистрироваться, подчиняясьвсем нормам хозяйственного права. Регистрация в качестве субъектахозяйствования предполагает обращение редакции в регистрирующий орган:районные, городские, областные администрации -- в них существуют приуправлениях экономики отделы регистрации, которые и принимают необходимыедокументы. Кроме того, предприятия приводят свой статус в соответствие сновым Гражданским Кодексом Беларуси. Формы предприятий. Традиционно в советской время это были государственные предприятия, соучредителямикоторых могли быть как одна, так и несколько организаций. Например: газета"Правда" -- орган ЦК КПСС. Или газета "Звязда" -- орган ЦК КПБ. В годыперестройки права соучредителей получили трудовые коллективы редакций.(Закон о печати, СССР, 1990). Тогда же стали образовываться первые частныеи кооперативные издания, издания местных советов и общественных движений.

После определенной правовой неразберихи переходного этапа,Гражданский кодекс ныне установил две формы собственности --государственную и частную. А вот формы предприятий, или формыхозяйствования могут быть разными. Если собственник один -- частное лицоили государство -- то речь идет об унитарном предприятии. Распространенаформа общества (в России -- товарищество). Есть общества с ограниченнойответственностью (несколько учредителей отвечают по обязательствам своегопредприятия в соответствии с оговоренной ограниченной долей, как правило,не больше уставного фонда). Общество с дополнительной ответственностью --? Учредители могут объединиться в кооператив (соединение паев участников сколлективным управлением). Распространена форма акционерного общества, какоткрытого, так и закрытого типа. Выпускаются ценные бумаги -- акции,которые распространяются по подписке и продаются открыто (Открытое АО) илисреди ограниченного круга будущих учредителей (Закрытое АО). Определившисьс формой предприятия, его учредители сами или с помощью юристов готовятпакет документов (Устав, заявка на регистрацию, и др.), регистрируются вналоговой инспекции, получают печать, открывают счет в банке, получаютнеобходимые лицензии и приступают к работе. Ликвидация компании происходитпо инициативе учредителей или в результате банкротства по инициативекредиторов, что происходит как правило по решению хозяйственного суда. ВБеларуси прецедентов такого банкротства СМИ еще не было, как правило,учредители сами закрывали финансово несостоятельную редакцию. Мининформациив соответствии с Законом о печати также может ликвидировать СМИ, если емувыносились предупреждения о нарушении закона о печати. Пример -- судебныйпроцесс против "Нашай Нiвы". Ликвидация "Навин", "Свабоды". Но эти случаикасаются политических оценок творческой деятельности редакций и содержаниягазет.

2. Формы медиа-объединений Концентрация и монополизация СМИ.Несколько государственных предприятий могут объединиться в производственноеобъединение. Есть также такая форма как концерн -- группа экономическисамостоятельных предприятий, в которой централизованы вопросы стратегии,технической политики. Добровольно договорившись или подчиняясь решениюсобственника, участники концерна отчисляют определенные средства нареализацию этой общей политики.Чаще всего в медиа-объединениях централизованы и являются общими и моментыполитического и идейного направления. В то же время в государственнойсистеме явно заметны оттенки, которые диктуются суъбъективной позициейредакторов и коллективов.Xолдинг, холдинговая компания -- группа предприятий, контрольные пакетыакций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, какправило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегияскоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга.Xолдинг "Медиа-мост" (банковская группа "Мост" Владимира Гусинского,телекомпания НТВ, Издательский дом "Сегодня", "Новая газета", газета"Сегодня" и журналы "Итоги" и "Семь дней", радио "Эхо Москвы")С 1997 года "Профмедиа" -- медиа-холдинг финансово-промышленной группы"Интерросс" (Ониэксим-банк, финансовая компания "МДФ-Ренессанс", газета"Известия", "Комсомольская правда", "Антенна", "Экспресс-газета" деловойжурнал "Эксперт" издательский дом "Комсомольская правда" --массаприложений, в т.ч. минские "КП в Беларуси" и "Ва-банк", и этому холдингуподконтрольна "Белорусская газета"). В структуре этого холдинга суммарныйтираж газет и журналов достигает 10 млн. экземпляров. Всего в России уже 12медиа-холдингов. Некоторые не выдержали испытание кризисом, как медиа-холдинг банка "Менатеп" (там были газеты "Культура", "Литертурная газета","Капитал", "Москоу Таймс", журналы "Люди", "Космополитен").Медиа-объединения связаны с финансово-промышленными группами. ФПГ вырастаютза счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра -- банкаили фирмы, происходит слияние финансового, торгового и промышленногокапитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения вразных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов можетпроисходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического иидеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условийдля ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды.

Практически те же цели преследует государство, проводя своюинформационную политику через группу подконтрольных СМИ. Решается проблемаподдержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство вРоссии создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональныетелекомпании имущество которых было федеральной собственностью сталидочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК, объединяющаяканалы РТР и "Культура".

В Беларуси все электронные СМИ достаточно подконтрольныГостелерадиокомпании и техническим передающим службам. БТ, региональныетелестудии -- в руках государства, частные телекомпании только занятыпроизводством и продажей ему отдельных программ. Радиостанции -- перваяпрограмма радио, Радио-2, радио "Столица", местные радио и иновещание тожев госсобственности. Существует ряд коммерческих ФМ-станций, созданная приСНГ телерадиокомпания "Мир" с ФМ-радио "Мир", а также принадлежащаяГоскоммолодежи и БПСМ "Радио Стиль". Они арендуют частоты у государства. Вруках государства или местных органов власти находятся практически всеежедневные газеты кроме "Народнай воли" и "Вечернего Минска". В последнеевремя шли разговоры о создании медиа-холдинга на базе "СоветскойБелоруссии", "Народной газеты", БТ или БТ-2, Республиканского радио и однойиз FM-станций, агентств БелТА и Интерфакс-Запад. Но они остаютсяразговорами. Практически в руках белорусского государства -- все командныевысоты в СМИ и мы имеем дело с крупным государственным медиа-объединением.

Иногда объединения включающие несколько печатных изданий именуютсяиздательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущегособственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включаетежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколькожурналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия.Пример -- Издательский дом "Коммерсант" (ежедневная газета "Коммерсант",еженедельники "Коммерсант Власть" и "Коммерсант Деньги", журналы "Домовой"и "Автопилот").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: