14 9
ся19. Поэтому эксперты все чаще начинают использовать понятие рис-
ка, чтобы математически уточнить свое стремление к надежности и
меру разумно достижимого (см., напр.: Bjordal, 1987; см. также
Hartwig, 1983), чему соответствует переход от детерминистского к ве-
роятностному анализу риска. Что-то подобное можно сказать и по по-
воду литературы о защите потребителя20. Все это подтверждает рас-
пространенную склонность определять риск как количественную меру
в вычислительных процессах. Затем, покосившись на социологов,
можно согласиться: понятие надежности – это социальная фикция.
Можно также исследовать, что [именно] в социальной коммуникации
рассматривается как надежное и насколько устойчивы эти фикции,
если опыт показывает обратное (например, когда время пересадки с
рейса на рейс в аэропортах не совпадает с расписанием)21. Понятие
надежности как противоположность понятию риска оказывается в
этой констелляции пустым понятием, подобно понятию здоровья в
различении "больной/здоровый". Итак, оно функционирует только как
|
|
понятие рефлексии. Или же как понятие-отдушина для социальных
требований, которые, в зависимости от меняющегося уровня притяза-
ний, просачиваются в калькуляцию риска. Таким образом, в результа-
те возникает пара [понятий] "риск/надежность". Это схема наблюде-
ния, которая, в принципе, делает возможным калькуляцию всех реше-
ний с точки зрения их рискованности. Следовательно, эта форма имеет
ту бесспорную заслугу, что универсализирует понятие риска. И не слу-
чайно с XVII в. тематика надежности и тематика риска способствуют
взаимному становлению.
Эти рассуждения подводят к вопросу, могут ли быть такие ситуации,
когда возможно выбирать или даже приходится выбирать между риском
и надежностью, между рискованной и надежной альтернативой? Этот
вопрос вынуждает более тонко настроить наш понятийный аппарат.
Часто утверждают, что такая возможность выбора существует22. Тогда
мнимо "надежная" альтернатива имплицирует двойную надежность: не
возникает никакого ущерба и теряется шанс, который можно было бы
реализовать в случае выбора рискованного варианта. Однако этот аргу-
мент вводит в заблуждение, ибо упущенный подходящий случай сам по
себе отнюдь не был чем-то надежным. Следовательно, нельзя с надежной
достоверностью сказать, потеряно ли что-то из-за отказа воспользовать-
ся этим "чем-то", а значит, открытым вопросом остается и то, придется
ли раскаиваться в предпочтении, отданном "надежному" варианту. Ко-
19 "Из-за человеческого несовершенства" – как охотно говорят в таких
|
|
случаях.
20 Ср., например: "Предохранение потребителя от всех несчастных случа-
ев и травм – обеспечение «нулевого риска» – не является ни реалистической,
ни осмысленной целью" (Asch, 1988, p.43). Правильно! Ну и что с того?
21 Определенную роль в обеспечении устойчивости этих фикций играет и
приспособление к чувствительности общественного мнения. См., напр.:
Whipple, 1985.
22 См., например, о решениях менеджеров: MacCrimmon and Wehrung,
1986, p.11, а также по всей книге. И это при том, что понятие упущенного
благоприятного случая привычно для авторов (MacCrimon and Wehrung,
1986, p.10).