Федеральный уровень Государственного управления в современной России

Век.

Если в 17-18 веках это механистическая картина мира, то в 19 веке происходит переход к физиологической. Это происходит за счет открытий в физиологии – открыты различия между чувствительными и нервными путями, что приводит к формированию представлению о рефлекторной дуге. Галь создал карту головного мозга, где отдельные участки мозга были связаны с локальными способностями.

Джон Стюарт Милль создал учение – ментальная химия, сложные психические явления представлялись как результат взаимодействия простых форм, но не сводились к ним. Начинается поиск атомов сознания.

В конце 19 века развивается всеобщее обучения – открываются государственные школы и среднее образование становится обязательным для всех. Образование дома давало индивидуальный темп и результат, а всеобщее обучение привело к тому, что необходимо было построить образование таким образом, что бы построить обучение для всех, опираясь на индивидуальные особенности. При массовом обучении индивидуальность страдала, но появилась необходимость изучения индивидуальности. Т.е. появилась необходимость в разработке объективных основ в педагогике.

Одним из разработчиков этих позиций был Константин Дмитриевич Ушинский. Основные принципы воспитания – народность, христианская духовность и наука. В 19 веке обсуждались две теории образования – теория формального образования и теория материального образования. Теория формального образования основывалась на развитие ума ребенка, для подготовки его к жизни. Теория материального образования – сообщить некую сумму знаний а умственные способности развиваются сами собой в процессе присвоения знаний. Ушинский критиковала обе теории, так как нельзя забивать голову ребенка бесполезными не связанными между собой знаниями, нельзя руководствоваться только практическими знаниями, так как есть знания, которые тяжело применить на практике. Педагогика должна строиться на опытной, экспериментальной психологии. – «человек как предмет воспитания», «педагогичекая антропология». Для правильного воспитания необходимо понять закономерности развития, прежде всего нравственного. Для этого необходимо исследовать влияние на развитие детей форм культуры, созданной народом – язык, религия, право, искусство. Так как именно они образуют психику человека. основа воспитания – нравственное воспитние. Средства – семья, природа, народ, язык. Он вводит понятие – полурефелексы, которые играют роль в развитии – это выученные рефлексы, привычки. Которые становится основами нравственной жизни и формируются в детстве. Большая роль в воспитании отводится труду. Он призывал учитывать особенности развития внимания, памяти, мышления, эмоционального развития – особенности психической сферы, познавательной (воли, харакерат и тд) выделяет два вида внимания – активное и пассивное. Через развитие активного развивать пассивное. Необходимо учитывать посильность, должны быть условия оптимального развития ребенка. Исходя из этого, большое внимание уделял принципу наглядности. Он говорил что данный принцип отвечает специфики восприятия ребенка. Большое значение имеет опыт – как важнейший источник получения знаний ребенка. Опыт получается внешними чувствами, поэтому большая роль отводится игре. Игра важна до 16 лет. Ушинский уже следовал принципам развивающего обучения, т.е. – воспитание+обучение. Он сделал большой вклад как методист, разработал методику повторения учебного материала, методику формирования у детей общих представлений и понятия на основе наглядности, методику развития одновременно речи и мышления.

Гербарт Иоганн Фридрих: в его теории соединились основные принципы ассоцианизма с основными подходами немецкой психологии (идеи апперцепции, бессознательного, диактивности души). Он говорил, что душа это центр, в которой хранятся и перерабатываются знания, и именно душа является источником активности человека. Он развивал теорию Лейбница о структуре души (апперцепция бессознательна). Развивая эти идеи, он развивает идеи о динамике и статике представлений: каждое представление обладает определенной силой, неким зарядом, и каждое представление стремится попасть в сознание, но объем сознания не безграничен, туда может попасть только то представление, которые обладает большей силой чем там уже есть. Т.е. есть некий порог, отделяющий область сознательного от несознательного. Он предполагает, что между противоположными представлениями есть конфликт, но есть сходные представления, которые могут сливаться в одно, т.е. попадая в сознание, сходное сливается с ним, а не вытесняет (динамика и статика представлений). Таким образом вся психика – сочетание и взаимодействие представление. Основные проявления психики исходят из этого принципа – память- способность воспроизведения рядом представлений, фантазия –самостоятельное комбинирование имеющихся представлений и т.д. Если чувства, желание и воля представляют собой некое сочетание представлений, то целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир, т.е. целенаправленное обучение, осуществляет целенаправленное воспитание. Возникает термин «воспитывающее обучение». Он вводит в психологию понятие силу, до этого уже существовало понятие время. То есть два параметра время и сила, и это дает возможность применять математический аппарат к исследованию психических процессов, что дает возможность более объективных исследований.

Развиваются этнографические исследования, повышается интерес к межкультурным различиям. Т.е. изучение универсального и специфического в психике человека. Появляется психология народов. Появляется эволюционная теория Дарвина. Он создал свою теорию в процессе изучения различных видов животных в кругосветном путешествии.;)) основной вывод: многие виды имеют общего предка, следующие выводы либо вымерли, либо приспособились к требованиям окружающей среды. Теория Дарвина шла в разрез с теологическим подходом (религия еще имела место). Параллельно с Дарвином Уоллес поводил аналогичные исследования. Первая теория носила имя теория Уоллеса-Дарвина. К тому моменту, уже существовало понятие об эволюции.

Основные положения теории Дарвина: среди представителей вида большое количество вариаций, но только не большой части удается оставить поколение. Т.е. существует борьба за существование, то есть природа отбирает наиболее адаптированных. Возникает термин «естественный отбор». Он подчеркивал важность социальных инстинктов для выживания группы – если у группы животных есть сигнал об опасности, у них больше шанс выжить. У людей решающий фактор для выживания – развитие сознания. Таким образом, естественному отбору подвергаются не только физические характеристики, но и разумная деятельность и способность к социальному поведению. Эволюционная теория дала психологии два важных постулата: 1. об адаптации (с этого момента, в психологии появляется научно обоснованная идея адаптации, которая является главной детерминантой психического развития. Возникают теории, изучающие факторы адаптации.); 2. идея генезиса психике (развитие психики. Психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные этапы развития в психике). Кроме того, появляется генетический метод – новый – с точки зрения развития (основан на идее генезиса психики, поэтапном его развития).

Теория Дарвина во многом определила ход дальнейших исследований во всей науке. В начале 20 века появляются этологические исследования.

Основные теории уже содержат идеи Дарвина и развивают их.

Френсис Гальтон: один из продолжателей идей Дарвина психологии. Он занимается проблемой индивидуальных различий (до него не возникала) через вариативность проявлений психических процессов. Он исследует время реакции, порог ощущений, ассоциации. Он исследовал наследственность гениальных свойств – он считал что у выдающихся людей рождаются выдающиеся сыновья. Конечная цель исследований – способствование рождению качественных личностей. Он родоначальник евгеники. Человеческий род должен хорошо изучен и улучшен путем селекции. Необходимо применять интеллектуальные тесты – интеллект можно измерить в терминах сенсорных способностей человека – чем выше уровень интеллекта тем выше уровень сенсорного функционирования (развивал идею Локка что знания даются через ощущения). Одним из первых использует методы статистики. Он приверженец математики. Он открывает корреляцию, а его ученик Пирсон вводит коэффициент корреляции. Он активно использует биографический метод, анкеты и позже эксперимент. О изобрел устройства позволяющие проводить быстрые и точные измерения у большого количества людей. Одно из устройств – свисток – измерял наивысшую чистоту звука, воспринимаемого человеком; маятник; дактилоскопические.

Спенсер: родоначальник позитивной психологии, в философии –социальный дальвинизм. Эволюционному развитию подвергаются и социальные институты. Совершенствование человека неизбежно. Именно это способствовало развитию духа индивидуализма. Психология должна изучать соотношение внешних форм с внутренними и ассоциации между ними. Он выделял объективную психологию (строение мозга) и субъективную (состояние души). Психика – механизм адаптации к среде, это высшая ступень психического развития, а исходная форма – ощущение. Основное свойство до психической жизни (Леонтьев) – раздражимость. С возникновением психической жизни возникают сначала ощущения а потом многообразные формы психики. Спенсер призывает рассматривать развитие ребенка с точки зрения принципов дифференциации и интеграции.

В конце 19 века появляется экспериментальная психология. С ее появлением психология становится отдельной наукой. До этого времени основной метод исследования (во второй половине 19 века) дневниковые наблюдения(которые были у Песталоцци, у Дарвина и тд.) первое планомерное наблюдение было разработано Теадором Тидеманом. С расширением предмета и изучаемых явлений возникает потребность к разработке новых методов.

Вильгельм Вундт: в рамках немецкой экспериментальной школе изучались зрительные слуховые модальности (Вебер, Фехнер). Вундт говорит о том что бессознательного нет, психика тождественна сознанию. Сознание состоит из отдельных элементов – ощущения и чувства, которые образуют представления. Они соединяются по законам ассоциаций, но помимо и по законам апперцепции. Апперцепция по Вуднту – внутренняя энергия души, спонтанная активность души. Эта энергия может быть направлена как во внешний (тождественно воле - волюнтаризм), так и во внутренний мир (рассматривается роль внимания). Вундт считается родоначальником психологии, так как он всю жизнь старался доказать ее самостоятельность. Он говорил, что психологии имеет свои законы, психические явления имеют психическую причинность. Законы Вундта. Таким образом, основная заслуга Вундта – разработка экспериментального метода изучения психики. В его теории можно выделить два направления – изучение психологии народов, анализ индивидуального сознания. Первый труд его носил название физиологическая психология. (в 19 веке под физиологией понимали и биологию и физику и т.д. у Вундта экспериментальная) использовалась психофизика (фехнер основатель), ассоциативные методы. Объектом исследования становится человек. Экспериментальному изучению по Вундту подлежат элементарные психические процессы – ощущения и простые чувства. Его взгляд опровергли его ученики Эбингауз (изучал сложные познавательные процессы).

Начинают открываться экспериментальные лаборатории, в том числе и в России.

Основные идеи Дарвина определили многие исследования. В 19 веке начинает развиваться эмбриология. Геккель был одним из самых сильных ученых. Он сформулировал биогенетический закон – увидел сходство зародышей. Онтогенез повторяет филогенез.

Стенли Холл: родоначальник детской психологии (конец 19 начало 20 века). К тому времени появляется большое количество психологов из лабораторий, которые пытаются найти себе практическое применение. Холл приходит к мысли, что эти психологи могут найти свой применение в системе образования. (он был разочарован в экспериментальной психологии, пройдя стажировку у Вундта. Вернувшись он задумывается о создании детской психологии – педологии(российское название). В России педология была более длительное времени, чем в других странах. Педология – изучение детей методами различных наук. Она перестала существовать, так как носила промежуточную функцию между отсутствием психологических методов и их появлением.

Холл предполагал, что нормальное психологическое развитие ребенка предполагает наличие ряд эволюционных стадий. (они активно использовали метод анкетирования) его известная книга «юность» -1904, где изложена его теория рекапитуляции. Формулирует закон, которых иначе трактует онтогенез, человеческое развитие повторяет ход развития эволюционных предков – дети любят лазить по деревьям, потому что повторяют развитие предков. На шкале умственного развития ребенок находится внизу, а мужчины на верху. Он утверждал, что последовательность стадий и их содержаний задано генетически, и миновать стадию ребенок не может. Гетченсон на основе теории рекапитуляции создает свою периодизацию, где критерием является способ добывания пищи. (0-5 лет (стадия рытья и копания. Дети любят играть в песке); 5-11 (стадия охоты и захвата. Дети начинают бояться взрослых, появляется агрессивность, стремление делать многие вещи тайком); 8-12 (пастушеская стадия. Дети стремятся иметь собственный угол, начинают проявлять нежность к домашним животным, стараются завести питомца, что бы было кому покровительствовать и о ко заботиться); 11-15 (земледельческая стадия. интерес к явлениям природы появляется наблюдательность и осмотрительность); 14-20 (стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. Дети осознают роль денег, значение арифметики и других точных наук.) он считал что с пастушеской стадии ребенок готов к обучению. При этом он исходил из идеи холла, что биологическое созревание готовит основу для обучения. Холл и Гетченсон были убеждены, что прохождение всех стадий приводит к нормальному развитию, фиксация – к аномалиям и патологиям. Холл разработал механизм помощи в перехода от одной стадии к другой. Холл считает, что механизм перехода – игра. Важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, что бы он их изживал. Педология была направлена на практическое изучение ребенка и развивала комплексный подход в исследовании детей. То есть Холл создает экспериментальную детскую психологию.

Исследование в Европе.

Альфред Бине – создатель первого теста по оценке интеллекта. Это был правительственный заказ на метод диагностики умственного неполноценного интеллекта. Он создал тест сначала для детей от 3 до 7 лет, потом расширил возрастные рамки 3-18. Он пришел к выводу что дети проходят три стадии – перечисления, описания и интерпретации. Вместе с детским психиатром Симоном в 1905 году создают шкалу Бине-Симона, которая позволяла определить уровень развития их интеллекта. Для каждого возраста сформулированы свои задания. Бине понимал под интеллектом – врожденное качество, уровень которого не изменяется в возрастом, меняется качество решения проблем. (другой взгляд на интеллект дан Векслером – уровень меняется с возрастом. В диагностике на сегодняшний день проблема в том, что под диагностикой умственного развития понимают только диагностику интеллекта.) Бине говорит об интеллекте как об устойчивой составляющей. (Штерн дал понятий айкью). Уровень интеллекта не зависит от возраста. Важно было установить количество вопросов, которые направлены на диагностику различных оставляющих интеллекта. Необходимо было отстраниться от опыта ребенка.

Арнольд Гизелл создатель йельской клиники нормального детства, где изучался интеллект детей раннего возраста. Он считал что за первые три года, ребенок проходит большую часть своего психического развития. Темпы развития наиболее высоки в этот период. Его периодизация 0-1 (максимальные темпы развития),1-3,3-18 (наиболее низкие темпы развития).Щелованов изучал тот же возраст, и в отличии от его лаборатории, эти исследования направлены не на закономерности развития, а на разработку нормативности – определение нормы психического развития детей раннего возраста. В лаборатории гезелла были разработаны специальную технику, использовалась киносъемка. Исползовано зеркало Гезелла. Он вводит новые методы исследования – лонгитюдный метод и близнецовый. На их основные была разработана система тестов и нормативность исследования – исследовались – моторика, речь, личностно-социальное поведение. Методы лежат в диагностике детей раннего возраста.

Болдуин – исследование не только познавательных и эмоциональное, нравственное развитие. Переживания человека отходили на второй план. Говорил о том что изучать личность ребенка надо с социальной точки зрения, и общество со стороны личности. В развитии переплетаются приобретенные и врожденные качества, в процессе социализации дети обучаются одинаково а индивидуальное заметно в том как они обучаются, индивидуальные особенности должны учитываться. Это имеет отражение в самооценки с саморазвитии личности, существует два круг норм. Узкое –семья, широкое социум страна. Идея сверх человека – он над обществом. Основные механизмы развития – ассимиляция и аккомодация.

Клапаред: поддерживал идеи Холла, но не принимал его трактовку биогенетического подхода. Сходство между фило и онтогенетическизм развитием происходит не из-за сходство в стадиях психики, а потому что есть общая логика развития психики. Но это не тождество. Не существует предопределенности в развитии, а различные факторы внешние и внутренние могут изменять ход развития. Идея о саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка, это происходит за счет механизмов игры и подражания. В центре стояло исследование мышление и его развития. Он отождествлял развитие мышления и развитием психики вообще. Он открывает одно из свойств детского мышления – синкретизм – неразличенность, слитность детских представлений друг с другом. Психическое развитие движется от схватывания внешнего вида, потом называния и далее понимания предназначения. Развитие способностей обусловлено наследственностью – общее и одаренность (развитие умственных способностей).

Штерн: теория конвергенции – единственная теория рассматривающая важность обоих факторов в развитии. Личность самоопределяющаяся целостность. Психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание природных задатков, направляемая той средой, в которой живет ребенок. Рассматривал влияние биологического и социального фактора на примере игры, выделил содержание и форму игровой деятельности. Он приходит к выводу что игра необходима не только как упражнение в приобретенных качествах, но и для социализации. Он одним из первых изучает личность ребенка. Теория персонализма: формирование целостной структуры личности ребенка. Он впервые проводит систематическое наблюдение за процессов формирования речи, в результате, он выделяет несколько периодов развития речи и наиболее важен тот, который связан с периодом открытия значения слова (полтора года). Этот период становится дальше отправной точки исследования речи. Он практически разработал нормы развития речи у детей до 5 лет, тенденции развития, переход от активно к пассивной речи. Изучение аутистического мышления. Как и Выготский он считал, что этот вид мышления более сложен чем реалистическое мышление. Большое внимание он уделял исследованию детского рисунка. Он считал что это некая схема. Которая помогает перейти ребенку от представления к понятию. Он расширяет спектр исследования психического развития ребенка.

Карл Бюллер: рассматривал в основном интеллектуальное развитие. Делает акцент на творческом мышление. Интеллектуальный процесс это творчество. В отличии лот Штерна, рассматривая речь ребенка, выделяет эвристическую теорию речи – ребенок придумывает, изобретает речь в процессе общения ребенка. Это цепь открытий. Сначала он открывает значение слова, затем он узнает что каждая вещь имеет свой имя, потом он знакомится с грамматикой и тд. Он вводи Ага-переживание –процесс мгновенного схватывания сущности вещей. Это и есть процесс мышления для него. По мнению Бюллера, процесс мышления не зависит от прошлого опыта, а является творческим актом самого ребенка. В контексте исследования творческого мышления, он приходит к исследования детского рисунка: рисунок – творческий рассказ, так как он построен по тому же принципу что и устная речь. Бюллер уже открыл понятие схема (которое далее является определяющей для когнитивной психологии второй половины 20века) – обобщенный образ, помогающий усваивать абстрактные понятия. В основе развития лежат врожденные структуры, которые раскрываются в жизни – идея о саморазвитии. Он выделяет три стадии психического развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Его исследования критиковались, так как по мнению Выготского он игнорировал индивидуальное развитие ребенка.

Шарлота Бюллер: создала первую в Австрии школу возрастной психологии, так же занималась историей психологии (писала учебники). Занималась отклоняющимся развитием. Рассматривала кризисные периоды развитие, подробно исследовала подростковый возраст. Говорила о том, что социальное развитие, культура. Откладывает большой отпечаток на развитие в подростковом возрасте. Кризис имеет положительные и отрицательные стороны.

Пиаже: этапы психического развития отождествлял с развитием интеллекта. В процессе развития происходит адаптация к окружающей среде. Адаптация – активный процесс, в ходе которого происходит формирование адекватной схемы ситуации. Понятия схемы ситуации по своей значимости имеет больший вес для развития психологии чем этапы интеллектуального развития. Механизмы адаптации ассимиляция и аккомодации – не зависимы от опыта, наследственно закреплены и неизменны. Первый этап исследований – исследование мышление и речь – от внутреннего, через эгоцентризм и речь к внешнему. 30-е годы второй этап – операциональная сторона мышления, что развитие мышления связано не с речью, а с мыслительными операциями. Вводит понятие что мыслительные операции обратимы и создает периодизацию интеллекта: выделяет три стадии проходящие в два этапа – необратимые и обратимые. Пиаже недооценивал роль среды – рол взрослого на развитие ребенка. Первоначально выделял три стадии развития – аутизм, эгоцентризм, социализация. Заслуга Пиаже состоит в том, что впервые он рассматривает детское мышление с точки зрения особого вида мышления. (до этого это было недоразвитое мышление взрослого). Пиаже начинает рассматривать с иных позиций – открывает особенности развития – синкретизм, анимизм, трансдукция, эгоцентризм и тд. Он первым понял специфику детского мышления.

Поскольку Российское государство является федерацией, постольку в РФ выделяют два уровня государственного управления: федеральный уровень и уровень субъектов РФ. Что касается муниципального уровня, то в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, формально не входят в систему государственного управления. Однако на практике органы местного самоуправления, взаимодействуя с региональными органами государственной власти, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, являются достаточно важным элементом единой системы государственного и муниципального управления.

По горизонтали систему государственного управления и ее основные элементы целесообразно проанализировать, исходя из конституционного принципа разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную. При этом необходимо уделить внимание главным образом структурным и функциональным аспектам деятельности органов государственной власти и управления.

Самым важным и, по сути, главным органом государственной власти в РФ является ПРЕЗИДЕНТ РФ, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Исходя из этого, Президент обладает достаточно большими полномочиями в законодательной, военной сферах, в сфере внешней политики, в решении кадровых и других вопросов.

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

Администрация готовит проекты: законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы, указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация осуществляет контроль за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами

Администрация, таким образом, наделена функциями по обеспечению реализации соответствующих полномочий Президента РФ.

Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.

Непосредственно управляет работой Администрации Руководитель Администрации.

Администрация сформирована в составе Руководителя Администрации Президента РФ, первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ, двух заместителей Руководителя Администрации Президента РФ, помощников Президента РФ, включая помощников Президента РФ - начальников управлений Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, советников Президента РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений (управлений и иных подразделений). [Слайд – руководство и основные должностные лица Администрации]

Помощники Президента Российской Федерации:

- подготавливают предложения Президенту Российской Федерации по реализации его полномочий;

- подготавливают аналитические, справочные, информационные материалы для Президента Российской Федерации;

- подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента Российской Федерации;

- подготавливают проекты поручений Президента Российской Федерации и исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Советники Президента Российской Федерации:

- подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации;

- исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Старшие референты и референты Президента осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента Российской Федерации, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации.

В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих и примерно 20 структурных подразделений. Самые крупные из них: Контрольное, Государственно-правовое управления, Управление информационного и документационного обеспечения Президента. В каждом из них работают по 150–200 госслужащих. [Слайд – Перечень подразделений Администрации]

При Президенте РФ функционирует ряд комиссий и советов (около 15 комиссий и 15 советов).

Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности предполагает существование специального органа – СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ, который формируется и возглавляется Президентом РФ. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Совет Безопасности разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности (например, Концепцию национальной безопасности).

В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности. [Слайд – Состав СБ РФ]

Президент является Председателем ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА.

Государственный совет образован Президентом В.В.Путиным 1 сентября 2000 года.

Госсовет – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Членами Государственного совета являются Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, полномочные представители Президента в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители фракций в Государственной Думе. Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах.

На Госсовете обсуждаются вопросы особого государственного значения. Они касаются государственного строительства, хода экономических и социальных реформ, важных общественных проблем.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе восьми членов Государственного совета. Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода.

Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию.

Государственный совет, президиум Государственного совета могут создавать постоянные и временные комиссии и рабочие группы для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета или его президиума, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже трех раз в год. Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.

В пределах соответствующего федерального округа Президента представляет его ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.

Полномочные представители (всего – восемь человек) обеспечивают реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Основными задачами полномочного представителя являются:

§ организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

§ организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

§ обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

§ представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

[Слайд – Структура Аппарата Полпреда Президента в ПФО]

Высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации является ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство обеспечивает единую финансовую, кредитную, денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, в иных сферах общественной жизни.

Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. [Слайд – Состав Правительства РФ]

Ключевые вопросы «правительственной» кадровой политики решаются Президентом РФ. Так, с согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Президент вправе самостоятельно принять решение об отставке Правительства.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

При этом Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов (см. ниже – «президентский блок»).

Органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений, является Аппарат Правительства. [Слайд – Структура Аппарата Правительства]

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

По предложению Председателя Правительства Президент утверждает Структуру федеральных органов исполнительной власти, которая состоит из трех блоков (элементов). [Слайд – Структура ФОИВ]

Первый элемент – это так называемый «президентский блок», в который входят федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (как правило, силовые ведомства: МВД, Министерство обороны, Министерство юстиции, ФСБ, ФСО и др.).

Второй элемент - федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (министерства: здравоохранения; образования и науки; культуры; транспорта; сельского хозяйства; промышленности и торговли и др.).

Третий элемент - федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам и др.).

Правительство РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Центральным Банком РФ (Банком России). Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Обладая правом законодательной инициативы и разрабатывая федеральный бюджет, Правительство взаимодействует с парламентом РФ - ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, которое является представительным и законодательным органом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: