Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специального обучение (начало XX – 70-е гг. ХХ в.)

Протяженность четвертого периода эволюции отношения государства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития составила немногим более полувека. В начале периодаправительства европейских стран пытались решать проблему в условиях послевоенного экономического спада, социальной нестабильности и передела политической карты континента. Едва возникнув суверенные государства незамедлительно вводят закон об обязательном всеобщем образовании, что стимулирует появление сети специальных школ. Албания, Болгария, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия выходят на первый этап строительства национальных систем специального образования, завершенный странами-родоначальниками накануне первой мировой войны.

Англия осознает необходимость совершенствовать систему, охватить специальным обучением другие категории детей, не способные посещать обычную школу, однако возникшая система не способна продуктивно развиваться в экономически неблагополучном и политически нестабильном послевоенном мире. Средств филантропов хватает лишь на финансирование частных закрытых привилегированных специальных школ, в годы между мировыми войнами английская система специального образования как бы «замирает».

Нейтральная Дания сумела расширить ранее созданную систему, охватывая обучением все большее число детей с нарушениями слуха, зрения, речи; обеспечивая помощь умственно отсталым детям в центрах по месту жительства; развивая систему медицинской и социальной помощи инвалидам и их семьям. Государство, первым взявшее курс на обязательное семилетнее обучение (1814), первым принявшее закон об обязательном специальном обучении (1817).

Политическое и военное поражение, коллапс экономики Германии приводит к тому, что государство не в состоянии гарантировать ранее узаконенное право на специальное образование. Правительство проявляет повышенный интерес к причинам увеличения спроса на специальные – особенно на вспомогательные – школы.

К середине четвертого периода политическая власть в ряде стран оказывается в руках фашистских партий, чьи лидеры связывают благополучие своих народов с избавлением от «инаких» всех сортов, включая инвалидов детства. Истребление лиц с выраженными отклонениями в развитии становится прологом к массовому уничтожению других групп населения, отличающихся от гонителей по религиозным, политическим, идеологическим, расовым, национальным, любым иным, легко отыскиваемым признакам.

Вторая мировая война существенно изменила представления о свободе и правах человека, о равенстве людей, Жизнь, Свобода, Достоинство, Права человека признаются главными и безусловными ценностями. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, закрепила новое, выстраданное человечеством в ходе второй мировой войны, миропонимание, представления о различиях между людьми, индивидуальности и самобытности.

В контексте нового понимания прав человека значительная часть населения планеты постепенно приходит к осознанию необходимости школьного обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В послевоенной Европе отношение к этим детям, как и ко взрослым инвалидам, кардинально меняется к лучшему. Прямо или косвенно тому способствовали идеологические установки приходящих к власти либерально-демократических партий, законодательные инициативы правительств; борьба рабочих движений, профсоюзов за гражданские права и свободы; возрастающая активность неправительственных организаций и общественных движений; а равно реформы образования, неминуемо заставляющие государство совершенствовать сеть специальных учебных заведений, дифференцировать систему выстроенную изначально.

Переосмысление прав человека распространилось и на детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, именуемых отныне «детьми со специальными нуждами» или «детьми с особыми потребностями», европейцы начинают уделять их образованию повышенное внимание. Система специального образования все более дифференцируется. К началу 70-х число видов специальных учреждений в отдельных странах ЕЭС достигает 15-20. Формируются институты социальных работников, школьных психологов, множатся центры и службы помощи и консультирования родителей, стремительно растёт число разнообразных неправительственных организаций, обществ, движений, союзов и ассоциаций, решающих проблемы социальной опеки детей «с особыми потребностями».

Процент детей, охваченных специальным обучением увеличивается, к концу второго этапа в отдельных западноевропейских странах достигает 5% и более от общей численности популяции детского населения.

Условной верхней границей четвертого периода можно считать принятие Организацией Объединенных Наций деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975). На этом рубеже зафиксированы первые прецеденты закрытия спецшкол в связи с интеграцией их учащихся в общеобразовательные учреждения, а также открытия классов для глубоко умственно отсталых детей, ранее считавшихся необучаемыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: