Государство предоставляет детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время)

К последней четверти XX века удалось окончательно остановить законодательную сегрегацию лиц с недостатками физического и умственного развития, сохранявшийся с античных времен. Свидетельством смены отношения цивилизованного мира к этим людям становится декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» и «О правах инвалидов», от этого рубежа мы начинаем отсчет пятого периода эволюции. Конец ХХ века Западная Европа проживает под знаменем социальной интеграции, мечтая упразднить всяческие барьеры, разделяющие людей или ограничивающие их права и возможности.

Идеи социальной интеграции инвалидов в 70-е годы прошлого столетия возникают и реализуются в контексте экономического подъема, либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, религиозному, этническому, любому иному признаку. Борьба против дискриминации меньшинств способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми, признания права человека быть не таким как большинство.

Государства, ратифицировавшие Конвенции ООН «О правах инвалидов»,«О правах умственно отсталых», Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994), Дакарскую рамочную концепцию действий, перестают использовать в официальных документах (в социально-культурном контексте) прежде употребительные клинические определения и предпочитая характеризовать проблемы и своеобразие человека через понятия «особые социальные потребности», «особые образовательные потребности».

Социально-экономическая интеграция подразумевает, что меньшинства обретают возможность участвовать во всех сферах жизни, профессиональной деятельности и творчества, а большинство «пускает» их в эту жизнь, принимает равными, соглашается взаимодействовать.

В конце ХХ века не только национальные законодательства ряда стран, но и международные документы закрепляют новый статус семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, новые права и обязанности родителей в решении вопроса о его образовании.

Освоение философии безбарьерного мира, проведение политики социальной интеграции инвалидов заставило западные государства пересмотреть свое отношение к идее институциализации. Направление ребенка в специальную школу (тем более в интернат) теперь осознается как попытка его изоляции от родителей и сверстников, от полноценной жизни, как нарушение его гражданских прав, как проявление дискриминации.

В последнее десятилетие ХХ века специальное образование входит под знаменем интеграции, от деклараций о ее необходимости и фрагментарной практики, многие западноевропейские страны переходят к разработке национальных моделей интеграции, предусматривающих множество разнообразных вариантов: от временной и частичной до полной. Каждое государство осуществляло реорганизацию системы обучения детей с особыми потребностями по-своему, но все поддержали политику интеграции в образовании и на исходе ХХ века начали реализовывать ее на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: