Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (1706 -1806)

Второй период эволюции отношения государства и общества к инвалидам, характеризующийся обретением инвалидами права на социальную опеку.

«Верхи» и «низы» испытывали равное нищелюбие и сочувствие к убогим, нередко проявляя к ним милосердие. Петровские реформы раскололи русское общество, до того духовно и культурно однородное на «цивилизацию» и «почву». Народ не понял и не принял петровские реформы, предпочитая, в частности, организованному призрению нищелюбие и личное подаяние. «Почва» участвовать в организованной общественной благотворительности не стремилась. Оказалось невозможным принять по царскому указу, и тем более - создать в одночасье, как мечтал Петр I, те общественные институты призрения, с помощью которых развивалась аналогичная система в Европе.

В годы правления Анны Иоановны и ее фаворита Бирона. Власти, ранее запретившие личную помощь нищим и калекам и заявившие об учреждении соответствующих официальных служб и заведений, перестали эти службы развивать и поддерживать.

Первая попытка переноса западных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась полным крахом.

В эпоху Елизаветы, стремящейся вернуться к принципам правления Петра I, власть формально реанимирует идею светского призрения, но на деле ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами.

Фундамент будущих перемен в деле организации светского призрения заложен в России Екатериной II. Императрица предложила стране «социальную программу», игнорирующую русские обычаи. Екатерина II попыталась насадить европейскую систему закрытого государственного призрения. В ходе губернской административной реформы учреждается Приказ общественного призрения (1775), в ведение которого передается народное просвещение, медицинская помощь, заведения общественного призрения (богадельни, сумасшедшие дома, приюты). Призрения убогих императрица вменила в обязанность государственным чиновникам. В сложной государственной структуре определилось конкретное должностное лицо, несущее ответственность за нищих, душевнобольных и инвалидов, им стал частный пристав.

Создан прецедент организации светского филантропического учебно-воспитательного заведения для детей бедноты, включая малоуспешных учеников – Московский(1764) и Петербургский (1770) Воспитательные дома.

Сменивший на престоле Екатерину Великую ее сын Павел I принимает решение о закрытии Приказов общественного призрения, сокращении числа судебных инстанций, об упразднении Городских сословных дум, вменив управление городами военно-полицейским органам. Он учредил внесословные больницы, врачебные управы, создал «Ведомство императрицы Марии» - орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений. Деятельность императрицы Марии Федоровны, жене Павла, на посту главы ведомства благотворительных учреждений служила примером филантропии, исходящей из внутренней потребности творить добро тем, кто нуждается в помощи и милосердии. Ее попечением возникло и набрало силу Петербургское училище для глухонемых, открылось Петербургское училище для слепых.

Император Александр I провозглашает курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные и в их числе люди, ранее заточенные в монастыри и сумасшедшие дома, самодержец возвращает гражданские права тем, кто прежде по суду был поражен в них. Царский Манифест (1801) даровал право собственности на землю отдельным лицам всех сословий, исключая крепостных, благодаря чему новые социальные группы приобретали полный гражданский статус. Впервые появился департамент, отвечающий за просвещение россиян - Министерство общественного образования (1802). Страну разделили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Александр I решает перенять европейский опыт создания специальных институтов для слепых и глухонемых.

Российский монарх, учреждая первые специальные школы не мог опереться ни на один из слоев населения. На момент «государева эксперимента» в России не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для развития практики специального образования. Модель специальной школы, закономерная для третьего периода эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками, попала в Россию прежде, чем здесь завершился предшествующий – второй - период эволюции.

Российская империя, войдя во второй период открыла первые императорские училища для глухих и слепых детей открыты в России соответственно в 1806 и 1807 годах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: