Какой бы великолепной ни была Ваша речь, после выступления Вам, скорее всего, будут задавать вопросы – таковы правила. Вопросы (и неудачные ответы на них) могут подтолкнуть к менее положительной оценке, чем Вы ожидали, тем более, если Ваша оценка колеблется «между – между…»
Как правило, вопросы могут задавать все находящиеся в зале: научный состав, студенты. Из этого можно извлечь и свои плюсы, к этому можно заранее подготовиться.
Во-первых, можно поговорить с руководителем (и другим научным составом, если Вы с ними в доверительных отношениях) на предмет возможных вопросов.
Во-вторых, Вы самостоятельно можете проанализировать – какие вопросы можно ожидать. Скорее всего, они коснутся проблематики вопроса, быть может, несколько выйдут за рамки Вашей темы.
В-третьих, Вы сами можете подтолкнуть комиссию к тому или иному вопросу. Как это сделать? Углубляясь в проблематику, можно оставить недосказанность, зацепку, которая бы и послужила бы основанием для вопроса (только не перестарайтесь!). Еще вариант – «зациклить» внимание комиссии на какой-нибудь одной узкой теме (в которой очень хорошо разбираешься).
В-четвертых, можно заранее договориться с одногруппником (двумя, тремя…) чтобы Вам задали вопрос, к которому Вы естественно подготовитесь (только подготовьте красивый вопрос и соответствующий ответ).
Ответы на вопросы – это уже дискуссия, а значит можно вести диалог. Не бойтесь высказывать свою точку зрения.
Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, к блоку управления сестринским персоналом, к дисциплинам направления углубленной подготовки «Организация сестринского дела», поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Студент, в случае необходимости, записывает вопросы и готовит ответы (при этом ему разрешается пользоваться своей дипломной работой). Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе выполнено лично Вами?», «В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное Вами решение от существующих?».
Отвечая на вопросы, нужно:
- прежде чем отвечать на вопрос, внимательно его выслушать и при необходимости записать;
- убедиться, что поняли вопрос, повторить его или перефразировать, чтобы быть уверенным в этом;
- отвести взгляд от задавшего вопрос, сконцентрироваться на том, что хотите сказать, быстро определить основные моменты;
- если нужно, разделить вопрос на несколько частей и отвечать на каждый по отдельности;
- отвечать кратко и по существу, избегать слов-паразитов (ну, знаете), отвлечений от темы дипломной работы, извинений, не изображать удивление или испуг, остерегаться недооценки собственных сил;
- если Вас перебивают, сделать паузу, дав высказаться члену комиссии, потом вновь вернуться к ответу на вопрос;
- связать свой ответ с текстом дипломной работы (например, «как я уже говорила…»);
- проявлять скромность в оценке результатов своего исследования;
- сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить свои;
- учитывать личностные особенности собеседника (употреблять терминологию собеседника);
- уделять особое внимание заключительным словам, именно они запоминаются более всего.
После ответов выпускника на вопросы зачитывается отзыв руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия. Затем предоставляется заключительное слово выпускнику, после которого официальная часть защиты дипломной работы закончена. Вы можете, наконец, поблагодарить комиссию и персонально рецензента и руководителя.