В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования в виде эстафет, в которых участвуют две команды и более. Эстафеты относятся к группе игр, в которых играющие ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами (при взаимной поддержке и взаимопомощи своих товарищей), не вступая в соприкосновение с соперником. В таком виде соревнований важна личная ответственность каждого участника за победу команды, а коллективные действия носят воспитательный характер.
Неоценимы эстафеты в решении многих задач физического воспитания, это: развитие физических качеств, воспитание дисциплины, сообразительности, организованности. Ведь в таких соревнованиях может победить не тот, кто первый пришел к финишу, а тот, кто лучше, техничнее выполнил задание, сделал меньше ошибок в ходе эстафеты и т.д.
Эстафеты классифицируют по признакам, позволяющим систематизировать и облегчить подбор ситуаций в учебном процессе:
1) по количеству заданий:
|
|
- простые, включающие одно - два задания (бег, ведение мяча, переноска груза и др.);
- комбинированные, сочетающие несколько двигательных действий (полоса препятствий).
2) по требованию к заданиям:
- строго регламентированные (выполнение упражнений заданным способом);
- произвольные (выполнение любым способом, выбирая рациональный).
3) по характеру перемещений:
- линейные (рис. 1,а);
- круговые (рис. 1,б);
- встречные (рис. 1,в).
4) по способу действия участников:
- индивидуальные;
- коллективные.
5) с учетом видов спорта:
- гимнастические;
- легкоатлетические;
- баскетбольные;
- лыжные;
- водные и др.
Проведение эстафет требует четкой организации. Максимальное количество команд – участниц должно соответствовать размерам площадки с учетом соблюдения техники безопасности при выполнении заданий. Количество игроков в команде 6 – 12 человек. Чем меньше участников в команде, тем выше моторная плотность, и наоборот.
В ходе выполнения задания необходимо вовремя фиксировать все нарушения и продумывать возможности их предупреждения. Для этого необходимо вычитать штрафные баллы у команд - нарушителей или повторять неправильно выполненные элементы задания.
Таким образом, судейство в эстафетах осуществляется по времени выполнения задания, по результату выполнения или комбинированным способом (время выполнения + количество попаданий).
Подсчет штрафных очков и определение победителя проводится после окончания задания. Преподаватель должен своевременно и четко объявлять о результативности каждой команды. После проведения последней эстафеты
Рис. 1. Схема проведения эстафет
|
|
необходимо подвести итоги, определить победившую команду, сделать замечания и поощрить отдельных участников.
В целом, подвижные игры-эстафеты служат универсальным комплексным средством физического воспитания для решения различных образовательных и воспитательных задач. Они используются в различных возрастных группах, в различных условиях. Эстафеты включаются в праздники и соревнования, они доступны игрокам с разным уровнем подготовленности.