Организация играющих

Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Для освоения содержания игры имеет большое значение размещение играющих и местонахождение руководителя при объяснении. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру. Руководитель должен стоять на видном месте, чтобы всех видеть. Нельзя ставить детей лицом к солнцу. Руководителю нельзя вставать в центр круга.

В случае проведения игры без определенного построения к началу игры занимающихся можно построить или посадить в шеренгу, круг, полукруг.

Объяснение игры. Успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Рассказ должен быть кратким, логичным, последовательным. В сюжетных играх для младшего возраста объяснение должно быть в сказочной, увлекательной форме. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры;

2) расположение игроков и их роли;

3) ход игры;

4) цель игры;

5) правила игры.

Объясняя игру, руководитель должен следить за настроением занимающихся, и если внимание их ослаблено, то следует сократить рассказ или сделать его более красочным и живым. Впервые содержание игры объясняется подробно, наиболее сложные моменты рекомендуется объяснять показом некоторых движений. При повторении игры следует только напомнить основное содержание и моменты или объяснить дополнительные правила и способы выполнения.

Выделение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает большое воспитательное воздействие на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выбрать водящего можно разными способами:

1) по назначению руководителя (быстро выбирается подходящий водящий, но подавляется инициатива играющих);

2) по желанию играющих;

3) по жребию (более длительный по времени способ, основан на случайном выборе водящего, но удобен для самостоятельного проведения игры во внеурочное время, т.к. не вызывает споров);

4) по выбору самих занимающихся (очень положительный способ в педагогическом отношении, выявляет коллективное желание детей, в результате чего выбирается наиболее достойный водящий);

5) по результатам предыдущих игр (в качестве поощрения назначается самый ловкий или сообразительный игрок);

6) по выполнению задания руководителя (в случае, когда многие дети хотят быть водящими, или наоборот желающих нет, то водящим становится тот, кто наиболее качественно и быстро выполнил задание или выполнил его последним и неверно).

Перечисленные способы выбора водящего надо чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих, их возраста и их настроения.

Разделение на команды. Распределение игроков на группы может производиться различными способами.

1) Распределение играющих по усмотрению руководителя. Руководитель, хорошо зная играющих, составляет команды, равные по силам. Игроки не принимают активного участия.

2) Путем расчета. Этот способ наиболее экономичен по времени, удобен при проведении уроков, но состав в командах может быть не равен по силам.

3) По сговору. Дети выбирают двух капитанов и, разбившись парами, сговариваются, кто с кем будет играть. Способ этот длителен по времени и удобен для самостоятельного проведения игры.

4) Путем фигурной маршировки. Этот способ часто применяется на уроках, краток по времени, но состав команд бывает случайный и не равный по силам.

5) По назначению капитанов. Дети выбирают двух капитанов, которые подбирают игроков для своей команды, поочередно вызывая по одному. Команды при этом способе обычно равны по силам. Слабых игроков каждый капитан берет неохотно, что часто приводит к ссорам среди играющих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: