Проведение подвижных игр с детьми младшего школьного возраста

Возраст учащихся 1 – 4 классов составляет 6 – 9 лет. Подвижные игры на уроках физкультуры занимают одно из основных мест.

- Анатомо-физиологические и психологические особенности развития. Для 6-9 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета. Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость детей (особенно позвоночника). Формируется шейная и грудная кривизна, связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Доля мышц в массе тела составляет около 23%. Поэтому необходимо избегать однообразных движений с длительными мышечными напряжениями.

Сердце ребенка 6-9 лет отличается большой жизнеспособностью, сосуды широки, стенки их эластичны, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Увеличивается объем сердца и минутный объем крови (МОК), следовательно, реже становится пульс (нормальная частота сердечных сокращений 90-100 ударов в минуту). Функции нервных аппаратов, регулирующих работу сердца, еще несовершенны (легкая возбудимость сердца).

За период с 6 до 10 лет частота дыхания становится заметно реже: с 23 до 19 вздохов в минуту, что приводит к совершенствованию аппарата внешнего дыхания. При этом механизм потребления и утилизации кислорода несовершенен, что не позволяет детям данного возраста выполнять физические упражнения в течение длительного времени.

У детей 6-7 лет наблюдается большая податливость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Но после краткой сильной нагрузки их организм быстро восстанавливается. Темпы развития детей различны. Девочки обгоняют мальчиков почти на год.

Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Воля развита слабо. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Мышление у младших школьников образное, предметное, но к 3 классу у них появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое.

Методические требования к проведению подвижных игр. В начальных классах доля подвижных игр и упражнений игрового характера составляет приблизительно около 70% всего учебного времени на уроке. Необходимо включать игры с разнообразными движениями (бег, ходьба, прыжки, увертывания, броски и ловля мяча, лазания и перелезания) непродолжительные по времени. Игры с большой подвижностью должны чередоваться с передышками. Объяснение игры должно проходить кратко и образно. Правила в играх должны быть простые и немногочисленные, цель игры не должна быть слишком трудной. На достижение цели не требуется продолжительного времени. По ходу игры не желательно выводить из нее детей, нарушивших правила. Они должны продолжать игру, выполняя другие действия и роли, получая штрафные очки.

В основном все игры носят некомандный характер, так как дети только осваиваются в коллективе. Но к 8-9 годам дети свободно играют в игры группового характера с взаимовыручкой, приучаются согласованно действовать в коллективе, правильно оценивать свои возможности, сопоставляя их с действиями товарищей.

Большое место должны занимать сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию творческого воображения у детей: «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Волк во рву», «Космонавты». В 1-2 классе руководитель должен включать игры, развивающие тормозные функции. Это игры с замиранием и остановками: «Совушка», «Море волнуется», «Замри».

Сигнал к началу игры не должен быть резким (например, свисток вызывает у детей торможение, а не быстроту реакции). Поэтому дети больше любят речевые сигналы. Большинство сюжетных игр включает в себя речетативы, пение. Это способствует тренировке речи и воспитанию ритма и музыкальности.

Игры с водящими занимают основное место в младшем школьном возрасте, поэтому важно обращать внимание на выбор водящего. Если выбор водящего не определяется ходом игры, то чаще всего его определяет или назначает учитель. В этом возрасте дети очень хотят быть водящими, поэтому мотивацией может служить дисциплинированное поведение ученика или хорошее выполнение предыдущих заданий учителя.

Необходимо использовать малоподвижные игры с замиранием или концентрацией внимания в заключительной части урока. Целью таких игр является постепенное снижение показателей эмоциональной и физической нагрузки в конце урока.

При проведении подвижных игр на воздухе зимой и в прохладную ветреную погоду необходимо учитывать большую теплоотдачу организма детей младшего школьного возраста.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в младших классах:

- развитие ловкости, быстроты, гибкости;

- закрепление и совершенствование двигательных действий;

- обучение согласованным действиям в паре, тройке, команде.

Требования к инвентарю для проведения подвижных игр. Прежде всего, инвентарь должен быть легким и удобным по размеру (волейбольный мяч, баскетбольный мяч №3 и №5, легкие резиновые мячи различного размера, набивной мяч не тяжелее 1 кг, гимнастические палки 80-90 см, скакалки длинные и короткие, обручи пластмассовые и т. п.). Очень эффективно применяется нестандартный инвентарь: пластмассовые кубики, кегли, конусы, стойки, кольца.

На уроках трудового обучения и дома детьми совместно с учителем и родителями выполняется самодельный инвентарь: мешочки с песком или крупой, картонные кольца, колпаки, ленточки 40-50 см, флажки.

Из-за недостаточного развития зрительного анализатора и неустойчивого внимания инвентарь должен быть ярким красочным и разнообразным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: