Проведение подвижных игр с детьми младшего подросткового возраста

- Анатомо-физиологические и психологические особенности развития. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-7 классов) обладают большей устойчивостью в работе сердца, большей емкостью легких, чем дети младшего школьного возраста, хотя дыхательная система у них еще недостаточно развита, дыхание недостаточно глубокое.

Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные развиты слабо, поэтому организм еще недостаточно подготовлен к длительным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам.

Нервная система совершенствуется. Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга. Тормозные функции у младших подростков значительно лучше развиты, чем в младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера.

В связи с акселерацией наступает более раннее половое созревание. У девочек оно начинается именно этот период (10-12 лет). В связи с ускорением полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно-сосудистой систем (головокружение, сердцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.).

Младшие подростки мыслят более критично и отвлеченно, выходя за пределы образов, предпочитают опираться на чувственные представления и восприятия. У них ярко выраженное стремление к общению с товарищами, начинается процесс самоутверждения, что нередко приводит к конфликтам.

Методические требования к проведению подвижных игр. Игры для младших подростков более длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что способствует воспитанию выносливости. Используются игры с ярким проявлением индивидуальных способностей: быстроты, ловкости, меткости, смелости, силы и сообразительности.

Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний и двигательный опыт позволяют им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами и сложными взаимодействиями, чем у учащихся младших классов («Перестрелка», «Пятнашки с мячом», «Охотники и утки», «Мяч капитану», «Часовые и разведчики»).

Образность в играх остается только в названиях. Детей увлекают сами действия в игре, взаимоотношения. Основное место у младших подростков занимают командные игры, потому что именно в этот период у них особенно развито чувство коллективизма, мнение товарища для них важнее мнения взрослых.

Ускорение полового созревания отражается на поведении детей. Они менее уравновешены психологически, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, при чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре. Судейство в играх должно быть более строгим, замечания – более лаконичными.

Мальчики имеют преимущество в беге на скорость, в элементах борьбы, в сопротивлении, в метании на дальность. Девочек больше привлекают игры хороводные, с ритмичными движениями, с элементами равновесия. Поэтому в командных играх необходимо учитывать равное количество девочек и мальчиков, а игры с сопротивлением проводить отдельно в парах для девочек и для мальчиков.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в младшем подростковом возрасте:

- развитие быстроты, ловкости, меткости;

- закрепление и совершенствование двигательных действий;

- воспитание командных взаимодействий, взаимовыручки и дисциплинированности;

- развитие функциональных систем организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: