Проведение подвижных игр во внеклассной работе

В режиме дня школы наряду с уроком физической культуры предусмотрены следующие физкультурные мероприятия: гимнастика до занятий, физкультминутка или физкультпауза на уроке, подвижные или динамические перемены, спортивный час, спортивные секции, спортивные праздники и вечера, соревнования по подвижным играм.

Цель этой работы – приобщение основной массы школьников к системе занятий физическими упражнениями.

Основными задачами всех этих мероприятий являются:

- предотвращение умственной и физической перегрузки учащихся;

- рациональная организация физического и трудового воспитания учащихся;

- организация активного отдыха учащихся;

- укрепление здоровья школьников.

Подвижные игры являются одним из самых эффективных средств используемых во всех внеурочных формах работы школы.

Гимнастика до занятий и физкультминутка включают в себя игровые упражнения на внимание и координацию, чередуя их с общеразвивающими упражнениями.

Игры на переменах являются средством активного отдыха детей. Обычно они проводятся на большой перемене. В младших классах в процесс учебного дня включается специальная динамическая перемена, ее продолжительность 35 – 40 минут. Проводится она на свежем воздухе, что усиливает гигиенический и оздоровительный эффект. Основная цель подвижных перемен – обеспечение высокого уровня умственной работоспособности детей в процессе учебного дня.

Подвижные игры на перемене вызывают положительные эмоции. Многие мышцы, находящиеся в статическом напряжении во время работы в классе включаются в движения, таким образом снимается мышечное и нервное напряжение.

Основные требования к играм на подвижной перемене:

- двигательное содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям детей;

- подбираются простые игры, доступные по содержанию, средней и малой подвижности, непродолжительные, вызывающие интерес у детей;

- игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность;

- следует отдавать предпочтение играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из нее по своему желанию.

Игры на переменах должны быть организованы в кратчайшее время и заканчиваться за несколько минут до звонка. Чаще всего проводятся игры без использования инвентаря («Пустое место», «Второй и третий лишний», «Волк во рву», «Пятнашки с перебежками, парами», «Перетягивания в парах», «Бой петухов» и др.) и с использованием простейшего инвентаря. («Подвижная цель», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему», «Мяч по кругу», «Удочка», «Падающая палка» и др.).

Спортивный час в группах продленного дня проводится в обязательном порядке для учеников младших классов, а в средних классах – по усмотрению учителя. В спортивном часе применяются различные средства и методы физического воспитания, в том числе и подвижные игры. Подвижные игры проводят воспитатели групп продленного дня, учителя физкультуры и старшеклассники, дети могу играть самостоятельно под наблюдением воспитателей. Спортивный час продолжительностью 45 – 60 минут проводится ежедневно в основном на свежем воздухе.

Выбор подвижной игры зависит от рода занятий детей до и после окончания игры. Требования к выбору и проведению подвижных игр:

- двигательное содержание игры должно соответствовать возрастным особенностям детей;

- выбор игры должен учитывать размеры площадки и помещения;

- подвижные игры должны проводиться с учетом времени года и погоды (с бегом, прыжками, бросками и метаниями, борьбой, со снегом, на лыжах, на коньках, на санках);

- в дождливую погоду игры проводятся под навесом;

- выбор игры должен предусматривать вариативность числа участников.

Воспитатель должен заранее подготовить инвентарь и место проведения подвижных игр. Методика проведения предусматривает проведение нескольких игр в течение спортивного часа. Рекомендуется начинать занятие с игры средней подвижности, требующей внимания («Группа, смирно!», «Пустое место», «К своим флажкам»), затем использовать более интенсивные и сложные по структуре игры («Веселые ребята», «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Охотники и утки», «День и ночь», «Пятнашки», «Передал – садись»). В заключительной части занятия следует использовать малоподвижную игру на внимание, ориентирование, быстроту торможения, а затем разобрать все игры, поведение участников, выявить самых активных игроков.

Спортивные секции или группы общей физической подготовки формируются с учетом возраста и желания детей. Характер спортивной секции чаще всего зависит от спортивной специализации учителей физкультуры и материальной базы школы (секции гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, единоборств, плавания). Поэтому подвижные игры, используемые на занятиях в спортивной секции, могут решать задачи воспитания физических качеств, спортивной подготовки в отдельном виде спорта.

Кроме того, на занятиях секции выбираются лучшие дети для участия в соревнованиях по видам спорта, по подвижным играм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: