Проведение подвижных игр со старшими подростками

К старшему подростковому возрасту относятся дети 13-15 лет (7-9 классы).

- Анатомо-физиологические и психологические особенности развития. Этот период жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости конечностей. В результате этого несколько нарушается координация. Интенсивность роста преобладает над приростом мышечной массы. Доля мышц в массе тела увеличивается до 33%. Высокого уровня развития достигает суставно-связочный аппарат. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях.

Активизация эндокринной системы старших подростков стимулирует совершенствование центральных механизмов регуляции движений. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения.

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, интенсивно растут масса и объем сердца. Но сердце имеет меньше адаптационных возможностей, чем у взрослых.

Интенсивно идет процесс развития дыхательной системы. Совершенствуется аппарат внешнего дыхания, возрастает дыхательный и минутный объем, увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

В этом возрастном периоде сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, все еще частично преобладают процессы возбуждения. Это находит свое отражение в психике подростков, поведение которых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения. Однако высокая пластичность нервных процессов создает предпосылки к быстрому и точному усвоению новых движений.

У мальчиков начинается половое созревание, а у девочек оно заканчивается. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Для учащихся этого возраста характерна склонность к переоценке своих сил.

Методические требования к проведению подвижных игр. В этом возрасте используются игры на скорость выполнения движений, на выносливость, с сопротивлением, преодолением препятствий, с метанием на дальность, способствующие развитию силы. При проведении игр необходимо строго следить за равенством команд и распределением нагрузки.

Круг игр у старших подростков суживается. Им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Это некомандные игры со сложными движениями, повторениями («Пятнашки с фигурами», «Часовые и разведчики»).

Большой интерес в этом возрасте проявляется к играм командным. Причем разделение на команды уже не простое, а сложное с дифференцированными ролями. В большинстве игр команды у них постоянные, а не случайно складывающиеся.

Методической особенностью для данного возраста является проведение игр типа «задание» - где в условии четко определяется цель, а способ ее достижении выбирают сами играющие.

Сюжетность в играх подростков полностью отпадает, основное место занимают моторное содержание и организационная структура игры.

У подростков широко используются игры подготовительные к спортивным и собственно спортивные игры. В играх происходит закрепление и совершенствование отдельных элементов того или иного вида спорта. Постоянно меняющаяся игровая обстановка, непредсказуемые действия соперников и партнеров способствуют быстрому принятию решений и развитию тактического мышления. У мальчиков большое место занимают силовые игры.

Осуществляя руководство игрой, учитель должен внимательно следить за соблюдением правил и четко определять победителя, давая обоснованное объяснение при подведении итогов игры. В противном случае может иметь место проявление негативной реакции подростков на «необъективное судейство».Появляющаяся в этом возрасте зрелость и самостоятельность позволяет активно привлекать учеников к контролю за соблюдением правил игры и позволяет им выступать в роли помощника и судьи.

Широко применяются соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы препятствий, с борьбой, лазанием, метаниями, прыжками, а также соревнования по полуспортивным командным играм («Пионербол», «Мяч капитану», «Борьба за мяч»), а у мальчиков используются игры с элементами хоккея и футбола.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в старшем подростковом возрасте:

- развитие быстроты, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств;

- закрепление и совершенствование элементов техники различных видов спорта;

- развитие индивидуального и командного тактического мышления;

- воспитание смелости, воли, упорства, настойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: