В старшем школьном возрасте (15-17 лет) в занятиях физической культурой ведущее место принадлежит спорту. Подвижные игры используются для содействия успешному разрешению задач специальной спортивной подготовки и повышенной общей физической подготовленности.
- Анатомо-физиологические и психологические особенности развития. У старшеклассников происходит замедление темпов биологического роста. Процесс окостенения скелета, развитие мышечной силы еще не заканчиваются. Вес юношей увеличивается за счет увеличения мышечной массы и роста костей. Их мышечная сила не отстает по сравнению с весом. У девушек мышечная система, особенно мускулатура плечевого пояса, развивается медленнее, чем у юношей. Вес тела девушки растет за счет увеличения длины туловища, объема таза и жировых отложений. У девушек большее, в сравнении с юношами, содержание жировой ткани в общей массе тела. Такое соотношение жировой и мышечной ткани снижает у девушек уровень относительной силы. В то же время девушки превосходят юношей в точности и координации движений. Завершается формирование суставов и они становятся менее податливы морфологическим изменениям.
|
|
Совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная система. По таким показателям, как частота сердечных сокращений, объем сердца, минутный объем крови, жизненная емкость легких, минутное потребление кислорода, частота дыхания, старшеклассники практически не уступают взрослым.
В этот период заканчивается половое формирование юношей.
Значительно возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям товарищей. Совершеннее становятся тормозные функции, у учащихся развиваются воля, выдержка, умение более спокойно переносить поражения в играх.
У девушек скорость, сила, выносливость в играх меньше, чем у юношей. Поэтому подвижные и спортивные игры проводятся с ними раздельно.
Методические требования к проведению подвижных игр. Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и развивать физические качества, закреплять отдельные навыки, тактику поведения в спортивных играх и различных видах спорта.
Игры с сильным напряжением длительно проводить нельзя, так как они приведут к перенапряжению, к перетренировке. Но для совершенствования двигательных навыков необходимо многократное повторение активных действий в игре.
Подвижные игры, проводимые с молодежью 15-17 лет, тесно связаны с задачами, решаемыми на занятиях спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием.
|
|
Подвижные игры со спортивными элементами могут быть также использованы в качестве разминки, в качестве активного отдыха на занятиях тем или другим видом спорта. Они способствуют эмоциональной разгрузке, что очень важно при тренировке, проведении занятий физической культурой в школе. Игры способствуют снятию умственного утомления от занятий в классе, особенно если эти занятия были очень напряженными (после контрольной работы и т.п.).
Физическая и психологическая зрелость старшеклассников позволяет им осуществлять самостоятельное судейство подвижной игры. Это является важным воспитывающим моментом в общей системе физического развития и воспитания в школе. По-прежнему, главная роль в организации и руководстве учебно-игровой деятельностью на уроке принадлежит учителю. Он принимает решения в спорных моментах, учитывая мнения старшеклассников и давая четкое объяснение судейства.
Очень эффективно используются подвижные игры и конкурсы во внеклассной работе с молодежью на вечерах и праздниках.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в старшем школьном возрасте:
- закрепление и совершенствование учебного материала;
- развитие скоростно-силовых качеств, силы, ловкости, выносливости;
- воспитание нравственных качеств, позволяющих преодолевать физические и психологические препятствия для достижения поставленной цели.
Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация подвижных игр-эстафет, методика организации и проведения, судейство.
2. Подвижные игры-пятнашки как универсальное средство физического воспитания.
3. Характеристика подвижных игр младших школьников с учетом возрастных особенностей.
4. Характеристика подвижных игр младших подростков с учетом возрастных особенностей.
5. Характеристика подвижных игр старших подростков с учетом возрастных особенностей.
6. Характеристика подвижных игр старшеклассников с учетом возрастных особенностей.