Подвижные игры на уроках физической культуры

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы для учащихся различных классов с учетом их физического и умственного развития, естественной жизненной подготовленности.

К образовательным задачам относятся: обучение, закрепление и совершенствование естественных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, сопротивления), а также приобретенных навыков на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжами, плаванием.

К воспитательным задачам относится воспитание физических (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма, самостоятельности и др.) качеств.

К оздоровительным задачам относится содействие нормальному развитию организма учащихся в соответствии с их возрастными особенностями; укрепление их костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в целом укрепление их здоровья.

Одна из основных задач педагога – научить детей играть самостоятельно. К организации отдельных моментов игры должны привлекаться все учащиеся поочередно независимо от их активности и способностей: наблюдать за выполнением правил, подсчитывать очки выигрыша или проигрыша, уметь объяснить пройденную игру, честно самостоятельно судить игру.

Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны. При их решении надо учитывать разные стороны учебно-воспитательного процесса: в одной игре мы совершенствуем, воспитываем и развиваем одновременно. Подбирая игру для уроков, надо учитывать задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку, условия для работы (состав детей, место занятий, инвентарь, место урока в расписании учебного дня, предшествующие и последующие уроки).

Элементарные игры не требуют специальной подготовки. Игры, состоящие из более сложных движений, требуют подготовки учащихся, использования предварительно более простых игр. Сложное движение осваивается с помощью специальных упражнений. Подвижные игры способствуют повышению моторной плотности урока, чередованию движений и их правильной дозировке. После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания.

Если основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются с менее подвижными, подбираются игры, различные по характеру движений (одна с бегом, другая с прыжками, третья с сопротивлением). Таким образом достигается задача равномерного распределения нагрузки в игре.

Подвижные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от педагогической задачи урока и состава занимающихся. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся, с ритмичной ходьбой и общеразвивающими упражнениями («Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Падающая палка», «К своим флажкам» и др.).

В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертываниями, на выносливость, с преодолением препятствий, с различными прыжками, с борьбой, с метанием в подвижную и неподвижную цель в сочетании с быстрым передвижением.

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки, игры для организации внимания с несложными правилами.

Если в основной части урока школьники занимались на снарядах и долго простаивали, ожидая своей очереди, хорошо после упражнений дать подвижную кратковременную игру с большой подвижностью и одновременным участием всех занимающихся.

Подвижные игры обычно проводят фронтальным методом: все учащиеся одновременно обучаются одной игре. Применяется и групповой метод. Все учащиеся делятся на две группы, и им даются разные игры. Чаще всего этот метод используется в старших классах. Можно разделить класс на группу мальчиков и группу девочек, либо на группы по физическому развитию и отклонениям в здоровье. Эстафеты проводятся поточным методом. При использовании этого метода участники выполняют задания один за другим. Здесь эффективно сочетается максимальная кратковременная работа с отдыхом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: