I направление – с сохранением вершинной сущности

V. Пятая ступень характеризуется оптимистической моделью развития (бархатный путь). Данная модель (рис. 8), как и все модели, начинается с точки А на линии АF (жизненного пути), переходит в линию EK (это оптималистский этап жизненного пути человека), поднимается вверх выше линии EK (что обозначает вершину развития), до точки акме - А1, когда возможен незначительный спад в развитии до критической точки кате - К1. Следует отметить, что при этом не наблюдается изменений в сущности человека, он продолжает чувствовать уверенность в своих силах, выбранном роде деятельности, может расширять горизонты.

Точка акме А1 характеризует поступательное движение вверх. Точка К1 отражает временный спад, как незначительное движение вниз.

Рис.8. Графический вид оптимистической модели (бархатный путь развития)

Рис.9. Графический вид критической модели

IV. Четвертая ступень характеризуется критической моделью развития. Для этой модели (рис. 9) можно выделить две особенности. Во первых, данная модель характеризуется количественным параметром - большим скатыванием вниз с точки акме – А2 до линии предела развития DJ к точке предела спада К2 и вновь выходом в акме уже в точке– А3. Во-вторых, система при этом сохраняет свою сущность.

Говоря о моделях I-го направления, можно отметить, что они характеризуются углублением в развитие сущности, как внутреннего, общего, относительно устойчивого развития, которое фиксируется определенностью материального объекта и отличием его от других объектов. Сущность понимается как качественная и количественная определенность. Качественная определенность характеризуется с помощью понятия границ. Что соответствует на ступенями развития (V, IV) линиям ЕК и DJ, которые, в свою очередь, определяются структурой внутреннего единства качественной и количественной определенности. Категории качества и количества выводят нас к анализу содержания и формы системы.

II направление – с изменением вершинной сущности

Второе направление развития характеризуется моделированием психологических концепций на основании теории Зимана (Zeeman, 1971) с помощью нового «…подхода, именуемого теорией катастроф…»[22,261].

Рассмотрим модели II-го направления, для которых характерна смена сущности.Это ступени развития III, II, I уровня, когда функциональные отношения претерпевают разрыв, в результате чего изменяется сущность.

III. Третья ступень развития определяется катастрофической моделью развития.Онанаиболее сложна, как для понимания, так и для анализа, т.к. в этом случае происходит изменение сущности перед новым выходом к акме. Важно пояснить, что «…теория катастроф является возможным методом осмысления механизма, посредствам которого плавные изменения независимых переменных могут приводить к внезапным изменениям зависимых переменных. Термин катастрофа как раз и подразумевает такие внезапные изменения. Он был введен в научный обиход Томом (Thom, 1972); очевидно, что на французском языке слово это не несет дополнительного значения гибели и разрушения, свойственного ему в английском языке. «Краткий Оксфордский Словарь» (Concise Oxford dictionary, 1976) связывает это слово с греческими корнями kata (вниз) и strophe (поворот). Представляющие интерес для теории катастроф части графиков выглядят в буквальном смысле как поворот вниз…» [22, 262] Модель выглядит следующим образом (рис. 10): в своем развитии на линии жизни человек пересекает основную линию предела сущности (DJ) и входит в фазу кризиса в точке K3. При пересечении линии предела происходит слом прежней сущности. Катастрофическое развитие продолжается до точки К4 через катаклизмы, проходит процесс катарсиса (очищения) и в точке К5, второй раз меняется сущность системы перед выходу к акме А5. В точка К5 отражает катастрофическое состояние.

Рис. 10. Графический вид катастрофической модели развития

Для понимания того, как быстро может быть реализована потенциальная возможность выхода из кризиса, приведем временную диаграмму (рис. 11), где главным определяющим фактором является показатель времени t1… t4. Ключевой момент в преодолении катастрофического состояния - это точка К3, характеризующая strophe (поворот) от kata (вниз) к аkme (верх).

Из данной диаграммы видно, что чем дольше система задерживается в состоянии падения, тем труднее осуществляется выход к новому акме. В жизни человека такое состояние может сопровождаться ухудшением здоровья, депрессией, апатией и требуется мобилизация усилий воли, создание нового образа будущего духовного продукта, чтобы преодолеть это падение.

Рис. 11. Временная диаграмма выхода из кризиса

II. Вторая ступень развития носит название кризисной модели. Личность не выходит из кризиса (рис.12), не преодолевает линию кризисного состояния (СН), не достигает акме, но и в тоже время не проходит путь трагического конца. Движение личности происходит в интервале между линиями трагической (ВG) и кризисной (CH). Эта ступень характеризуется новыми количественными и качественными характеристиками личности.

Движение вниз обычно сопровождается деградацией личности, неспособностью в силу ряда причин справиться с потрясениями жизни.

Рис. 12. Графический вид кризисной модели

Характерным примером представителя данной модели могут служить алкоголики, бомжи.

.

Рис. 13. Графический вид трагической модели

I. Первая ступень развития именуется трагической. Она отличается быстрым трагическим (негеронтологическим) преждевременным скатыванием вниз (рис. 13). Характерным примером представителя данной модели могут служить самоубийцы. Тип развития, при котором человек на своем жизненном пути проходит период слома сущности, затем скатывается до трагической точки развития К8 и уже не в состоянии возвратиться к жизни. Таким образом, полноценная социальная жизнь для него заканчивается и в итоге трагического развития непредсказуемо прерывает свой жизненный путьТаким образом, следует отметить, что все вышеперечисленные модели в совокупности представляют собой как развитие одной личности, так и развитие социума в целом.

В синергетической философии истории деятельность человека может быть рассмотрена с позиций трех основных ценностных ориентаций: производства, распространения и потребления, которые, в свою очередь, подразделяются еще на три типа – итого оказывается девять возможных ориентиров [9, 223].

Данный подход и девять типов ценностных ориентаций позволяют раскрыть полный набор промежуточных вариантов развития человека и его деятельности между двумя крайними характеристиками: недочеловека и сверхчеловека. Недочеловек оказывается первым человеком, задумывающимся о смысле жизни, т.к. он не находит смысла в служении некоторой ценности, т.е. чему-то внешнему относительно его самого. Таким образом, он сам оказывается высшей ценностью по отношению к самому себе. Сверхчеловек первым, в высшем нравственном смысле, постигает в полной мере «абсолютный», т.е. общечеловеческий смысл жизни.

В глобальном масштабе человек совершает поступательное движение через антропогенез, социогенез и ноосферогенез. На данном этапе развитие человечество характеризуется новым устойчивым состоянием - глобализацией. Стремление к общемировому единству говорит в пользу того, что человечество в своей истории постоянно расширяет круг деятельности. Оно охватывает новые уровни, новые территории. Важно отметить, что ориентация на производство, распространение и потребление отличаются в зависимости от той ступени, на которую выходит человек в своих отношениях с окружающим миром. В связи с сказанным, можно выделить четыре уровня современного понимания ценностей в зависимости от уровня взаимодействия человека с окружающей средой.

Рис. 14. Система ценностей человека в соответствии с уровнем отношений.

На первом уровне отношений человека с человеком (не обязательно с другим, но также и с самим собой) действуют индивидуальные ценности. Ценными являются те характеристики человека, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Сюда можно отнести ценности индивидуальных особенностей человека – физиологические параметры (возраст, рост, вес и др.), психологические особенности (скорость мышления, характеристики памяти, задатки и др.), здоровье как интегральная характеристика физиологических и психологических параметров. Эти ценности определяются человеком самим для себя на основе самопознания и не обязательно могут совпадать с ценностями, принятыми на данный момент всем обществом.

На втором уровне отношений, когда человек уже соотносит себя как члена определенной группы и должен играть по определенным правилам, вступают в силу социальные ценности, которые утверждаются или отвергаются обществом в зависимости от конкретной исторической ситуации. Здесь фиксируется, с одной стороны, социальное отношение (отношение к семье, к территории, к городу, государству, другим государствам). С другой стороны - индивидуальное отношение личности через утвержденные структуры (институты) общества (гражданская, этническая, производственно-профессиональная, социокультурная).

На третьем уровне отношений анализируется взаимодействие человека, как представителя определенного общества, с природой в целом. На данном уровне имеют значение универсальные ценности, обладающие вневременным характером. Это означает, что они отражают то общее в отношении человека и природы, что проявляется в независимости от его этнической, культурной принадлежности.

На четвертом уровне отношений в фокус ставится место человека во Вселенной в целом, анализируются возможности сохранения его существования и расширения масштабов взаимодействия.

1. На уровне онтогенеза как возрастную и зрелостную характеристику человека,

2. На уровне социокультурного развития

3. На уровне осмысления человека, его акмеразвития как элемента планетарного (глобального) развития (проблема взаимодействия человека с природой)

4. На уровне космического взаимодействия (взаимодействие человека как новой акмесущности планетарного уровня с космосом). Традиционно это взаимодействие понималось как ноосферное. В рамках концепции синергетического историзма происходит ввод нового понятия – эстетосферы и эстетосферного мышления [3, 269-300], [4, 330-350]. Под эстетосферным мышлением подразумевается синтез философии науки с философией искусства. В ноосферном мышлении преобладает односторонний куль порядка в форме рациональности. Еще Ф. Ницше отмечал, что абсолютная рациональность лишена духовности, она, на языке философских метафор, мертва. В эстетосфере происходит гармоничный синтез порядка и свободы («хаоса»), «коллективного разума» и «коллективного чувства». Только обладая такой гармонией человечество способно совершить прорыв во взаимодействии с космосом. Одна из важнейших проблем будущего – это какие ценности станут ведущими в таком обществе, а также какие формы глобального акме будут созидаться на их основе.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, в синергетической акмеологии, как в составной части СФИ существует антиномия акме и кате, эвристическая роль которых заключается в том, чтобы показать предельные уровни самоорганизации человека. Сама самоорганизация рассматривается как чередование вершинного и низинного этапов развития человека, задействованного в различных системах отношений. Все это может быть распространено и на общество в целом.

Во-вторых, синергетическая амкеология занимается моделированием процессов самоорганизации и вводит особые категории для описания их описания: кризис, катарсис, катастрофа. Она показывает различные пути развития системы: без изменения сущности, со сломом сущности, бархатный путь, трагический путь и др.

В-третьих, в самоорганизации человека подчеркивается особая роль ценностей в развитии человека. Именно ценности, как результат деятельности, направленной на воплощение идеала подлежат общественному признанию или отвержению результатов созидательной деятельности человека. Синергетическая акмеология, на основе исторического и философского анализа развития человека в антропогенезе, социогенезе и ноосферогенезе предлагает новый подход к классификации ценностей, позволяющий включить человека не только в социум, но и подчеркнуть его связь с планетой и космосом, что сопряжено с ответственным отношением не только к общественной, но и к природной среде.

В-четвертых, синергетическая акмеология позволяет от умозрительных конструкций перейти к овладению практическими методами познания человека на современном этапе в его многообразных отношениях. Синергетическая философия истории, в данном случае становится важнейшей опорой, методологической базой для перехода к созиданию сверхчеловека через формирования новых ценностей и осмысливание предельных точек развития в этом процессе.

В-пятых, синергетическая акмеология показывает, что глобальное акме (вершина самоорганизации) индивидуума и социума заключается в превращении всего человечества, в конечном итоге, в произведение искусства, сочетающее абсолютное (общечеловеческое) техническое и абсолютное (общечеловеческое) художественное произведение. Это окажется возможным в результате «Восхождения к Идеалу».

Литература:

1. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций – СПб., 2001г.

2. Бранский В.П. Философия и искусство – Калининград: Янтарный сказ, 2000 г.

3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология – СПб.: Политехника, 2001.

4. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология – СПб.: Политехника, 2003.

5. Пожарский С.Д. Акмеология – философия успеха – СПб., 2010.

6. Пожарский С.Д. Предыстория акмеологии России – СПб.: Лема, 2012 г.

7. Пожарский С.Д. Развитие синергетической акмеологии/ Акмеология развития, СПб., 2006.

8. Сагатовский В.Н. Антропокосмизм – парадигма будущего / Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. – СПб: Нестор, 1999.

9. Синергетическая философия истории / под ред. В.П. Бранского и С.Д. Пожарского – Рязань: «Копи-Принт», 2009.

10. Штофф В.А. Проблема методологии научного познания – М.: Высшая школа, 1978.


РАЗДЕЛ ΙΙΙ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: