Проблема ценности и полезности в синергетической философии истории

В концепции синергетической философии истории существует особое и вполне определенное понимание сущности человека, как «идеологического животного». То есть «…человек – такое животное, конечным мотивом поведения которого (его, так сказать, стратегическим ориентиром) является некоторый идеал, а конечным результатом – реализация этого идеала, т.е. некоторая ценность …» [8, 180]. Из этого определения следует также качественное отличие человека от остальных живых существ, их существования и развития. Оно заключается в разграничении в СФИ понятий ценности и полезности.

Под полезностью в данной концепции понимается совокупность материальных объектов, соответствующих каким-то потребностям [8, 181]. В основе разделения ценностей и полезностей лежит соображение, что полезности присущи как человеку, так и животным с той разницей, что в человеческом мире они положены в основу выделения утилитарных ценностей, занимающих подчиненное положение к духовным. В животном мире полезности являются главным результатом, как индивидуальной жизни особи, так и направления эволюции популяций живых организмов в целом. Важно и то, что в основе ценности лежит идеал, а в основе полезности – потребность.

Из сказанного следует, что разделение понятий ценности и полезности - это новое понимание проблемы соотношения биологического и социального в человеке, его сходных и принципиально отличных от животных черт. В русле данных соображений представляется интересным проанализировать в самом общем виде эволюцию в мире животных и в человеческом обществе и попытаться прийти к утверждению данных соображений.

Непосредственный анализ стоит предварить описанием метода, который используется в представленной статье для обобщения материалов, касающихся развития животных и человека.

Этот подход основан на применении категорий общей и синергетической акмеологии, таких как акме и катаболе. Они являются противоположными. Акме отражает состояние кульминации, расцвета в развитии какой-либо системы. Катаболе характеризует состояние упадка развития системы [2, 5-18].

Сформулированный С.Д. Пожарским в рамках синергетической акмеологии закон вершинности говорит о том, что природа и человек стремятся достигнуть «… максимального результата деятельности … на определенных этапах исторического развития…» [5, 230]. Такая формулировка позволяет распространить понятия акме и катаболе на процесс развития практически любых систем.

В рамках концепции синергетического историзма акме в живой природе можно понимать как максимум полезной приспособленности, а катаболе - как максимум «вредной» приспособленности. В социуме состоянию конкретного акме можно поставит в соответствие максимальную реализацию конкретного идеала (в форме воплощенной ценности), а катаболе – отсутствие идеала и уподобление человека животным.

Полезная приспособленность как главный критерий эволюции в живой природе

Развитие в живой природе подчиняется, как известно, закономерностям естественного отбора, механизм действия которого был сформулирован Ч. Дарвином. На сегодняшний день не ставится под вопрос тот факт, что в наиболее общем виде эволюция организмов имеет прогрессивную направленность. Элементарной единицей эволюции является не отдельная особь, а популяция (группа особей одного вида, проживающих на одной территории и спаривающиеся друг с другом). Выдающийся биолог А.Н. Северцов выделил наиболее общие признаки биологического прогресса:

- увеличение численности особей данного вида

- интенсивное расселение и захват новых территорий

- «…распадение, по мере того как животное попадет в новые условия существования, на подчиненные систематические единицы (разновидности, группы и т.д.)…» [7, 60].

Остановимся на анализе этих признаков более подробно. Увеличение численности особей в популяции является следствием интенсивного обмена с окружающей средой веществом, энергией, а также генетической информацией. В условиях относительного изобилия ресурсов особи расширяют свой ареал обитания. По мере захвата все более новых территорий возрастает вероятность того, что какая-то группа особей окажется изолированной от своих сородичей. Выживание в новых условиях будет приводить к тому, что потомки этой изолированной группы приобретут новые, полезные в этих условиях признаки (в окраске, типе питания, защиты, особенностях метаболизма, размножении). В пределе этот процесс может привести к новому виду, когда особи данной популяции не смогут свободно скрещиваться и давать потомство с исходной группой. Описанная дифференциация некогда единой, монолитной группы животных (а в сущности – определенного единого генетического типа) на разновидности аналогичная процессам, описываемым законом дифференциации и интеграции социальных идеалов в синергетическом историзме.

У биологического прогресса существует также его противоположность – вымирание, признаки которого также сформулированы А.Н. Северцовым и являются обратными перечисленным выше признакам прогресса. Получается, что если, изучая какую-либо популяцию организма, мы наблюдаем для нее три вышеперечисленных признака, то мы можем говорить о том, что эта популяция находится в состоянии акме, она переживает свой расцвет. Если мы же мы наблюдаем обратное, то можно говорить о том, что популяция движется в сторону упадка, к своему катаболе.

В жизни популяции в ограниченном пространственно-временном промежутке (локально) существует балансирование между состояниями акме и катаболе. Это балансирование получило название «волн жизни» (Четвериков С.С.) и заключается в том, что численность особей в популяции вследствие воздействия условий среды достигает определенного максимума и далее начинает падать, затем снова возрастать и снова падать и т.д. На языке синергетики это называется автоколебаниями системы.

Успешность популяции как целого зависит от успешности каждого из ее членов. Для поддержания и увеличения численности каждая особь должна быть успешной в трех основных сферах:

- питания

- защиты от опасностей

- размножения

Важно отметить, что успешность особи определяется взаимоотношением со средой обитания. Именно естественные условия обитания определяют для особи те признаки в указанных сферах, которых помогут ей оставлять потомство и способствовать увеличению численности популяции.

Как известно, признаки организма (или его фенотип) закодированы в генах, составляющих генотип. В генах, как сложной полимерной структуре, часто возникают какие-либо мутации. «… Любая мутация может быть в одном случае вредной, в другом – явно полезной (курсив – Е.Ю.), а в третьем, при рассмотрении ее без учета целостности генотипа, кажущейся нейтральной» [9, 265]. Если в данных конкретных условиях среды мутантный организм окажется жизнеспособным и получит какие-либо преимущества перед не мутантными, то естественный отбор будет способствовать эволюции этого организма. Примечательно, что в эволюции происходит комбинирование генов благодаря действию естественного отбора, что «… формирует материал для продолжения отбора в том же направлении» [6, 157].

Направлений для биологической эволюции в целом может быть несколько (по Яблокову и Юсуфову)

1. Арогенез – это развитие группы с расширением, выходом в новые зоны, требующих принципиально новых приспособлений.

2. Аллогенез – это развитие группы без существенного расширения, их адаптация представляет собой специализацию уже существующих приспособлений.

В биологии существовала идея того, что эволюция обязательно должна сопровождаться усложнением организации организма во всех системах органов. В настоящее время это положение не соответствует действительности: «…эволюция не всегда идет по пути ycложнения. Иногда арогенез, ведущий к занятию новой адаптивной зоны, может быть осуществлен на основе возникновения более простого строения морфофизиологической дегенерации, регресса…» [9, 203]. В качестве примера можно привести то, что у ближайших предков человека – шимпанзе – большой палец на задних лапах противопоставлен остальным четырем так же, как и на передних. У человека в строении костей ног произошел возврат к более ранним формам – пальцы не противопоставлены. Такое строение ступней позволяет человеку сохранять равновесие и относительно быстро бегать по ровной местности. В то же время налицо усложнение организации мозга по сравнению с шимпанзе.

Возможность возврата на более ранние этапы говорит о том, что в генах (как молекулярной памяти клетки) содержится информация об основных этапах развития организма и при изменении условий могут включиться те гены, которые в данный момент «молчат». Возврат, конечно же, не будет полным, он будет адаптивным, полезным для данных условий.

Полезность тех или иных комбинаций генов в живой природе может быть двух видов: а) полезна для особи и для популяции, б) не полезна для особи, но полезна для популяции в целом. Классическим примером б) может являться гибель лососевых рыб после нереста. Другой вопрос, что при разложении их тел выделяется много органических веществ, которые служат питанием для мальков в пресных водах.

В качестве обобщения анализа сущности развития в живой природе приведем модель его акмеологических черт (рис.1). Данная модель основана на анализе и обобщении основных концепций эволюционного развития [3], [4], [7].

Не претендуя на исчерпывающее построение, отметим:

- во-первых, в развитии видов существуют восходящие и нисходящие ветви. На восходящей ветви развития вида наблюдается интенсивный рост численности особей и их активное расселение. Но простой рост еще не является наивысшим локальным акме. Таковым является дифференциация всех особей популяций на более мелкие группы. Это состояние одновременно является точкой отсчета (своеобразным катаболе) для формирования нового вида, потому что ему еще нужно утвердиться (выжить) в новых условиях.

- во-вторых, на нисходящей ветви численность популяций снижается, усиливается их зависимость от той узкой экологической ниши, в которой они существуют. Сильное изменение условий может привести к вымиранию.

- в-третьих, точка катаболе не является необратимой, непременно ведущей к гибели представителей данного вида. В определенных условиях она может преобразоваться в точку старта для формирования нового вида, общая организация которого может быть более высокой, чем у видов, сформировавшихся на более ранних этапах эволюции.

Рис. 1. Место акме и катаболе в эволюционном процессе.

Условные обозначения: Т – время, А – уровень приспособленности P, Q, R, S, U – виды, PI, PII, PIII, P1III, P2III, RI, RII – разновидности популяций P, R. Диф. – дифференциация. Уст. – устойчивое развитие

- в четвертых, образование нового вида, в результате прохождения организмом точки бифуркации (дифференциации) не сопряжено с односторонним увеличением или понижением сложности в его строении. Итогом является сочетание тенденций увеличения сложности в одних системах и упрощение в других, т.е. синтез порядка и хаоса. Критерием усложнения или упрощения является полезная приспособленность нового вида к условиям окружающей среды.

Ценностная деятельность человека, как основной критерий его развития в обществе

Человек, будучи продуктом эволюции природы, обнаруживает во многом сходные черты с общим характером развития животных. С точки зрения биологического прогресса он удовлетворяет трем перечисленным выше признакам: численность людской популяции составляет более 7 млрд. особей, он освоил практически все территории (даже в Антарктиде существую станции, на которых люди живут в течение довольно длительного времени), человечество дифференцировано на расы.

Биологами отмечается, что «… с момента возникновения человека дальнейшее развитие нельзя понимать как процесс, всецело зависящий от естественного отбора: вступают в действие совершенно новые факторы, новые законы. Изучение этих законов выходит за рамки биологии в самом широком значении этого слова…» [3, 440].

Объяснение того, по каким законам идет развитие в человеческом обществе дается в концепции синергетического историзма. Действующей силой самоорганизации в обществе является социальный отбор [2, 8]. Если в теории Ч. Дарвина естественный отбор дополнялся наследственностью и изменчивостью (дарвиновская триада), то факторами социального отбора является тезаурус, детектор и селектор. В рамках данного изложения мы не будем касаться определения этих понятий, но обратим внимание на следующее. Если в биологической эволюции материалом для самоорганизации являются гены (их мутации и комбинации), то в общественном развитии точкой приложения социального отбора становятся не гены (как единицы памяти организма), а идеалы (как единицы памяти культуры).

Результатом экспрессии гена является некий важный и полезный для организма или группы организмов признак. Результатом реализации идеала является ценность, имеющая значение для индивидуума или группы индивидуумов, объединенных культурой. Трудно представить себе животное, которое будет преодолевать массу препятствий для того, чтобы добыть кусок кирпича от родительского дома. Вовсе не представляет труда вообразить себе человека, идущего на все, чтобы получить этот заветный кусок и его можно понять. В этом примере налицо различие биологической целесообразности и социальной.

Идеалы не кодируются в генах. Они кодируются в языке, характерном для данной культуры. Механизм передачи из поколения в поколение идеологических установок имеет качественное отличие от механизма биологической наследственности, хотя, принцип, возможно, заложен одинаковый. Идеалы передаются через систему образования и воспитания, выработанную в обществе за время его исторического существования.

Выше были определены критерии акме и катаболе для живых организмов. Сейчас можно сформулировать критерии акме и катаболе для социума. Акме для человека уже не ограничивается только питанием, захватом территории и размножением. Связь с идеалом выводит человека из области морфофизиологического совершенствования в область духовного совершенствования. Проходя через институты социализации, человек формирует и реализует свой идеал в форме материальных и духовных ценностей. Полный успех данной деятельности возможен, если эти ценности будут общезначимыми, в пределе – для всего человечества. Поэтому акме человека лежит в создании общезначимой ценности, как реализации общезначимого идеала, а катаболе - в отсутствии стремлений к ценностной деятельности вследствие отсутствия идеалов.

Важно отметить, что активность – это универсальное свойство прогрессивного развития. Как в живой природе, так и в социуме, активность особей или личностей – это признак их прогрессивности, направленности к акме. Если в живой природе активность направлена на выработку полезных приспособлений, то активность человека направлена на совершенствование духовности.

Наглядно ступени развития человека в обществе можно представить, как на рисунке 2. В работах В.П. Бранского и С.Д. Пожарского было показано, что существуют уровни становления духовности, как основы ценностной деятельности человека.

Бездуховность характеризуется отсутствием у человека или групп людей идеалов. Их жизнь построена на удовлетворении низших биологических, как у биологических конформистов, или низших социальных, как ц социальных конформистов, потребностей. На этом уровне отсутствует рефлексия человеком своих действий, он не создает ценностей. Ярким примером биологических конформистов служит особая страта людей, которые находятся в постоянном катаболе, например, бомжи. Их образ жизни во многом напоминает образ жизни бездомных и диких животных.

Рис. 2. Модель духовного роста человека (на основе [1, 90-92])

Будучи социально пассивными, с деградированной структурой личности, руководствующимися преимущественно физиологическими потребностями, не имеющими желания и возможностей для выхода из катаболе, они представляют собой низину общества. Вот почему выше говорилось о том, что в отсутствии идеалов человек уподобляется животным, он теряет ту надстройку, тот дух (в форме идеала), который обеспечивала социализация.

Социальные конформисты находятся в области бездуховности по причине того, что они принимают и следуют социальным нормам, не рефлексируя их. В результате чего, их действия, образ жизни может быть абсолютно бессмысленным в изменившихся условиях.

Псевдодухвоность «… заключается, как выразился один философ, в «копании в собственных страстях и страстишках, мыслях и мыслишках», ответственность за которые перекладывается с собственного «Я» на внешние силы…» [1, 91]. Т.е. псевдодуховный человек – это тот, кто полностью углубившись в самоанализ, испытывает странное наслаждение от этого процесса и, при всей его кажущейся возвышенности, ничего ценного для общества не создает.

Область духовного начинается тогда, когда руководящим принципом деятельности человека становится идеал. Руководство утилитарными идеалами – это начальный уровень, характеризующийся созданием нового в области экономики и политики. Утверждение новых ценностей предполагает активную борьбу и жертвы. Наиболее высокому уровню духовности соответствует следование этическим, эстетическим и мировоззренческим идеалам.

Данную модель можно рассматривать не только в срезах социальных групп, но в контексте жизненного пути отдельно взятого человека от рождения и до смерти, тогда каждый уровень будет ступенью восходящего духовного развития. Так, в жизнедеятельности новорожденного преобладающим и жизненно необходимым является удовлетворение биологических потребностей. Биологический конформизм – это начальный уровень развития.

В ходе социализации ребенок учится следовать определенным социальным нормам, он еще не рефлексирует их, а скорее следует ими на основе подражания, а также из страха наказания. Деятельность носит более репродуктивный характер. Достижение состояния социального конформизма является локальным акме (A1) в развитии, а биологический конформизм переходит в разряд локального катаболе (K1).

Дальнейший период, который приходится на подростковый период характеризуется углублением в себя, сравнением себя с другими, человек впервые ставит вопросы о смысле своего существования, о своем месте в этом мире. Этот этап чрезвычайно напряженный, неустойчивый, т.к. он находится на границе бездуховности и истинной духовности. Он знаменует собой следующее локальное акме (A2), а локальное акме социального конформизма становится локальным катаболе (К2) по отношению к нему.

Следующий этап – это развитие духовности на уровне следования утилитарным идеалам. Самый высший уровень – выбор в качестве ориентиров собственно духовных идеалов. В данном случае граница между этими уровнями весьма условна. Человек может сразу избрать для себя высшие духовные ориентиры и этап реализации утилитарных ценностей будет для него не так очевиден. А3 представляет собой локальное акме в реализации утилитарных идеалов и одновременно стартовый уровень, катаболе (К4) к достижению акме в высших формах духовности (А4).

Из приведенной модели видно, что:

во-первых, развитие человека в социуме опирается на его биологическую основу – организменные потребности, но не сводится только к их удовлетворению. За время исторического развития общества сформировались уровни духовной эволюции, сущность которой заключается в формировании и реализации идеала.

во-вторых, на пути в формировании и реализации идеала существуют особые точки - акме и катаболе, диалектически связанные друг с другом – выход на новый уровень в развитии предполагает преодоление неустойчивости, когда перед человеком встает необходимость выбора дальнейшего направления развития: осуществить новый подъем, остановиться на достигнутом или скатываться вниз.

Самоорганизация общественных идеалов характеризуется волнообразными процессами (наподобие «волн жизни»), обусловленных действием закона дифференциации и интеграции социальных идеалов [2, 31]. Состояние интеграции идеала характеризуется тем, что подавляющее большинство какой-либо группы людей разделяют этот идеал и понимают его единым образом. Это состояние социального акме, когда множество людей движутся в едином направлении к реализации идеала.

Состоянию дифференциации соответствует возникновение разнообразных версий данного идеала и, следовательно, распад первоначальной группы людей на подгруппы. Подгруппы могут конкурировать между собой за то, чтобы их версия идеала получила максимальное общественное признание и чтобы запустить процесс производства ценностей в соответствии с данным идеалом. Новые версии связаны с хаотизацией, с разрушением прежней структуры, и, следовательно, здесь можно говорить о временном социальном катаболе.

Важная специфика существования общества состоит в том, что в ней есть также суперотбор [2, 10]. Его суть в том, что отбираются не только какие-то вещи, идеи, а сами критерии отбора. В этом проявляется творческая сущность человека, когда он способен извлекать уроки из собственного опыта и предлагать новые, радикальные идеи для преобразования действительности. Другими словами, если у животных хаотизация и связанные с ней преобразования обычно привносятся извне и им остается только вырабатывать полезные приспособления, чтобы выжить, то человек способен самостоятельно, осознанно спровоцировать локальную хаотизацию с целью создания чего-то нового, имеющего ценность для общества.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что развитие человека и животных имеет сходные черты. Они заключаются в том, что:

А) в больших временных масштабах развитие живой природы (в филогенезе) и общества (в истории) идет в прогрессивном направлении

Б) в меньших временных масштабах может проявляться упадок – для животных это снижение численности, интенсивности расселения, для человека это переживание кризиса в реализации идеала, отсутствие идеалов.

Также общее для животных и человека – это волновой, нелинейный, характер действия законов естественного и социального отборов соответственно.

Принципиальными отличиями человека от животных является то, что с появлением языка (как кода культуры) отбор получил новую платформу. Совокупность ценностей культуры представляет собой тезаурус, из которого человек-творец или группа людей (детекторы) способны отбирать актуальные в данный момент ценности, руководствуясь тем или иным принципом (селектором). Благодаря этому, происходит поддержание жизни общества.

Концепция синергетической философии истории предлагает решение многих существенных философских проблем. Рассматривая проблему соотношения ценности и полезности, подчеркнем эвристическую роль синергетической философии. Она заключается в преодолении противоречия естественного и искусственного отбора [8, 169]. С одной стороны, человек, как представитель биологического вида и обладатель генетического аппарата, подвержен мутациям, способен передавать информацию о своей физиологии потомкам, у него есть потребности, такие как голод, жажда и др., регулируемые на уровне физиологии. В этом смысле он вполне может быть объектом естественного отбора (таковым он и был на заре своего возникновения). С другой стороны, будучи продуктом истории, общественных отношений, сам механизм отбора приобрел качественную специфику, вышел на новый уровень, характеризующийся действием социальных факторов. В развитии человечества многое стало зависеть от сознательных решений, от волевых усилий конкретного человека. Все это является проявлением человеческой души. Существенно, что «… человеческая психика обладает свойством духовности, т.е. направленностью («интенциальностью», как сказал бы Гуссерль) на реализацию некоторого идеала. Более того, когда человеческая психика начинает утрачивать эту черту, человек начинает приближаться к обычным животным…» [8, 184]. В идеале заключается единство индивидуальных (неповторимых) черт той личности, воплощающей этот идеал в действительность, и общезначимых аспектов, обеспечивающих связь личности с другими ей подобными. Идеал - это духовная основа развития общества. Конкуренция и кооперация множества личностей, преследующих реализацию своих идеалов, составляет основу социальной самоорганизации и делает возможным дальнейшее изучение развития человека и природы в целом, движущееся в направлении от естественного к социальному отбору.

Разведенные понятия «ценность» и «полезность» позволяют по-новому взглянуть на проблему взаимоотношения прогресса и регресса [8, 172]. Как было показано, уже на уровне физиологии организма его развитие сопряжено с усложнением одних структур (их иерархизацией) и упрощением других структур (их диерархизацией). Эволюция живых организмов сопряжена с изменениям внешних условий и возврат к более простым структурам никогда не повторяет полностью предковую форму, т.е. здесь видна спиралевидность развития. В обществе происходит, в сущности то же. В больших исторических масштабах происходит чередование иерархизации общественных структур и их деиерархизации, связанных с восхождением и крушением тех или иных идеалов. Эти циклы не повторяются полностью, а сменяют друг друга по спирали, т.к. каждый раз имеется своя специфика, свой особенный контекст реализации идеала.

Таким образом, анализ соотношения ценности и полезности на основе концепции синергетической философии истории дает новое осмысление и решение проблемы соотношения социального и биологического в человеке, его схожесть и принципиальное отличие от животных. Обладая генами, человек подчиняется действию генетических и физиологических закономерностей. Будучи социальным существом, человек перестал быть жестко детерминирован естественным отбором (действующим на генетическом уровне), но приобрел детерминацию социального отбора (действующего на духовном уровне – на идеалы).

Литература:

1. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм – СПб.: Политехника, 2004.

2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология – СПб., 2001.

3. Давиташвили Л.Ш. Эволюционное учение – Том 2 – Тбилиси: МЕЦНИЕРЕБА, 1978.

4. Ливанов Н.А. Пути эволюции животного мира. Анализ организации главнейших типов многоклеточных животных – М.: Советская наука, 1995.

5. Пожарский С.Д. Акмеология – философия успеха – СПб, 2010.

6. Северцев А.С. Теория эволюции – М.: Владос, 2005.

7. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса – М.-Л.: Биомедгиз, 1934.

8. Синергетическая философия истории/ под ред. Бранского В.П., Пожарского С.Д. – СПб., 2009.

9. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение – М.: Высшая школа, 2006.


РАЗДЕЛ ΙV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: