Эффективность совершенной конкуренции

Лекция 9.Совершенная конкуренция

Особенности совершенно конкурентного рынка

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Эффективность совершенной конкуренции

1. Особенности совершенно конкурентного рынка

Рынок считается совершенно конкурентным, если выполняется следующие условия:

  • на рынке действует независимо очень большое количество продавцов, каждый из которых производит малую часть общего объема продукции;
  • фирмы производят однородную продукцию;
  • ни одна фирма не осуществляет контроля над ценой;
  • информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение условий рынка путем перемещения применяемых ресурсов;
  • фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в нее;

В условиях совершенной конкуренции цена является заданной величиной. Она устанавливается рыночным спросом и предложением всей отрасли. Каждая единица продукции продается по одной и той же цене, кривая спроса отдельной фирмы является абсолютно эластичной. Т.к цена постоянна, то MR также постоянен и совпадает с кривой спроса (каждая дополнительно проданная единица добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене). Какое бы количество продукции дополнительно фирма не произвела, она не может повлиять на цену. Поэтому каждая дополнительная единица изделия будет продаваться по той же цене, что и предыдущая и приносит такой же средний доход.

рис.1

2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменными мощностями и стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки путем изменения объема выпуска за счет изменения величины переменных ресурсов. Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет получать максимум прибыли. 1 подход – сравнение валового дохода и общих издержек, 2 – сравнение предельных издержек и предельного дохода.

1 подход. Экономическая прибыль будет тогда, когда валовой доход превысит общие издержки (отрезок АВ). Т.АиВ - точки критических объемов производства, когда TR=TC. При выпуске от QAдо QB фирма получает экономическую прибыль, максимальная величина будет достигнута при выпуске равном Q. Это соответствует такому объему продукции, при котором разность между TR и TC достигнет максимальной величины (отрез. СК).

рис.2

2подход При объемах выпуска продукции меньше Q прирост принесет дополнительный доход, поскольку при объемах выпуска от 0 до Q (левее т.F) MR>MC, а при выпусках больше Q только сокращение выпуска будет обеспечивать получение дополнительного дохода, т.к. MR<MC. следовательно, оптимальным выпуском для фирмы, приносящим ей максимальную прибыль, будет выпуск при равенстве MR=MC. Мы доказали, что в условиях совершенной конкуренции MR= P. Итак, для совершенной конкуренции Р =МС. Соблюдение правил MR=MC и P=MC служит необходимым условием получения максимальной прибыли. Однако необходимо учитывать и величину издержек. Так, если цена единицы продукции превышает АТС, то фирма всегда получает прибыль. Таким образом, для максимизации прибыли необходимо условие: MR=MC, а P>ATC. Р=МС, но P>ATC. Фирма получает экономическую прибыль равную площади прямоугольника PFT(ATC) или Sn= (P-ATC)xQ

рис.3

Минимизация убытков. В краткосрочном периоде у фирмы бывает, когда валовой доход не покрывает общие издержки. В этом случае перед фирмой стоит задача минимизировать убытки. На рис. представлен подход сравнение валового дохода и общих издержек. В виду того, что ТС>TR, фирма не получает прибыли. Расстояние между ТС и TR (отрез.CR) минимально при выпуске Q, который будет оптимальным.

Минимизация убытков методом предельного подхода на рис. Продукция продается по цене Р, которая ниже величины АТС. В этом случае фирма приравнивает цену с величиной AVC при оптимальном выпуске, MR=MC. Если цена превышает или равна AVC, то фирма может производит этот оптимальный выпуск, рассчитывая в скором времени улучшить свое положение, т.к убытки будут меньше, чем они могли быть, если бы фирма совсем приостановила работу. Таким образом, минимизация убытков осуществляется если: MR=MC или P=MC, а P>AVC. Величина убытков на каждой единицы выпуска равна отрезку FK, а весь убыток равен FKx Q. Эта величина убытка измеряется площадью прямоугольника FKP(ATC).

Если цена окажется ниже AVC(P<AVC), то фирма будет минимизировать убытки путем закрытия производства. Условия закрытия фирмы: MR=MC или P=MC, а P<AVC.

Кривая предложения в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде показывает объем выпуска продукции при том или ином уровне цен. Это отрезок кривой предельных издержек, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек AVC. При Р1= AVC фирма производит Q1 ед. продукции т.А и несет убыток, равный ее постоянным издержкам. При Р2=АТС фирма производит безубыточный выпуск продукции Q2 т.В. Т.С и D показывают максимизирующие прибыль выпуски, Q3 и Q4. Если Р< AVC, то фирма не будет производить продукцию. кривая предложения терпит разрыв и сливается с осью цен (ОР). Таким образом, когда фирма будет минимизирует, то кривая МС представлена от т. А до т.В, максимизация экономической прибыли при предложении от т.В и выше.

рис.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: