Из рассмотренной структуры управления производством на карьерах видно, что основной объем работы по управлению производством приходится на участковый и сменный (линейный) персонал. Эффективность и особенности управления в значительной степени зависят от внутренней структуры и размеров участков: числа единиц оборудования, численности трудящихся, соотношения специалистов и рабочих и т. д.
По данным ряда отечественных рудных и угольных карьеров задачи текущего и оперативного управления на уровне участков и смен распределяются следующим образом (в % от общего числа управленческих решений):
| Ликвидация аварий и неисправностей оборудования, энергосиловых и транспортных коммуникаций……………….…... | 26-68 |
| Руководство работой экскаваторов в сложных забоях и опасных горногеологических условиях……………………………. | 16-27 |
| Руководство вспомогательными работами, предотвращение и ликвидации организационных простоев…………………………….. | 16-26 |
| Исправление брака, допущенного работниками смены …………… | 5,5-7 |
| Решение технологических вопросов и прочие решения…………… | 7,5-21 |
Из этих данных видно, что основной объем работ по управлению процессами производства связан с ликвидацией различных нарушений, аварий и ошибок персонала, т. е. имеет характер неплановой деятельности. В общем объеме управленческой работы на рассматриваемых уровнях непланируемые задачи и действия персонала составляют 85-90%.
На современных карьерах непосредственный контроль за работой всего горного оборудования в карьере осуществляют горные мастера под руководством начальника смены.
Эффективность управления производством на карьерах зависит в значительной степени от организации и технической оснащенности оперативного управления. Анализ опыта работы многих угольных и рудных карьеров показывает, что существующая организация оперативного управления производством несовершенна и не отвечает современным требованиям. В результате все еще велики простои основного горнотранспортного оборудования по организационным причинам, по причинам недостаточного контроля состояния горных пород в рабочих зонах и самих забоев, состояния транспортных коммуникаций, оборудования и техники безопасности.
Основу системы оперативного управления в настоящее время составляет линейный персонал, на долю которого приходится 90% всех работ по управлению производством. Однако он недостаточно оснащен соответствующими техническими средствами (связь с управляемыми объектами, личный транспорт), которые позволили бы ему эффективно выполнять возложенные на него функции при современных размерах производственных участков.
Второе звено оперативного управления составляет сменный диспетчерский персонал, который располагает средствами прямой (минуя линейный персонал) связи с экскаваторными бригадами.
Четкая взаимосвязь диспетчерского и линейного персонала до сих пор не установлена. За последнее время наблюдается тенденция повышения роли диспетчерского персонала и придания ему основных управляющих функций за счет снижения роли или исключения линейного персонала. Происходит как бы вытеснение горных мастеров из сферы собственно управления в сферу обеспечения, снабжения рабочих мест.
В разрабатываемых и внедряемых АСУ горный диспетчер (начальник смены карьера) является основной фигурой оперативного управления производством, поскольку технические средства обеспечивают непосредственный контроль и управление горными машинами вплоть до корректировки действий машинистов экскаваторов по технологии отработки забоя.