Ответ:
Рассмотрим типологию потребления в Российской экономике в условиях переходного периода, когда резко усилилась дифференциация населения по среднедушевому доходу.
Учитывая на стадии напряженности в обществе, актуальным является исследование основных факторов экономического неравенства и дифференциация потребительского поведения городского и сельского населения с учетом региональных особенностей.
Рассматривая совокупность семей Ci, где I = 1, 2, …, n, характеризуется с одной стороны набором признаков Zi=(Zi1, Zi2, …, Ziq)T, описывающая условия её жизнедеятельности, это:
· общественная, национальная и географическая принадлежность семьи;
· размер, демографический тип и возраст семьи;
· размер и структура имущества и дохода.
Семья характеризуется набором признаков её потребительского поведения:
Yi = (yi1, yi2, …, yip)T, характеризующих объем и структуру её фактических потребительских расходов.
Yij – среднедушевые расходы i-й семьи на j-й комплект товаров и услуг.
Предполагается, что существует небольшое число k-типов потребительского поведения и различия в структурах потребления внутри j-го типа носит случайный характер и значительно ниже различия структур между классами.
Таким образом, i-е домашнее хозяйство характеризуется векторами Yi (вектор потребительского потребления) и Zi (вектор описательных переменных).
Бюджетное обследование домашних хозяйств первоначально рассматривается 20 переменных, описывающих условия жизнедеятельности семьи, среди которых выделено 5 переменных:
Z1 – тип поселения;
Z2 – среднедушевой доход;
Z3 – сфера занятости главы семьи;
Z4 – общее число членов семьи;
Z5 – возраст семьи.
Потребительское поведение описывается 98-ю показателями, объединенными в восемь групп, определяющих удельный расход семьи на следующие товары и услуги:
Y1 - продукты питания;
Y2 – одежда и обувь,
Y3 – промышленные товары, включая предметы длительного пользования,
Y4 – культура, отдых и спорт,
Y5 – медицина,
Y6 – бытовые услуги,
Y7 – денежные сбережения,
Y8 – недвижимость и предмет роскоши.
Решение проблемы типологии потребления включает следующие основные задачи:
1. Разбиение исследуемой совокупности семей Ci на некоторое, заранее неизвестное число k типов потребительского поведения.
Проверяется гипотеза, что существует несколько типов потребительского поведения, т.е. сгустков наблюдений в p-мерном пространстве, который предстоит выявить, не имея обучающих выборок.
Таким образов имеет место задача кластерного анализа при неизвестном числе кластеров.
2. Выявление типообразующих признаков в пространстве исходных показателей, описывающих условия жизнедеятельности i-ой семьи. Знание таких показателей позволяет с достаточной точностью решить задачу отнесения семьи Ci при неизвестном векторе к одному из типов потребительского поведения.
3. Построение функций потребительских предпочтений или функции полезности для каждого типа потребительского поведения.
Функция позволяет выявить закономерности, связывающие объемы потребления y(L)-разных благ с их розничными цехами и доходами.
- вектор средний внутри класса – центр класса близок к оптимальному.
4. Анализ динамики структуры исследования совокупности семей в пространстве Z типообразующих признаков.