Лексика

Суть текстового бытования слова - его семантика становится сложнее, богаче, приобретая, кроме словарно-системных, дополнительные компоненты смысла. Эти приращения порождаются в силу действий механизмов разного типа. Во-первых, выделяются механизмы внутритекстовые и затекстовые. Внутритекстовые, в совю очередь, делятся на парадигматические и синтагматические.

Внутритекстовые парадигматические (слово обогащаются дополнительными компонентами в силу нел инейной взаимосвязанности с другими словами текста). Ср.

Писала я на аспидной доске / и на листочках вееров поблеклых /

И на речном и на морском песке/ коньками по льду и кольцом на стеклах И на стволах, которым сотни лет/ И наконец, чтоб было всем известно, что ты Любим, любим, любим, - расписываюсь радугой небесной (Цветаева)

В данном тексте о всеобъемлющем характере любви строится сложная система универсальных смысловых оппозиций: детское, внутренние (аспидная доска) - взрослое, внешнее (веера), природа (песок, деревья, радуга) - культура (доска, веера, кольца, коньки), лето (песок) - зима (лед), верх (небо) - низ (песок) и т.д. Кроме того, в нем выстраивается еще и уникальная система оппозиций по признакам: то. на чем писать принято - не принято, пишут обычно - пишут редко - не пишут никогда, на чем писать удобно - неудобно, написанное сохраняется несколько секунд/минут/дней/лет/веков. написанное могут/де могут увидеть другие люди и г.д. в этом смысле каждая лексическая единица, кроме словарного, получает дополнительные значения, например, песок - это. конечно, обычный словарный песок + природа + низ + лето + то, на чем довольно часто пишут, понимая, что существовать написанное будет очень недолго.

С интагматичес кие - нестандартная сочетаемость, ср. манделыитамовские конструкции типа: шершавая песня, прозрачные голоса, сухие жалобы, лающие порталы, хриплая охра, эластичный сумрак кареты, смеющийся хрусталь, косматые свирели и т.д.

За текстовый: Интсртскстуальные дела.

Несутся звезды в пляске, в тряске / Звучит оркестр, поет дурак,

Летят алмазные подвески / из мрака в свет, из света в мрак/ и заходя в дыру все ту же, и восходя на небосклон - так вот в какой постыдной луже Твой День Четвертый отражен! (Ходасевич. Не знаешь, что ЛДснь Четвертый - это в Библии день товрения неверных свеил - не прочитаешь оппозицию)6 божественное создание - иизменн Дантова пауза...

L.Дар Изоры...

Сннтактнка XT - композиция, последовательность сюжетных функций, сюжет/фабула

Прагматика - автор - читатель, авторская интенция, парадоксы реального воздействия текстов иа читательское поведение и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: