Автомобильный транспорт, обеспечивая огромный объем перевозок грузов и пассажиров в мире, оказывает все большее воздействие на процесс общественного воспроизводства, удовлетворение личных потребностей населения. Все шире автомобильный транспорт применяется для международных сообщений, особенно там, где нет железнодорожного и водного транспорта. Среднегодовой объем автотранспортных услуг на международных перевозках в мире оценивается на сумму свыше 350 млн. долл.
Развитие международных грузовых автомобильных перевозок объясняется также весомым пополнением автомобильного транспорта большегрузными автомобилями и автопоездами, с одной стороны, и преимуществами автотранспорта перед другими видами транспорта, с другой стороны. Эти преимущества заключаются в ускорении доставки грузов на ограниченные расстояния, возможности быстрой и сравнительно дешевой организации новых линий, более низкой стоимости перевозок мелкопартионных и немассовых грузов. При этом устраняются перегрузки, неизбежные при использовании других видов транспорта, т.е. доставка груза по схеме "от двери отправителя до двери получателя".
При перевозке мелкопартионных грузов автотранспортом в меньшей степени необходимо укрупнение груза. Благодаря этому время доставки таких грузов по сравнению с железнодорожным транспортом сокращается в 5-6 раз.
Как известно, автомобильные перевозки состоят из погрузки, перемещения и выгрузки грузов. Однако каждый из указанных трех этапов, в свою очередь, слагается из ряда транспортно-технологических операций и элементов, выполняемых в ходе подготовки, организационного и непосредственного выполнения перевозок.
Элементы перевозочного процесса выполняются не только работниками автохозяйства, но и грузовладельцами. Каждый из автомобильных перевозок в зависимости от характера и вида груза, методов, приемов и порядка организации транспортного процесса, использованных транспортных, перевозочных, разгрузочных средств, условий выполнения транспортирования и т.д. имеет свои особенности.
Выполнению перевозок способствуют такие основные операции, как прием груза от грузоотправителя и сдача их грузополучателю.
Каждая из указанных двух операций, в свою очередь, слагается из ряда транспортно-технологических операций и элементов, выполняемых в ходе подготовки и осуществления этих операций.
Экспортер, желающий транспортировать свой груз, представляет все необходимые данные о своем грузе автомобильному транспортному предприятию.Наих основе перевозчик определяет оптимальное количество транспортных средств, составляет рациональный график работы автомобилей и скорости их движения, обеспечивает согласованность режима перевозок с графиком работы грузовладельцев, рассчитывает стоимость перевозки, составляет договор на перевозку.
Следующим этапом является подписание договора основной формы взаимоотношений перевозчика с клиентами. Этот документ устанавливает деловые связи между сторонами, определяет всех участников перевозок. Он представляет собой двустороннее обязательство, заключенное на определенный срок. Договор может быть заключен в письменной форме, что является нормативной формой соглашения между сторонами, или в форме разовой заявки. Последнее практикуется при внеплановых перевозках. После подписания договора грузоотправитель подготавливает товар: комплектует его, маркирует, взвешивает, проверяет качество, пломбирует, укладывает груз и передает его транспортнику.
Перевезенный груз сдается в пункте назначения адресату (получателю), который указан в товарно-транспортной накладной. Груз должен быть доставлен получателю без каких-либо изменений – порчи, повреждения и частичной утраты, за исключением естественной убыли. Перевозчик отвечает за сохранность грузов во время перевозки. На полную или частичную утрату, а также порчу груза составляется акт при сдаче его получателю. Владелец транспортного средства возмещает клиенту фактически причиненные убытки в размере указанной суммы, на которую снизилась ценность груза, но не выше его действительной стоимости, указанной в товарно-транспортной накладной.
Регулярные автомобильные перевозки в международном сообщении осуществляются по определенной системе движения подвижного состава. При этом работают две системы – сквозная и участковая.
При сквозной системе движения автомобиль (автопоезд) перевозит грузыотпункта отправления (начальный пункт маршрута) до места назначения (к конечному) без перегрузок.
При участковой системе движения весь маршрут разделяют на участки и грузы перевозят автомобилями только в пределах своего участка, а затем происходит смена подвижного состава с перегрузкой груза. Перегрузку производят при помощи смены кузовов, передачи контейнеров с одного автомобиля на другой.
Важнейшими нормативными документами, регламентирующими условия выполнения международных автомобильных перевозок грузов, являются (Рис. 2.2):
Рис. 2.2
КДПГ и Соглашение об общих условиях определяют, что договор на перевозки грузов устанавливается накладной. Автодорожная накладная (накладная автодорожной перевозки) – транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Для международных автомобильных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): дата отгрузки; наименование груза, подлежащего перевозке; имя и адрес перевозчика; наименование груза, подлежащего перевозке, наименование грузополучателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем.
Однако следует иметь в виду, что не всякая международная перевозка через территорию России транзитом и даже внешнеторговая перевозка внутрь страны является экономически эффективной. Транспортный фактор оказывает большое влияние на цену продукта по месту его потребления. Установлено, что по отдельным товарам транспортная составляющая превышает 40%, а иногда достигает 100% к цене экспортного или импортного товара до его перевозки.
Существенное влияние оказывает и выбор вида транспорта. Поэтому целесообразность внешнеторговой сделки и выбор того или иного вида транспорта для обеспечения перевозки необходимо производить на основе технико-экономических расчетов, при этом существует несколько методик по определению эффективности предоставляемой той или иной транспортной услуги, т.е. более конкретно, того или иного вида транспорта при внешнеторговой перевозке.
Из вышеизложенного следует:
1. Железнодорожный транспорт получил широкое развитие во внешнеторговых перевозках грузов со странами Европы и Азии.
2. В Японии, США в странах Латинской Америки железнодорожный транспорт так же активно участвует в осуществлении внешнеторговых перевозках грузов.
3. Автомобильный транспорт является определенным конкурентом железным дорогам. Однако в последние годы в связи с ухудшением экологии все большее значение принимают смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки.
4. Не всякие смешанные перевозки являются экономически выгодными. Для их обоснования необходимо производить технико-экономический расчет.