Юстиция Англии

Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный суд Англии и Уэльса и Палата лордов.

Мировые судьи рассматривают единолично и в малых сессиях (от двух до семи судей) мелкие гражданские и уголовные дела о преступлениях, за которые применяется наказание в виде тюремного заключения на небольшой срок или штраф. В столице и 10 крупных городах страны вместо мировых судей эти функции выполняют платные-магистраты (профессиональные юристы), получающие соответствующее вознаграждение.

Мировые судьи назначаются Лордом-канцлером из числа лендлордов (крупных землевладельцев) и выполняют свои судейские обязанности безвозмездно.

Платные магистраты назначаются таким же образом из числа барристеров (адвокатов высшей категории), т.е. профессиональных юристов.

Вторая (апелляционная) инстанция для магистратских судов – Суд Короны (по уголовным делам) в лице окружных судей, учрежденных в 1971 г., и суд графств (по гражданским делам).

Верховный суд Англии состоит из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Высокий суд имеет трехчленную структуру: канцлерское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцлерское отделение Лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья.

Все три подразделения Высокого суда рассматривают по первой инстанции наиболее сложные гражданские дела, превышающие подсудность судов графств.

Суд короны появился в результате реформы 1972 г., вместо упраздненных судов четвертных сессий и ассизов, как главный уголовный суд страны. Он рассматривает уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (геноцид, убийство и т.п.). Действует в составе членов Верховного суда, либо окружных судей или рекордеров (частично занятых судей, по совместительству занимающихся адвокатской практикой) и 12 присяжных заседателей.

Апелляционный суд выполняет функции последней апелляционной инстанции для всех подразделений Верховного суда, т.е. является судом второй инстанции для Суда короны и Высокого суда по уголовным и гражданским делам.

Формально судебную систему Англии возглавляет суд палаты лордов. Он считается высшей и окончательной апелляционной инстанцией для всех судов страны.

В Англии широкое развитие получила адвокатура, которая традиционно включает два адвокатских сословия: барристеров и солиситеров. Первые – высшая, привилегированная группа адвокатов, выступающие в судах в качестве представителей той или другой стороны. Они с клиентурой непосредственно не связаны. Из них формируют высшие суды и другие юридические учреждения, а также назначается Генерал-атторней, руководство Дирекции публичного преследования. Солиситеры занимаются консультационной деятельностью, составлением деловых бумаг, собиранием доказательств для судебного разбирательства, совершением сделок по поручению клиентов и т.п. В последние десятилетия солиситеры стали вести судебные дела в низших судах.

Юстиция Франции

Судебная организация во Франции регулируется рядом законов, главные из которых – Конституция 1958 г. разделы VIII «О судебной власти» и IX «О Верховном Суде», ордонансы «О судебной организации» и «О статусе магистратуры» и др.

Ветви французской судебной организации:

1) общие суды по гражданским и уголовным делам;

2) суды по административным делам (административная юстиция);

3) Конституционный совет.

Особенность системы общих судов – суды по уголовным делам – отделения судов по гражданским делам. Она состоит из четырех звеньев:

1) трибуналы низшей инстанции с единоличной формой отправления правосудия (трибуналы процесса по гражданским делам и трибуналы полиции по делам о проступках).

2) трибуналы высшей инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия (трибуналы большого процесса по гражданским делам и трибуналы исправительной полиции по делам о деликтах). Дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей. Это основное звено французской судебной системы. Широкая подсудность. Апелляционная инстанция для трибуналов низшей инстанции;

3) апелляционные суды. Каждый из них обслуживает 3-4 департамента. Дела рассматриваются в составе пяти и более судей. При них действует суд ассизов, рассматривающий уголовные дела о преступлениях в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (шеффенов), образующих единую судейскую коллегию, совместно решающую фактические и правовые вопросы дела. При апелляционных судах действует обвинительная камера, в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с преданием обвиняемого суду.

4) Возглавляет судебную систему Франции Кассационный суд, действующий в качестве кассационной инстанции.

Конституцией Французской республики 1958 г. предусмотрена также Высокая палата правосудия. Она действует в качестве суда первой инстанции по делам о должностных преступлениях высших чиновников, включая Президента. Образуется обеими палатами – Национальным собранием и Сенатом.

К специальным судам отнесены военные трибуналы, коммерческие, таможенные и патентные суды, третейские, по квартирной палате, суды по делам несовершеннолетних. Последние действуют в трех видах: судьи для детей; трибунал по делам несовершеннолетних, суд присяжных по этой категории дел. Подсудность зависит от тяжести совершенного преступления и возраста несовершеннолетнего. Формирование судейского корпуса осуществляется во Франции путем назначения судей Президентом по рекомендации Высшего совета магистратуры. Сам совет состоит из девяти членов, назначаемых Президентом. Председатель этого совета – Президент, заместитель его – министр юстиции.

Высший совет магистратуры наделен правом наложения на судей дисциплинарных взысканий, решает вопросы, связанные с продвижением судей по служебной лестнице.

Прокуратура во Франции едина и строго централизована. Это орган обвинительной власти, осуществляющий уголовное преследование, надзор за производством предварительного следствия, обжалование судебных постановлений в вышестоящие судебные инстанции, выполняющая некоторые функции судебного управления (аттестация судей, контроль за деятельностью судей низшей инстанции, предоставление судьями отпусков и др.).

Органы предварительного расследования во Франции – прежде всего судебная полиции и следственные судьи, состоящие при трибуналах исправительной полиции. Судебная полиция проводит дознание и расследование в упрощенной форме. Офицеры судебной полиции проводят дознание в полном объеме по делам о проступках и правонарушениях. Следственный судья назначается Президентом на три года из числа судей трибуналов высшей инстанции. Он ведет предварительное следствие по делам о преступлениях.

Главой прокуратуры во Франции является министр юстиции. Низшее звено прокурорской системы – прокурор республики, состоящий при трибуналах исправительной полиции. При апелляционных судах и Кассационном суде состоят генерал-прокуроры.

Адвокаты объединяются в коллегии, являющиеся юридическими лицами. Их высший орган – общее собрание их членов, избирающих исполнительный орган – Совет. Если в коллегии адвокатов более 20 членов, они могут подразделяться на колонны (секции). Французские адвокаты вправе иметь свои собственные кабинеты (бюро), но могут осуществлять свои профессиональные обязанности в составе адвокатского товарищества.

Контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществляют апелляционные суды по соответствующим округам. Единого центра для руководства адвокатурой в стране нет. Национальная ассоциация адвокатов – творческий союз, занимающийся главным образом повышением профессионального уровня адвокатов, вопросами адвокатской этики и др.

Адвокатом во Франции может быть гражданин страны, имеющий диплом юриста или доктора права, прошедший стажировку (3-5 лет), принесший перед апелляционным судом соответствующую присягу. Стажировку не проходят бывшие судьи, прокуроры, профессора и преподаватели права.

Юстиция Германии

Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Законом о судьях от 19 апреля 1982 г.

Поскольку ФРГ – федеральное государство, судебная система включает федеральные суды и суды земель (их 16). Судебная система, разветвленная и узкоспециализированная, имеет суды общей и специальной юрисдикции – численность судей в ФРГ в два раза превышает их число во Франции.

Система общих судов образует четыре уровня:

l участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей);

l земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривает в составе одного члена суда и двух шеффенов. Действует и в качестве апелляционной инстанции в отношении участковых судов, проверяя правильность выносимых ими решений.

Высший земельный суд – первая инстанция по делам о государственной измене, разглашении государственной тайны, о геноциде и других делах государственной важности. Действует в качестве апелляционной инстанции, а также рассматривает дела в ревизионном порядке, т.е. проверяет соответствие вынесенного судебного решения закону.

Высший федеральный суд или Федеральная судебная палата является первой инстанцией по делам особой важности, а также пересматривает дела в ревизионном порядке. Приговоры и решения, вынесенные этим судом, обжалованию не подлежат и являются окончательными.

В соответствии со ст. 95 Конституции ФРГ действуют, кроме того, такие федеральные специализированные суды как федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд. На местах они имеют свои структурные подразделения и, таким образом, такая система судов образует два уровня.

Особое место в системе органов судебной власти в ФРГ занимает Федеральный Конституционный суд. Он толкует Основной Закон, наделен правом объявлять недействительными парламентские законы, решения правительства и Президента. Конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов, избираемых в равном числе Бундестагом и Бундесратом. В каждой земле есть свой Конституционный суд.

Судей других федеральных судов назначает Президент ФРГ (ст. 60 Конституции ФРГ), судей земель – Министр юстиции. На занятие судейской должности может претендовать лицо, получившее юридическое образование в университете, прошедшее стажировку (3-5 лет) и сдавшее соответствующий государственный экзамен. Пожизненное назначение на судейскую должность возможно лишь поле пребывания на этой должности не менее трех лет.

Шеффеном (заседателем) может быть немец, достигший 30 летнего возраста и проживший в общине не менее года. Шеффены отбираются один раз в 4 года. Непрофессиональные судьи участвуют и в рассмотрении дел в специализированных судах.

Для участия в решении общих и социальных вопросов в федеральных и земельных судах создаются Советы судей – органы судейского самоуправления.

Прокуратура Германии, также как и суды, делится на федеральную и земельную. Первая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров страны во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчинении Министерства юстиции ФРГ, а земельные прокуроры соответственно – в подчинении министра юстиции земли. Прокуроры земель не находятся в подчинении федеральной прокуратуры и образуют самостоятельную систему: при участковых судах состоят прокуроры, при земельных (окружных) судах – обер-прокуроры, при высших земельных судах – генерал-прокуроры.

Федеральные прокуроры назначаются президентом страны по представлению министра юстиции ФРГ и с согласия Бундесрата. Прокуроры земель – министрами юстиции земель.

Прокуратура в ФРГ – орган уголовного преследования и поддержания обвинения в судах.

Юстиция Японии

В соответствие со ст. 76 Конституции Японии, вступившей в силу 3 мая 1947 г., вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и другим судам, предусмотренным законом. Запрещено создание особых судов и передача судебных функций административным органам. Все судьи, констатирует Конституция, независимы и действуют, следуя голосу своей совести, и связаны только Конституцией и законами.

В Японии действует многоуровневая судебная система – суды в префектурах, апелляционные суды и Верховный суд. Действуют также суды суммарной юрисдикции и суды по семейным делам.

Все судьи низших инстанций назначаются Кабинетом – центральным органом исполнительной власти из списка лиц, предложенных Верховным судом. Они занимают должность в течение 10 лет и затем могут быть назначены вторично. По достижении установленного в законе возраста уходят в отставку.

Все судьи Верховного, кроме Главного судьи этого суда, назначаются Кабинетом, т.е. Правительством. Однако назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторному пересмотру – при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет. Главный судья Верховного суда назначается Императором по представлению Кабинета (ст. 6 Конституции).

Судьи не могут быть сняты с должности без публичного рассмотрения в порядке импичмента, за исключением случаев, когда судья в судебном порядке объявляется умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судье дисциплинарные взыскания.

В Японии в каждой префектуре и на о. Хокайдо действуют суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних и взрослых, которые нанесли вред несовершеннолетним, а также т.н. семейные дела (о разводах, усыновлении, разделе имущества между супругами и т.п.).

Прокуратура Японии осуществляет уголовное преследование, поддерживает обвинение в судах, руководит следствием и контролирует работу полиции по выявлению и раскрытию преступлений. В необходимых случаях прокурор вправе провести расследование самостоятельно. Обычно это дела о сложных и серьезных преступлениях.

Прокуратура – центральный орган, возглавляемый Генеральным прокурором. Последний осуществляет свою деятельность под руководством министра юстиции. Назначаются прокуроры Правительством.

Адвокатура Японии состоит из коллегий, общее руководство которыми в масштабе страны осуществляет Японская ассоциация адвокатов.

40. Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В состав Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь входят Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатели хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов. Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: * рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; *рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; * рассматривает представления Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству; *рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; *утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; *утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; *избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии судей хозяйственных судов из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности квалификационной коллегии судей хозяйственных судов. Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие – первым заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Персональный состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: * рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; *рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; *рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;*рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих хозяйственных судов;*заслушивает председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих хозяйственных судов о деятельности соответствующих судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и судов;*избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, входящих в состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, секретаря Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие – первым заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

39. Пленум и Президиум Верховного Суда РБ. В состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь входят Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, судьи Верховного Суда Республики Беларусь, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов.В заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие:Президент Республики Беларусь и его представители;председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь;Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместитель;Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместители;Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители. В заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений.

Компетенция Пленума Верховного Суда Республики Беларусь:

Ø рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

Ø рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства;

Ø принимает решения о приведении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

Ø рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

Ø рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;

Ø заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства;

Ø избирает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;

Ø утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие – первым заместителем Председателя Верховного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: