Вопросы:
1. Понятие и значение статуса судей
2. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи.
3. Права и обязанности судей (народных заседателей).
4. Народные заседатели.
Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе коллегии судей принимает решения по делам, отнесённым к судебной юрисдикции. Как носитель судебной власти судья обладает правовым и социальным статусом. Этот статус составляют следующие элементы:
1. Совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий.
2. Гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности.
3. Ответственность судей.
Таким образом, под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение правовая и социальная защита.
Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей. Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями, однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей.
Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие закона РБ 2003 года «О государственной службе в РБ». Судьи военных судов и военной коллегии ВС РБ являются военнослужащими и проходят военную службу в соответствии с законом РБ 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» и положения «О порядке прохождения военной службы», утверждённым указом президента в 2005 году №186.
Независимость судей является основной чертой статуса судей, она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий, при этом гарантии определяются принципами статуса судьи к ним относятся:
1. Единство судебного статуса
2. Независимость судей и народных заседателей.
3. Несменяемость судьи.
4. Неприкосновенность судьи и народного заседателя. (Глава 49 УПК).
5. Политическая нейтральность.
6. Государственная защита судей и народных заседателей.
7. Надлежащее материальное и социальное обеспечение судей.
Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст. 24 и 33 Закона «О государственной службе в РБ», специальные требования – ст. 91, 94, 95 Кодекса о судоустройстве. Специальные требования зависят от того, в какой судебной системе работает судья.
Судьей КС может быть назначено или избрано лицо, отвечающее следующим требованиям:
1. Должно иметь гражданство РБ.
2. Должно владеть Белорусским и Русским языками в совершенстве.
3. Должно иметь высшее юридическое образование.
4. Должно являться высококвалифицированным специалистом в области права и, как правило, иметь учёную степень.
5. Обладать высокими моральными качествами.
Предельный возраст пребывания в должности судьи КС – 70 лет. Начальный возраст – не установлен.
Судьи КС назначаются или избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.
Кандидатам на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин РБ:
Достигший 25 летнего возраста.
Владеющий Белорусским и Русским языками, имеющий высшее юрилическое образование с присвоением квалификации юрист.
Имеющие стаж работы по специальности не менее трёх лет. Не совершивший порочащих его поступков. Сдавший квалификационный экзамен на должность судьи. Кроме того кандидат на должность судьи областного, Минского городского, Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3-х лет.
Судьи Верховного и высшего хозяйственного суда должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет. Судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности ВС должны иметь или высшее юридическое или высшее техническое или высшее естественно-научное образование Судья не имеющий высшего бр. Образования должен иметь стаж в области патентоведения не менее 5 лет.
Судьи военных судов и военной коллегии ВС назначаются из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.
Кандидат на должность председателя зам.председателя Районного, городского, межгарнизонного, военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3-х лет.
Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного, минского городсокого, Белорусского военного судов, хозяйственного суда области и Города Минска, должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет. Согласно статье 94 кодекса о судосустройстве на должность судьи не может быть назначено:
1. Лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.
2. Лицо, неспособное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением.
3. Лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным, решением суда, вступившим в законную силу.
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится квалификационными комиссиями, которые создаются при Верховном и Высшем хозяйственном суде РБ. Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур квалификационным комиссиям, осуществляются соответственно верховным судом, высшим хозяйственным судом и минюстом РБ.
Кодекс о судоустройстве чётко определяет права и обязанности судей.
Вопросы:
1. Понятие судебной системы, её звена и судебной инстанции.
2. Ввв
3. Ккк
Судебная система – совокупность судов, органов судебной власти действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.
Суды, образующие судебную систему связанны между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия.
Среди судов можно выделить высший суд, обеспечивающий единство судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов.
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеном судебной системы понимается суд или суды, занимающие определённое положение в судебной системе и наделённой, предусмотренной законом компетенции. Суды, имеющие одинаковые полномочия относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут иметь и разные наименования. Рассмотрим на примере судов общей юрисдикции РБ.
Первое звено (наибольшее кол-во уголовных дел) – Районный, городской, межгарнизонный военный суд.
Второе звено – Областной, Минский, Белорусский Военный суд.
Третье звено (Высшее звено) – Верховный Суд РБ.
Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, то есть по разрешению правовых конфликтов.
Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в суде. Иначе говоря, стадиями судебного процесса или судопроизводства.
Судебная инстанция – суд, который осуществляет правосудие, в предусмотренной законом процессуальной форме, по конкретному делу.Судебные инстанции занимаются определённым видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию.
Звено судебной системы выполняет одну или несколько судебных функций, то есть может действовать в качестве нескольких судебных инстанций, например – Областные и приравненные к ним суды. В таком качестве выступают,как правило, вышестоящие суды, а первичное звено осуществляет одну судебную функцию.
Районный и приравненные к ним суды (суд первой инстанции) – Областной и приравненные к нему суды (Первая и кассационная инстанция) – Верховный суд (Первая, кассационная и надзорная инстанции).
Звено судебной системе – судоустройственное, а суд. Инстанция – процессуальная.
Действующее национальное законодательство в системе общих судов, определяет суды первой, кассационной и надзорной инстанции, судебная инстанция по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а системе хозяйственных судов – и апелляционной инстанции. В ближайшее время такая инстанция должна быть создана и в судах общей юрисдикции. Тем более, что это предусматривает и кодекс о судоустройстве.
Суд первой инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существу, путём непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу, как правило, по истечении 10 суток с момента оглашения.
Суд кассационной инстанции это суд, проверяющий, по имеющимся в деле материалам законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда 1 инстанции, а врамках правосудия по хозяйственным делам суд кассационной инстанции осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных решений. Судами кассационной инстанции являются вышестоящие по отношении к судам первой инстанции суды.
Аппеляционная инстанция – деятельность суда по проверке законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в законную силу. В отличие от кассационной инстанции, апелляционная инстанция фактически повторна путём непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу проверяет законность принятого решения судом 1 инстанции.
Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой, кассационной и апелляционной инстанции.
Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами надзорной инстанции являются вышестоящие по отношению к судам других инстанций суды.
Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам (запомнить, что есть).
Принципы построения судебной системы – судебная система строится на принципах территориальности и специализации, в нашей Республике об этом говорит ст. 109 Конституции.
Принцип территориальности означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориального деления государства.
Принцип специализации предусматривает возможность преобразования специализированных судов или их структурных подразделений для разрешения определённых видов споров.
Военный суд – специальный суд. (Военные и приравненные к ним люди).
В современном мире существуют три известные модели судебных систем, которые характеризуют принципы их построения:
1. Централизованная (наличие единой централизованной системы судов, во главе с высшим судом, как правило Верховным). Пример – Украина.
2. Децентрализованная (полисистемная) – судебная организация, состоящая из параллельно действующих 2 или более подсистем, как правило, со своими высшими судами. Пример – Великобритания.
3. Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы при которой наряду с высшим Верховным судом, есть и автономные подсистемы судебных учреждений, которые подчиняются своему высшему органу. Республика Беларусь.
Виды судов Республики Беларусь
В республике Беларусь действуют общие и специализированные или, как их ещё нахывают суды общей и специальной юрисдикции или подсудности, этот вид судов связан с характером, рассматриваемых ими юридических дел: о преступлениях по искам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, хозяйственных споров между субъектами хощяйствования и т.п. В настоящее время общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. А специализированные суды, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта, то есть военного законодательства. Таким образом В РБ в настоящее время являются специальными судами являются только военные суды. Могут создаваться и другие специализированные суды, также требующие узкопрофильных знаний, административного, налогового, таможенного, хоязйственного и т.д. законодаельства, ювенальной юстиции (правонарушения несовершеннолетних), но до настоящего времени такие суды не созданы.
Ст. 5 кодекса о сдоустройстве устанавливает, что судебную систему РБ сотавляют: КС, общие и хозяйственные суды.
Судебная система РБ
1. Общая харктеристика Судебной системы РБ
2. Конституционный суд РБ.
Правовой основой действующей национальной судебной системы являются конституция, Кодекс о Судоустройстве и другие НПА Республики Беларусь, регламентирующие организацию судебной системы.
Построенная на принципах территориальности и специализации, единая судебная система РБ по своей природе является децентрализованной. В рамках её функционирует три самостоятельные подситсемы:
2. Суды общей юрисдикции. Подсистема судов общей компетенции трёхзвенная. Высшим судом является Верховный Суд РБ. Среднее звено – областные суды, Минский городской суд, Белорусский Военный суд. Базовое звено – районные городские, а в областных центрах и городе Минске – районные суды, а также межгарнизонные военные суды. В системе общих судов на базовом уровне могут создаваться, но до сих пор не созданы специализированные суды по делам несовершеннолетних административные и другие.
3. Хозяйственные суды. Подсистема Хозяйственных судов двухзвенная. Её возглавляет Высший Хозяйственный суд РБ, а второе низшее звено представлено хозяйственными судами областей и города Минска. На уровне районного городского деления хощяйственных судов нет. В то же время в системе хозяйственных судов на базовом уровне могут создаваться специализированные Хозяйственные суды по рассмотрению хозяйственных споров, по банкротству, земельные, налоговые и другие. В настоящее время- не учреждены.
В Рб действуют – Международный Арбитражный (Третейский суд) при Белорусской Торогово-Промышленной палате и Белорусский Третейский суд для рассмотрения споров, возникающих между хозяйствующих субъектов различных государств, Экономический суд СНГ (межгосударственный), не входящие в судебную систему РБ.
Конституционный суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционной орган одного уровня с высшими органами Законодательной и Исполнительной власти стоит на первом месте среди субъектов судебной власти.
Компетенция, организация и порядок деятельности КС определены Конституцией ст.116 и кодексом о судоустройстве ст.19-27 и другими НПА РБ. Его назначение – обеспечение вреховенства и прямого действия Конституции на территории РБ увтерждение Конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.
Основной функции КС является осуществление контроля за конституционностью НПА в государстве. К такого рода деятельности КС преступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты Представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда и Совмина.
Вторая функция суда – дача по предложению президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Палатами Парламента Конституции РБ.
Состав суда – 12 судей. 6 судей назначаются Президентом РБ, а 6 – избираются Советом Республики. Председатель назначается Президентом с согласия Совета Республики из числа судей КС сроком на пять лет. Заместитель председателя суда избирается КС из состава судей по предложению председателя КС сроком на 5 лет.
Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено и избрано не менее 8 судей. Заседания суда проводятся как правило гласно, в торжественной обстоновке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.
Решение КС подлежат обязательному исполнению на всей территории Республики.
КС рассматривает по предложениям президента, палаты представителей, совета Республики, ВС, Высщего Хозяйственного суда, СОВМИНА дела и даёт заключения о соответсвтии законов, декретов, указов президента, международных и иных обязателсьтв, Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ.
Во вторых о соответствии актов межгосударственных образований, в которые воходит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ законам и декретам.
О соответвствии постановления Совмина актов ВС, Высшего Хозяйственного суда, ГЕНПРОКУРОРА Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам и указам
О соответствии актов любого другого Государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам.
При этом КС не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на НПА, нарушающие их конституционные права и свободы и не вправе давать официальное толкование Конституции.
Вопросы:
1. Районный городской суд и специализированные суды
2. Областной, Минский Городской суды
3. Военные суды.
К судам общей юрисдикции действующее законодательство относит Районные, гОродские, районные в городах суды. Это основное звено в системе судов общей юрисдикции.
Районные городские суды образуются в районе, городе областного подчинения, районов в ГОРОДЕ МИНСКЕ и областных центрах.
Могут создаваться и межрайонные суды – суд минского района и города Заславля
Специализированный суд по делам несовершеннолетних может образовываться в районе, городе областного подчинения, районе в городе Минске и областных центрах, однако до настоящего времени специализированные суды не созданы.
Районный, городской, районный в городе суды
президентом Рб, по совместному представлению министра юстиции и председателя ВС РБ.
Районный, городской, районный в городе суд обладает следующими функциями:
1. Рассматривает в пределах своей компетенции, в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях
2. Рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений, изучает и обобщает судебную практику, ведёт судебную статистику
3. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами РБ (процессуальные кодексы).
Специализированный суд:
1. Рассматривает дела, отнесённые законодательными актами к его компетенции.
2. Изучает и обобщает судебную практику, ведёт судебную статистику
3. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Количество судей для каждого районного и приравненного им суда устанавливается президентом. В состав суда входят:
1. Председатель
2. Судьи
3. Народные заседатели
При наличии 5 и более судей вводится должность Заместителя председателя суда, а при наличии 10 и более судей – Второго заместителя председателя суда.
Продолжительное время в состав районного, городского, районного в городе суда входили судьи по административным делам и исполнительным производствам, в настоящее время эта должность упразднена.
Судьёй данного суда может быть гражданин РБ, достигший 25 летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее Юридическое образование, с присвоением квалификации Юрист, стажем работы – не менее 3 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.
Председатель и его заместитель обладают правами судьи, однако назначаются на должность сроком на 5 лет президентом, по совместному представлению министра юстиции и председателя ВС.
Прендседатель суда, его заместитель рассматривают и разрешают дела в судебных заседаниях как и рядовые судьи, организуют работу суда (других судей), руководят работой аппарата суда и осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством РБ.
В районном и приравненном к нему суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечить выполнение судом, возложенных на него функций.
Работниками Аппарата суда являются:
1. Заведующий канцелярией
2. Секретари суда
3. Секретари судебного заседания (секретари судебного заседания – помощники судьи)
4. Архивариус
5. Делопроизводитель
6. Консультант
7. Инженер-программист
8. Оператор копировально-множительной техники
9. Судебный исполнитель и др.
Областной и Минский городской суды
Областные и Мин. Гор. Суды Образуют второе звено в системе судов общей юрисдикции, они являются вышестоящими для районных, городских, районных в городе судов и все нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.
Суды второго звена состоят из председателя, заместителя председателя и судей.
Действуют в составе судебной коллегии по уголовным и гражданским делам и президиума суда
Судебная коллегия по гражданским делам (зам. Председателя суда) |
Судебная коллегия по уголовным делам |
президиум |
При необходимости ппо представлению президенту министром юстиции, в судах данного уровня могут образовываться Кассационная судебная коллегия, Апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. В настоящее время их нет.
Компетенция областного и минского городского судов:
1. Рассматривают в пределах своей компетенции установленной УПК И ГПК, в качестве суда перовй инстанции в порядке надзора и по вновьоткрывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.
2. Могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке.
3. Изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику
Судебные коллегии рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные деал
Количественный состав суда и президиума устанавливается президентом, министром юстиции и председателем Вс
В таком же порядке назначаются на должность председатель суда, его заместитель и его заместители сроком на 5 лет
Аппарат суда состоит:
1. Заведующий канцелярией
2. Секретарей судебного заседания (помощников судьи)
3. Секретарей судебных коллегий
4. Инспектора президиума
5. Консультанта
6. Помощника председателя суда
7. Отдела организационно кадровой работы
8. Секторов по уголовным и гражданским делам
9. Сектора делопроизводства в президиуме суда
10. Архива суда и других
Президиум. Кассация, надзор, вновь открывшиеся обстоятельства |
Судебная коллегия по уголовным делам. 1 инстанция и надзорная инстанция |
Суд коллегия по гражданским делам. 1 инстанция, кассационная, по вновь открывшимся обстоятельствам, надзорная |
Аппарат суда |
Верховный суд Республики Беларусь (военная коллегия) |
Белорусский Военный суд |
Межгарнизонные военные суд |
Военные суды относятся к категории подсудны…
По искам, вытеакющим из отношений военной службе (споры о восстановлении на воинской службе в случае незаконного увольннеия ит.д.)
УУголовные дела о всех преступлениях, совершённых лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.
Рассмотрение военными судами уголовных дел в отношении других лиц, за некоторым исключением, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Поэтому можно сделать вывод, что специальными Военные суды признаются по субъекту правоотеошений, им подсудны, гражданские и уголовные дела, с участием военнослужащих и лиц, приравненных к ним.
Межгарнизонные военные суды образуются в зависимости от численности и дислокации воинских частей, вооружённых сил и других воинских формирований в гарнизонных центрах.
Межгарнизонные военные суды учреждает Президент РБ, в целом состав и полномочия Межгарнизонных Военных судов полностью совпадает с составом и полномочиями Районнный, Городских и районных в Городах судов.
белорусский военный суд по своему правовому положению приравнен к областным и Минскому Городскому судам, состав и структура Белорусского Военного суда аналогичнв составу Областного и Минского Городского судов. Он состоит из председателя, заместителя председатели и судей, действует в составе Суд. Коллегии по гражданским делам и угловным делам и президиума, при необходимости президентом, по совместному представлению Минюста, Министра Обоброны и Председателя Верховного суда в судах данного уровня могут образовываться апелляционная и кассационная судюеные коллегии, которых сейчас нет. Подсистема Военных судов замыкается на ВС РБ.
Нет административных дел в Военных судах.
1. Верховный суд
2. Пппп
ВС возглавляет систему судов общей юрисдикции.
Статьи 44-58 Кодекса о судоустройстве.
ВС:
1. Осуществляет надзор за судеюной деятельностью всех судов Республики. Процессуальными формами этого надзора являются рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке по вновь открывшимся обстоятельствам, с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями и исправление допущенных ими судебных ошибок.
2. Является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским, а в отдельных случаях и по административным делам.
3. Даёт разъяснение по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора ВС за судебной деятельностью нижестоящих судов, является основной функцией пленума ВС
4. Вносит предложения в конституционный суд о проверке конституционности нормативных актов, рассматривает по 1 инстанции гражданские и уголовные дела особой сложности и особого общественного значения.
5. Имеет самую развёрнутую по сравнению с другими судами организационно функциональную структуру, включающую руководящие органы: Пленум и Президиум – а также аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа.
6. Обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по 4 направлениям – уголовному, гражданскому, военному и интеллектуальной собственности, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе. ВС состоит из судей в том числе председателя, заместителя председателя и действует в составе пленума, президиума, судебных коллегий по гражданским делам, уголовным, военной коллегии, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности. При необходимости президентом, по представлению председателя ВС, в ВС могут образовываться кассационная, апелляционная и иные судебные коллегии, для
Коллегия по гражданским делам (зам.пред + судьи) |
Суд коллегия по делам интел. Собственности (зам. Пред + судьи) |
Военная коллегия (зам. Пред. + судьи) |
Суд. Коллегия по уголовным делам (зам. Пред. + судьи) |
Президиум |
Пленум (все судьи ВС) |
Первый заместитель |
Председатель |
Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, так как является единственным судебным органом, рассматривающим дела в Республике Беларусь об интеллектуальной собственности. ПреЗидиум ВС образуется в составе председателя, первого зама, заместителей председателя и судей ВС Республики Беларусь.
Президиум: Надзорная и кассационная инстанции. Высший надзорный орган государства (Общие суды). |
Судебная коллегия по уголовным делам: надзорная кассационная по вновь открывшимся обстоятельствам, первая инстанция |
Судебная коллегия по гражданским делам: надзорная кассационная по вновь открывшимся обстоятельствам, первая инстанция |
Военная коллегия: надзорная кассационная по вновь открывшимся обстоятельствам, первая инстанция |
Коллегия по инт. Собственности: 1-я инстанция, по вновь открывшимся обстоятельствам. |
Пленум ВС – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения её точного соответствия законодательству. Он действует в составе председателя ВС, заместителя председателя и Судей ВС, председателей областных, минского городского и белорусского военного судов.
Пленум созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в три месяца. Заседание правомочно при наличии большинства его членов. Постановления принимаются откытым голосованием большинством голосов членов Пленума.
Основное полномочие пленума – дача в порядке судебного толкования общим судам разъяснений по вопросам применения законодательства РБ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Даются в виде постановлений пленума, основываются на обобщении судебной практики и анализа судебно статистики Могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и администарвтиных дел, материально –правовоым и процессуальным проблемам осуществления правосудия, являются источниками права. Аппарат ВС состоит из секретариата пленума и президиума, управления жалоб и приёма граждан, отдела обобщения судебной практики, отдела работы с законодательством, организационного управления, сектора кадровой работы и статистики, финансово-хозяйственного управления, научно-консультативного совета, реадкционной коллегии журнала «Судовы Веснік».
Согласно кодекса о судоустойстве и статусе судей, Хозяйственные суды являются оргпнпми судебной власти, осуществляющими в соответствии с конституцией и в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов, юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях установленными законодательными актами – и иных организаций, не являющимся ЮЛ.
Задачи:
1. Защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской, хозяйственной деятельности.
2. Обеспечение правильного и единообразного применеия законодательства при осуществлении правосудия
3. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Система хозяйственных судов двузвенная:
1. Высший хозяйственный суд
2. Хозяйственные суды областей, Хозяйственный суд города Минска.
В системе Хоз. Судов могут создаваться на уровне районов и областей специализированные хозяйственные суды, по рассмотрению хоз. Споров, банкротству и другие.
До настоящего времени не созданы.
Хозяйственный суд области и Г. Минска состоит из Председателя суда, заместителя председателя суда и судей. В нём образованны судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, апелляционная судебная коллегия, судебная коллегия по банкротству, судебная коллегия по налоговым спорам, судебная коллегия по административным делам.
Суд рассматривает дела в качестве перовй инстанции, а апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельставм.
При необходимости президентом по представлению председателя высшего хозяйственного суда в хозяйственном суде и хоз. Суде Города Минска могут образовываться иные судебные коллегии дл специалихированного рассматорения дел.
Составы судебных коллегий хозяйсвтенного суда области и города Минска назначаются председателем ВХС по представлению хоз. Судов области и г. Минска
Руководство работой судебных коллегий осуществляется заместителями председателя суда входящими в состав судебной коллегии
ВХС входит в систему хоз. Судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных споров, возникающих из гражданских, администртивных иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хоз. Судов и реализует иные полномочия.
ВХС состоит из судей, председателя, первого зама и заместителей председателя. Действует в соствае пленума, президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмаотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебной коллегии по банкротству, судебной коллегии по налоговым спорам.
ВХС рассматривает в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, и по вновь открывшимся обстоятельствам
Кассационная коллегия данного суда проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой и апелляционной инстанции. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанции является президиум ВХС. Для рассмторения материалов, обощения судебной практики, судебной статистики и дачи в порядке судебного толкования судам разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере хозяйственных правоотношений действует пленум ВХС.
Для рассмотрения этих же вопросов, но затрагивающих компетенцию общих и хозяйственных судов могут проводится совместные заседания пленумов Верховного и Высшего хозяйственного судов РБ., своместные постановления этих судов также являются нормативными актами.
Имеется аппарат суда:
1. Секретариат председателя суда
2. Управление законодательсвта и международных отношений
3. Упрвление обеспечения надзора и обобщения судебной практики.
4. Управление контроля за исполнением судебных постановлений. Управление финансово- экономического и хозяйственно- технического обеспечения
5. Управление организационной и кадровой работы, отдел информации
6. Имеется Вестник хозяйственного суда РБ.
Тема 7 і 8Органы судейского самоуправления. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.
Вопросы:
1. Понятие, задачи, принципы организации и деятельности органов судейского самоуправления
2. Органы судейского самоуправления
3. Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие эту деятельность.
4. Полномочия Минюста и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению судов.
Одним из направлений судебно правовой реформы, предусмотренных её концепцией, является развитие судейского самоуправления. Создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждению в стране независимой и самостоятельной судебной власти. К о Суд и Стат судей, определяет данную профессиональную корпорацию, как судейское сообщество.
Согласно статье 141 судейское сообщество РБ составляют судьи Конституционного судаЮ, общих и хозяйственных судов, а также судьи, находящиеся в отставке. Судья, выступает как член судейского сообщества и остаётся таковым вплоть до прекращения его полномочий. Принадлежность судьи к судейскому сообществу определяется фактом наделения его полномочиями судьи и не требует какого-либо иного подтверждения.
К принципам организации и деятельности судейского самоуправления относятся коллегиальность, гласность при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей. При необходимости может быть проведено закрытое заседание органа судейского сообщества. Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчётности перед органами, их избравшими. Основными задачами органов судейского сообщества ялвяются:
1. Поддержание авторитета судебной власти
2. Обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним конституцией, иными актами законодательства, кодексом чести судей.
3. Защита прав и законных интересов судей и содействие реализации гарантии независимости и неприкосновенности судей.
4. Совершенствование судебной системы и судопроизводства.
К органам судейского самоуправления относятся:
1. Съезд судей
2. Республиканский совет судей
3. Конференция судей областных, Минского городского судов
4. Конференция судей военных судов
5. Конференция судей хозяйственных судов
6. Квалификационная коллегия судей областных, Минского городского суда, Военных судов, Хозяйственного суда
К органам судейского самоуправления можно также отнести и пленум ВС РБ, а также квалификационную коллегию судей ВС РБ.
Высшим органом судейского сообщества, определяющим интересы всего судейского сообщества является съезд судей, осуществляющий свои полномочия в составе судей КС. Общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке. Он созывается как правило один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей. Осуществляет свои полномочия при условии, что в его работе принимает участие не менее 2/3 всех судей РБ. Работа съезда судей осуществляется через образованные им рабочие органы: Президиум, Секретариат, редакционную, Счётную и иные комиссии, созданные для выработки проектов и принятия решений по вопросам включенным в повестку заседания.
В РБ прошло только два съезда судей. Первый 5 декабря 1997 года, второй 21 февраля 2002 года.
В период между съездами судей осуществляет Республиканский совет судей, состав которого избриается на 4 летний срок. Правовй основной деятельности Респ Совета судей является Кодекс статьи 158-163 и иные НПА.
Конференции судей созываются квалификационными коллегиями судей по мере необходимости но не реже 1 раза в год. Правомочны при участии в их работе не менее 2/3 судей, наделённых правом участия в соответствующей конференции.
Конференция судей:
1. Обсуждает вопросы судебной практики и вносит субъектом права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов
2. Рассматривает актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей. Заслушивает председателя соответсвующей квал коллегии о проделанной работе, представляет конференции судей предложения по кандидатурам в состав Республиканского совета судей
3. Обеспечиавает выполнение поручений Респ Совета Судей.
4. Конференции судей Областных, Минского городского и Военных судов избирают соответствующие квалификационные коллегии судей, представителей квалификационной коллегии судей и их заместителей.
Квалификационные коллегии ВС и ВХС РБ образуются соответствующими пленумами
Квалификационные коллегии судей образуются в целях поддержания высоких стандартов, профессиональных и моральных качеств судей, закреплённых в кодексе чести судьи, усилении гарантии их независимости, повышению ответственности и дисциплины в работе судов и судей и высокого престижа судейского труда
Задачами квалификационных коллегий судей являются:
1. Проведение аттестаций судей с учётом их профессионального уровня
2. Осуществление дисциплинарного производства в отношении судей
3. Обеспечение исполнения решений органов судейского сообщества
4. Осуществление иных полномочий в соответствии с кодексом
Компетенция и организация деятельности квалификационной коллегии судей определены Кодексом статья 169-182 и другими НПА
Бибило
В целях создания надлежащих условий для отправления правосудия в стране осуществляется многоплановая исполнительно, распорядительная деятельность по кадровому, организационному, ресурсному и информационному обеспечению органов судебной власти
Вся эта деятельность охватывается понятием организационного и материально- технического обеспечения деятельности судов. Статья 183 Кодекса орагнизационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в РБ осуществляется:
1. Секретариатом КС в отношении КС РБ
2. Аппаратом ВС в отношении ВС
3. Аппаратом ВХС в отношении хозяйствнных судов областей, города Минска и ВХС.
4. Минюстом в отношении областных, Минского городского, Районных городских судов
5. Управление Юстиции областных, Минского городского и исполнительных комитетов в отношении районных, городских судов.
6. Орагнизационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Минюстом, а материально-техническое обеспечение деятельности военной коллегии ВС и военных судов осуществляется министерством Обороны.
Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией разрабатывают и вносят прдедложения по вопросам организации работы судов и её совершенствованию, осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов, организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих услвоий для их деятелньости, ведению судебной статистики, исполнению судебных постановлений, разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей, осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством. Организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества осуществляется минюстом, кроме того Аппаратом ВС и ВХС в отношении квалификационных коллегий этих судов, управлениями юстиции областных, Минского городского Исполкомов в отношении конференций и квалификационных коллегий судей минского городского судов. Материально-техническое обеспечение конференций Военных судов осуществляется Министерством Обороны.
Система Минюста?
1. Центральный аппарат
2. Аппарат местного управления (Облисполкомы и Минский исполком)
Тема №9 Прокуратура
1. Понятие, задачи, функции и направления деятельности прокуратуры.
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3. Система и структура органов прокуратуры
4. Кадры органов прокуратуры
5. Классные чины и воинские звания прокурорских работников
6. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
Прокуратура РБ – система органов, на которые статьёй 125 Конституции возложено осуществление особой формы государственной деятельности Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и иных НПА.
Прокурорский надзор – основная функция, задача органов прокуратуры, определяющая их предназначение, роль и место в механизме государства.
Согласно конституции прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию сдержек и противовесов, разделения властей, но прежде всего она принимает меры к устранению любых нарушений законов от кого бы эти нарушения ни исходили.
Вместе с тем прокуратура своей деятельностью способствует взаимодействию разделённых ветвей власти. Их функционированию, как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и закреплении законности. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым.
Характеризуя деятельность прокуратуры необходимо отметить некоторые особенности, определяющие её специфику:
1. Прокурорский надзор осуществялется от имени государства. Это законодательное установление подчёркивает отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанных с исполнением требований законов иными государственными органами
2. Ограниченность или «усечённость» полномочий прокуратуры. Организационную подконтрольность основным ветвям власти.
Правовой основой организации и деятельности прокуратуры является Конституция РБ 125-128
Закон «О прокуратуре РБ» 8 мая 2007 года в последней редакции
Указ Президента РБ 1 марта 2010 года №99 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов Прокуратуры»
УПК, ГПК, ХПК
Указ Президента №409 «О создании Следственного Комитета»
И другие НПА в том числе Приказы и Указания Генерального прокурора РБ
Для выполнения задач органам прокуратуры в соттветствии с конституции пока осуществляют 4 функции именуемые направлениями деятелньости Прокуратуры:
2. Предварительное следствие по делам
3. Участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения в судах
4. Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в деятельности по борьбе с преступностью.
Прокурорский надзор – деятельность прокуратуры по надзору за точным и единообразным исполнением законов и иных НПА.
В свою очередь прокурорский надзор, как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора:
1. Надзор за исполнением законности при осуществлении оперативно-разыскной деятельности
2. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства в ходе …..
3. Надзор за соответствием закону суденбых постановлений, а также за соблюдением законности при их исполнении
4. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
5. Надзор за исполнением законодательства (в рамках этой отрасли осуществляется надзор за всеми остальными, поднадзорными прокуратуре объектами – Республиканскими органами гос управления, иными государственными организациями, подчинёнными совмину РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными и другими организациями
Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются принципы, закреплённые в конституции и законе о прокуратуре требование, которые выражают государственное назначение прокуратуры и определяют задачи и полномочия прокуроров.
Помимо общих принципов присущих не только прокуратуре, но и всему государственному аппарату выделяют специальные принципы организации и деятельности прокуратуры статьи 126-127 конституции 5 – 10 закона О прокуратуре
К таким принципам относятся:
1. Принцип равенства всех граждан перед законом – в соответствии с данным принципом органы прокуратуры призваны осуществлять надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закреплённый в конституции и межд актах, для всех граждан РБ, независимо от пола, расы, языка, происхождения, гражданства, мущественного и должностного положения, места жительсвта, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединением а также от иных обстоятельств
2. Подчинённости нижестоящих прокуроров вышестоящих прокурорам. Деятельность всей прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору РБ. В соответствии с названным принципом прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства, законным интересам граждан и организаций, а также законодательству о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны ……………………………..
Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РБ
Система органов прокуратуры является трёхзвенной и строится на принципах территориальности и специализации
К территорильным прокуратурам относятся:
1. Генеральная прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска и прокуратур Районнов городов, межрайонных прокуратур, районных в городах (Схема по записанному)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Каждая из прокуратур, представляющая одно и тоже звено имеет типичную структуру:
1. Прокуратуру района и приравненную к ней прокуратуру возглавляет прокурор. В прокуратуре имеются заместители прокурора, старшие помошники, помошники прокурора.
2. Прокуратуру второго звена (области и приравненных к ним прокуратур) возглавляет прокурор у которого есть 1 заместитель, заместители, старшие помощники прокурора, следователи, старшие следователи, старшие следователи по особо вадным делам.
3. В прокуратуре образованны и действуют различные отделы и управления, а также коллегия прокуратуры.
4. Генеральную прокуратуру возглавляет генеральный прокурор, имеющий первого заместителя, заместителей, старших помошников прокурора. В Генеральной прокуратуре работают также следователи и старшие следователи по важнейшим делам.
5. В структурном плане генеральная прокуратура состоит из коллегий, главных управлений, управлений и отделов. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры образуется и действует научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
В систему органов прокуратуры помимо территориальных и специальных прокуратур входят иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. В настоящее время утверждён и действует научно-практический центр проблем укрепления законности и укрепления правопорядка.
Кадры органов прокуратуры
На должность прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, владеющие государственными языками, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами.
Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение 6 месяцев.
На должности прокурорских работников не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.
С гражданами, поступившими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт сроком от 1 до 5 лет.
На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного, военного прокуроров назначаются лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж службы, в качестве прокурорского работника не менее 3 лет.
На должность прокурора области, города Минска, Белорусского Транспортного и Белорусского Военного прокуроров назначаются лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее 5 лет.
Генеральный прокурор РБ назначается на должность президентом РБ с согласия Совета Республики. Прокуроры генеральной прокуратуры, нижестоящих прокуратур, назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным прокурором. Генеральный прокурор также назначает и освобождает от должности всех работников генеральной прокуратуры, а также первого зама Города Минска, назначает Белорусского военного прокурора и белорусского транспортного прокурора, начальников структурных подразделений этих прокуратур, руководителей и заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению президента РБ, Генеральный прокурор также назначает заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров.
Остальных прокурорских работников назначает и освобождает от должности соответствующие прокуроры областей, города Минска, Белорусский Военный прокурор и Белорусский транспортный прокурор.
Классные чины и воинские звания прокурорских работников.
В соответствии со статьёй 51 закона о Прокуратуре РБ и положения о прохождении службы в органах прокуратуры РБ, утверждённым указом президента РБ от 27 марта 2008 года №181 Прокуроским работникам присваиваются классные чины, а работникам военной прокуратуры – воинские звания.
При этом классные чины и воинские звания приравнены друг к другу
Установлены следующие классные чины и воинские звания:
1. Государственный советник Юстиции 1-го Класса – Генерал-полковник Юстиции. На погоне три звезды вдоль погона без просветов. (Василевич only).
2. Государственный советник Юстиции 2-го класса – Генерал-Лейтенант Юстиции. Две звезды.
3. Государственный советник Юстиции 3-го класса – Генерал-майор Юстиции. Одна звезда. (Нынешний Ген прокурор).
4. Старший советник юстиции – полковник юстиции. Два просвета, три больших звезды.
5. Советник Юстиции – Подполковник юстиции. Два просвета две больших звезды.
6. Младший советник Юстиции – майор Юстиции. Два просвета, одна звезда.
7. Юрист первого Класса – капитан Юстиции. Один просвет четыре маленьких звёздочки
8. Юрист второго класса – старший лейтенант Юстиции. Один просвет Три звезды
9. Юрист третьего класса – лейтенант Юстиции. Две звёздочки один просвет.
Классные чины государственного советника Юстиции первого, второго и третьего класса и соответствующие им воинские звания присваиваются указом Президента. Президентом присваивается и классный чин старшего советника юстиции и соответствующее ему воинское звание полковника Юстиции. Иные классные чины присваиваются Генеральным прокурором. Воинские звания – прокурорским работником военных прокуратур от подполковника Юстиции и ниже присваивает Министр Обороны по согласованию с Генеральным прокурором.
Прокурорские работники, которым присвоены классные чины или воинские звания состоят в них, как правило пожизненно.
Меры поощрения и дисциплинарной ответственности и поощрения прокурорских работников.
В соответствии со статьёй 54-55 закона о Прокуратуре РБ и Положения о прохождении службы в оргнах прокуратуры РБ к Прокурорским работникам могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
За особые заслуги перед государством и с учётом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры поощрения – объявление благодарности, единовременное денежное вознаграждение, награждение ценным подарком, награждение почётной грамотой генерального прокурора, занесение на доску почёта генеральной прокуратуры, досрочное присвоение классного чина. Присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности, Награждение нагрудным знаком органов Прокуратуры, присвоение в установленном порядке почётных званий:
Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь, Заслуженный юрист Республики Беларусь. Эти хнаки приравнены к государственным наградам.
Награждение другими государственными наградами Республики Беларусь. Досрочное снятие Дисциплинарного взыскания.
Имеет иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и труде.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорскиого работника возложенных на него служебных обязанностей, превышения должностных полномочий, нарушения служебной дисциплины, а также нарушение закона, прокурорский работник несёт дисциплинарную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
На прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:
1. Замечания.
2. Выговор.
3. Предупреждение о неполном служебном соответствии
4. Понижение в классном чине на срок до 6 месяцев.
5. Понижение в должности на срок до 6 месяцев.
6. Лишение нагрудного знака органов прокуратуры.
7. Увольнение.
8. Увольнение с лишением классного чина.
Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом. Оно снимается по истечении года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие дисциплинарного взыскания.