Принцип участия в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей

В древности, на ранних этапах развития государственности суд вершился самим народом или его организационными формами. Судебная власть осуществлялась, как правило, вместе с представителями народа: присяжными заседателями или шеффенами (народными заседателями).

Присяжные заседатели образуют самостоятельную от профессиональных судей коллегию. Их количество может быть разным, от 7 до 12 человек, но, как правило, 12 человек. От них не требуется никакой специальной юридической подготовки. Они выносят свой вердикт (решение) на основе непосредственного восприятия того, что происходит в судебном заседании. Равных и одинаковых прав с профессиональными судьями при осуществлении правосудия они не имеют. Коллегия присяжных заседателей выносит вердикт только по поставленным перед ней вопросами. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт.

В последующем было установлено, что уголовные и гражданские дела суд первой инстанции должен рассматривать в составе судьи и двух народных заседателей, а проверку законности и обоснованности судебных приговоров осуществлять только профессиональными судьями.

Компетенция народных заседателей и профессиональных судей при осуществлении правосудия одинакова. На протяжении своего существования деятельность народных заседателей подвергалась критической оценке и вносились предложения по совершенствованию их работы. Закон “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13 января 1995 г. предусмотрел организацию суда присяжных. Однако в этой части Закон оказался не реализованным. В Республике Беларусь продолжают функционировать народные заседатели.

Верховный Совет Республики Беларусь 7 июня 1996 г. издал Временное положение о порядке утверждения списков народных заседателей. Согласно этому нормативно-правовому акту, народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, а народными заседателями военных судов - граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе.

Народными заседателями не могут быть лица: 1) признанные ограниченно дееспособными или недееспособными либо страдающие хроническим, психическим или иным заболеванием; 2) привлеченные к уголовной ответственности либо судимые за совершение преступления; 3) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 4) занимающие должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные советы или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: