Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме: личные желания:
• долгосрочные (жизненные цели);
• среднесрочные (5 лет);
• краткосрочные (ближайшие 12 мес); профессиональные цели:
• долгосрочные (жизненные цели);
• среднесрочные (5 лет);
• краткосрочные (ближайшие 12 мес).
Таким образом, вы проведете инвентаризацию своих идей, отфильтровывая при этом важнейшие позиции, т.е. жизненные личные и карьерные цели.
Обязательно выделите свои профессиональные ориентиры, так как если и есть в жизни что-то судьбоносное, так это выбор профессии, который является одним из основных условий успешной карьеры.
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
• Чем бы вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?
• Если бы вы могли свободно выбирать служебное положение, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем бы вы охотнее всего стали?
Дать объективные ответы очень важно, ибо профессиональный ориентир является ключом к профессиональному и личному успеху, так как он:
|
|
• усиливает мотивацию трудовых достижений;
• направляет в определенное русло вашу активность, профессиональные устремления при выборе профессии;
• является руководством для последующего исполнения ваших служебных обязанностей.
Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь вашими личными ресурсами, т.е. средствами для достижения поставленных вами целей. Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.
Способности человека определяются совокупностью разнообразных факторов: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.
Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «кривой жизни», отметив свои крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого потребовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на вопросы.
В личной сфере:
• Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?
• Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)?
• Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения?
• При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым?
• Какие меры я хочу предпринять для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?
• В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я могу сделать?
• Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?
В профессиональной сфере:
• Знаю ли я задачи по работе на моей должности?
|
|
• Знаю ли я, чего от меня ожидают?
• Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?
• Устанавливаю ли я приоритеты?
• Выполняю ли я своевременно свои задачи?
• С какими неудачами я должен считаться?
• Каковы главные преимущества моей работы?
4. Инвентаризация целей
Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 5).
Таблица 5