Управление человеческими ресурсами становится одной из ключевых задач стратегии развития компании. Именно поэтому мы наблюдаем всплеск интереса к этой профессии и, кстати, не только в России. Эффективность и жизнеспособность бизнеса во многом зависит от профессионализма специалистов в области управления человеческими ресурсами. Создание профессиональных стандартов в этой связи более чем актуально. Они помогут создать единое поле понимания профессии как для самих специалистов в области кадрового менеджмента, так и для владельцев бизнеса, управляющих.
Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
1.3.1. Области применения профессионального стандарта
ПС применяется при подборе и расстановке кадров, при планировании и нормировании труда, а также для:
- решения задач по развитию систем управления персоналом;
- создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников;
- разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей;
- проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
ПС – это первый и самый главный шаг на пути становления эффективной системы управления кадровым потенциалом на современном предприятии.
1.3.2. Актуальность
Сегодня главная проблема на промышленных предприятиях – поиск квалифицированных рабочих, мастеров, руководителей среднего и начального звена!
В настоящее время современное развитие технологий значительно опережает существующую систему требований производства к составу рабочих профессий, их компетенциям, не обеспечивая своевременную трансляцию в систему образования.
В этих условиях возникли и с течением времени все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами и прежде всего в инновационных областях экономики:
- разрыв между требованиями со стороны предприятий и теми компетенциями, которые работники приобретают в системе профессионального образования;
- увеличение затрат работодателя на профессиональную переподготовку и адаптацию;
- несвоевременная профессиональная переподготовка.
Нормативная база разработки ПС в России Четкая позиция государства в области разработки современных профессиональных стандартов начала формироваться в 2007 году, когда было заключено Соглашение между Минобрнауки РФ и РСПП о создании по инициативе РСПП Национального агентства по развитию квалификаций.
7 мая 2012 года Президент России В.Путин подписал указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Им поручено:
«…. подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
....утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
....разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;
....в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров;
…. подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу РФ проект ФЗ о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров».
1.3.3. Современное состояние разработки ПС
Первые современные профессиональные стандарты были разработаны Федерацией рестораторов и отельеров в 2007 г., для работников производства и обслуживания в сфере индустрии питания. В результате был успешно апробирован предложенный Центром изучения проблем профессионального образования метод функционального анализа, который затем был рекомендован к использованию РСПП.
Пока не создана нормативная база, ПС разрабатываются крупными промышленными компаниями по собственной инициативе. Корпоративные профессиональные стандарты способны заменить отраслевые в силу того, что многие крупные компании фактически являются отраслеобразующими. В настоящее время такой опыт имеют ОК РУСАЛ, «Тюменская нефтяная компания», «Российские железные дороги», «Уральская горно-металлургическая компания» и др.
Корпоративный профессиональный стандарт (КПС) представляет собой требования к содержанию и качеству выполнения трудовой деятельности (функциям) работников различных квалификационных уровней в рамках определенной профессии/области профессиональной деятельности, разработанные с учетом корпоративных потребностей, особенностей организации производства, труда и управления, прав и ответственности работников компании/отрасли.
Содержание профессионального стандарта для профессии или области профессиональной деятельности составляют единицы, каждая из которых соответствует трудовой функции. При этом каждая единица содержит перечень действий, входящих в данную трудовую функцию, необходимые знания и умения, а также указание на степень сложности этих действий и уровень ответственности и самостоятельности при их выполнении.
Такая структура ПС обеспечивает измеримость заложенных требований и возможность формирования на их основе механизмов оценки и сертификации квалификаций.
Профессиональные стандарты позволяют выявить тот набор единиц, который является необходимым и достаточным для получения соответствующей квалификации, подтверждающей право человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии.
Профессиональный стандарт отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.
Профессиональные стандарты – это продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности.
1.3.4. Назначение и функции профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;
- работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить его сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста;
- работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов;
- работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества;
- система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.
Разработка профессионального стандарта – это трудоёмкий процесс, для реализации которого формируются рабочие группы специалистов из представителей предприятия и методического центра. Работа организуется в несколько этапов, в результате формируется официальный документ – профессиональный стандарт.
За предприятием остается право конфиденциальности информации, но, между тем, существует возможность пройти всероссийскую экспертизу и утвердить данный профессиональный стандарт на уровне Национального агентства развития квалификаций с последующей публикацией его, как официального Стандарта Российской Федерации в конкретной трудовой области.
1.3.5. Преимущества для Компании
- Создание эффективной системы управления персоналам на основе объективных показателей.
- Обеспечение необходимого уровня квалификации работников.
- Объективная оценка квалификационного уровня работника при включении его в кадровый резерв.
- Формирование системы корпоративного обучения и профессиональное развитие работников.
- Сокращение затрат на подбор и адаптацию персонала.
- Формирование и подготовка внешнего кадрового резерва.
- Снижение текучести персонала за счет повышения уровня личной мотивации.
- Возможность для работника адекватно оценивать свой профессиональный уровень и выстраивать стратегию личного развития внутри предприятия.
- Учёт специфики корпоративной и организационной культуры компании.