Что общего и в чем состоит отличие Шумпетеровского предпринимателя от Кирцнеровского?

Основы современного понимания предпринимательства были заложены великим австро-американским ученым Йозефом Шумпетером в книге «Теория экономического развития» (1912 г.). По его мнению, функциональная сущность предпринимателя проявляется в определении и использовании новой комбинации факторов производства, т.е. реализации нововведений: быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие.

Новой комбинацией Й. Шумпетер называет:

1) создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации бизнеса.

Й. Шумпетер показал, что главным в предпринимательстве является инновационная деятельность в самом широком значении слова, в то время как право собственности того или иного лица на фирму— не столь существенный признак предпринимательства. Предпринимателем может быть любой человек, способный к творчеству, риску ради достижения коммерческого успеха: директор, администратор, учредитель или менеджер.

С точки зрения Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность в определенном смысле является проблемой для общества. Предприниматели выполняют функцию создания чего-то нового, непривычного, неиспытанного, а это противоречит общепринятым нормам и правилам. Поэтому возникает значительное противодействие социальной среды любым попыткам предпринимателя привнести какое-либо новшество. Осуществляя борьбу с консервативной средой, проводя реализацию нововведений и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится «созидающим разрушителем» — постоянно ломает устоявшийся ход вещей ради создания нового.

Что же движет предпринимателем? Ради чего и благодаря чему предприниматель стремится осуществлять инновации?

И. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

1) потребность во власти и влиянии;

2) воля к победе, стремление к успеху;

3) радость творчества.

Первая группа мотивов связана с мечтой и волей предпринимателя геля организовать свое дело, а может быть, и основать династию. Создание собственной империи порождает чувство власти.

Вторая группа мотивов предопределяется конкуренцией — желанием борьбы не только с соперником, но и с самим собой ради достижения успеха; стремлением подняться вверх по социальной лестнице. Критерием успешной деятельности предпринимателя выступает прибыль.

Но не только желание получить прибыль движет им. Самостоятельное ведение дел рождает радость творчества (третья группа мотивов). Радость творчества способна одухотворить человека, сделать его жизнь счастливой и полноценной, позволяет наслаждаться работой, получать удовольствие от совершаемых дел.

Дальнейшее развитие современных взглядов на предпринимательство связано с работами представителя неоавстрийской школы Израэля М. Кирцнера (р. 1930 г.).

Особенность кирцнеровского предпринимателя проявляется в его исключительной способности воспринимать и находить благоприятные возможности получения прибыли. Благодаря своей «бдительности» — умению распознать необходимую сферу приложения сил — предприниматель создает такое сочетание видов деятельности, которое невозможно осуществить без его участия. Бдительность— это лучшее владение информацией, предвидение того, где ресурсы можно купить дешевле, а продукты продавать по более высокой иене, какие технологии или другие нововведения окажутся наиболее плодотворными, какие активы могут сильнее всего вырасти в иене и т.д. Используя свое исключительное знание, предприниматель получает прибыль для себя.

Легко заметить, что кирценеровский подход, развивая традиции Шумпетера, заземляет фигуру предпринимателя-новатора и вместе с тем обращает внимание на более широко распространенные формы предпринимательства. Речь идет уже не только о титанах бизнеса, прокладывающих новые пути, но и о рядовых бизнесменах, вплоть до обычных «спекулянтов». Тех и других объединяет предпринимательская бдительность, умение найти новые (или даже старые, но пока недооцененные, недостаточно используемые) возможности прибыльного ведения дел. И разница имеется только в масштабах новаторства. Т.А. Эдисон, подаривший обычным людям целый мир электричества, и «челнок», осчастливливающий Россию китайскими кроссовками, одинаково уловили потребность рынка, получив прибыль в первую очередь за счет своей проницательности.

По существу, кирцнеровский предприниматель превращает в деньги информацию. И даже не столько объективную информацию как таковую, сколько свое умение воссоздать, угадать ее подлинный вил по тем недостаточным и противоречивым намекам, которые лает рынок. Мы уже знакомились с восходящей к Кирцнеру моделью «чистого предпринимателя», способного вести прибыльный бизнес, даже не имея в своей собственности никаких ресурсов. Ведь если у него есть верные предпринимательские идеи, он, чтобы осуществить свой проект, в принципе всегда может взять инвестиционные ресурсы в долг. А после его успешного завершения выплатить вознаграждение инвесторам и самому остаться с прибылью.

Предприниматель предстает в качестве своеобразной одушевленной причины в механизме рынка. Осуществляя поиск новых методов организации бизнеса или более совершенных технологий, он «сдвигает» кривые издержек. А разрабатывая новые виды товаров или услуг, создавая новые рынки, предприниматель «формирует» иные кривые спроса. Следовательно, предприниматель помогает спросу и предложению прийти к равновесию, является обязательным элементом образования рыночных иен и необходимым условием функционирования рынка.

Сходства: И тех и других предпринимателей объединяет предпринимательская бдительность, умение найти новые (или даже старые, но пока недооцененные, недостаточно используемые) возможности прибыльного ведения дел.

Отличия: Разница имеется только в масштабах новаторства. Кирцнер заземляет фигуру предпринимателя-новатора и вместе с тем обращает внимание на более широко распространенные формы предпринимательства (предприниматели уже не титаны бизнеса, а рядовые бизнесмены или даже «спекулянты»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: