Разбор кейса

Ознакомьтесь с материалами обсуждения состояния и перспектив региональной политики в России ведущими российскими политиками и исследователями. Какие идеи, высказанные ими, Вам кажутся наиболее важными на данном этапе? Почему? Обоснуйте ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Алтынбаев Р. Региональная политика в России: состояние и перспективы развития. // Парламентское обозрение. 2007. – 02. №3 (40).

«Для любого федеративного государства, особенно такого, как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути, главным способом регулирования экономического развития своих территорий.

Тем не менее в нашей стране региональная политика, как предмет публично-правовой деятельности органов государственной власти, до сих пор не имеет полноценного правового обеспечения. Предмет, цели и задачи региональной политики не получили закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803, которым были утверждены Основные положения региональной политики в Российской Федерации.

Согласно Основным положениям под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Содержание региональной экономической политики раскрывается в этом документе через перечень, включающий девять разноплановых задач – от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны.

Большинство специалистов совершенно справедливо сходятся во мнении, что этот нормативный акт не позволил четко определить содержание региональной экономической политики России. Внутреннее содержание Основных положений оказалось явно недостаточным для создания полноценной законодательной основы эффективного осуществления региональной политики. Состав задач, поставленных Основными положениями перед федеральными органами государственной власти, исключительно широк и неконкретен.

Нечеткость и неконкретность целевых установок государственной региональной политики не способствуют определению государством стратегических приоритетов регионального развития, снижают эффективность межрегиональных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития регионов, таких, как, например, «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 года) и «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002–2004 годы), не содержащих ни солидного обоснования прогнозной части, ни системной проработки механизмов реализации.

Решение ключевой проблемы региональной политики – выравнивания уровней социально-экономического развития территорий, осуществляется путем оказания отдельным регионам селективной поддержки за счет федеральных бюджетных и внебюджетных средств. Однако процедура, на основании которой принимаются решения об оказании поддержки субъектам Российской Федерации, не опирается на единую, строго определенную нормативными и правовыми актами базу.

С нашей точки зрения, в России по-прежнему не сформировано необходимых предпосылок для эффективной реализации федеральной региональной экономической политики России. Отсутствует полноценная правовая база федеральной региональной политики. Проекты законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» не продвинулись дальше второго чтения. Это препятствует повышению статуса федеральной региональной экономической политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочное закрепление основных приоритетов и механизмов этой политики.

Кроме того, в России в настоящее время федеральная региональная экономическая политика разрабатывается и реализуется по меньшей мере тремя различными федеральными министерствами – Министерством регионального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. Каждое из этих министерств придерживается собственной точки зрения на цели и задачи федеральной региональной экономической политики, а также оптимальные формы и методы ее реализации. Эффективные механизмы координации политик различных министерств в настоящее время отсутствуют.

Скорее всего, встанет вопрос о целесообразности повышения роли инвестиционной поддержки регионов. В настоящее время последняя продолжает играть относительно небольшую роль по сравнению с текущей поддержкой. Как показывает опыт других стран, встанет вопрос и о необходимости координации региональной политики с другими элементами экономической политики государства, использования возможностей отраслевой, социальной политики федеральных властей для решения проблем наименее экономически развитых регионов.

Первое, что предстоит сделать, – это обеспечить конструктивный диалог регионов с Правительством РФ. Уверен, что Совет Федерации, как палата регионов российского парламента, традиционно выступит в качестве площадки для такого диалога и объединит усилия в деле совершенствования региональной политики».

2. Княгинин В. Государственная политика регионального развития в России. (http://www.archipelag.ru/ - «Русский архипелаг» - сетевой проект «Русского мира».)

«… Для России политика регионального развития до конца 1990-х гг. была политикой выравнивания уровня индустриализации регионов, т.е. государственной модернизацией. В докладе "О системе государственного регулирования территориального развития", подготовленном сотрудниками Совета по изучению производительных сил (СОПС) при Минэкономики РФ в рамках проекта ТАСИС СМЕРУС 9503, отмечается, что исторические традиции России в территориальном развитии связаны с приоритетами стратегического характера. В XVII и начале XVIII века основная цель — прорубить окно в Европу; в XVIII веке — выход к Черному морю. Во второй половине XVIII века и в XIX веке — освоение Сибири и Дальнего Востока. Причем реализация этих стратегических задач вовсе не сводилась лишь к завоеванию территории. Основная цель — их экономическое освоение. Подтверждение этому: строительство Санкт-Петербурга, Одессы и других городов на Черном море, строительство транссибирской магистрали и сибирских городов; политика целенаправленной миграции и предоставления разнообразных льгот переселенцам: от освобождения крепостных в южных районах, до оплаты государством затрат на переселение крестьян из Украины и центральных районов России в Сибирь и Забайкалье. В советское время территориальные приоритеты также были четко обозначены: в 20-30-е годы — это подъем отсталых окраин (Закавказье, Средняя Азия); в 30-е и начале 40-х годов — создание второй металлургической базы и заводов дублеров на Урале и в Сибири; в 50-70-е годы — ускоренное развитие восточных районов; в 60-80-е годы — формирование крупных территориально-производственных комплексов.

В результате государственной индустриальной модернизации сформировалась система инфраструктур, составляющих "каркас" индустрии, система расселения, а также административно-государственного управления регионами страны. Но к началу 1990-х гг. прежняя государственная политика себя фактически исчерпала:

технологически (индустриализация в мире перестала рассматриваться в качестве магистрального пути развития);

инфраструктурно (транспортные, энергетические и прочие инженерные инфраструктуры при переходе к новой отраслевой структуре хозяйства оказались неэффективными в качестве "каркаса", удерживающего социальную жизнь на территории);

поселенчески (типы поселений, разворачиваемых на территории России, стали переживать кризис, подавляющее большинство из них не смогло объединиться/"встроиться" в новые "коридоры развития", в стране не оказалось поселений, способных выполнить в полной мере функцию "полюсов роста" для регионов);

административно-политически (сложившееся административно-государственное деление страны в большей степени отражает старую, уже изжившую себя политику государственной модернизации регионов; при этом последние начинают формироваться на новых началах, т.е. экстерриториально, на основе новых инфраструктур и т.п.);

проектно-освоенчески (у государства практически отсутствуют планы нового освоения страны, большинство проектов освоения представляет собой "перечень недоделок предыдущего периода", во всяком случае, проект новой пространственной "сборки" страны отсутствует);

демографически или антропо-культурно (уровень и качество человеческого капитала не позволяет успешно реализовывать программы развития страны в целом и ее отдельных регионов, в частности).

Таким образом, прежняя государственная политика регионального развития себя в России исчерпала, а новая пока еще не появилась.

При этом создающая социальные напряжения дифференциация в уровне развития российских регионов не исчезла. По данным аналитиков СОПС, она продолжает нарастать. Более того, на территории страны выделились новые типы регионов: старопромышленнные и сырьевые. Логика их развития подталкивает страну к разрыву.

В этих условиях сырьевой сектор оказывается наиболее конкурентоспособной частью экономики страны. Он "стягивает" на себя проектные мощности (планы развития большинства субъектов федерации этого макрорегиона напрямую связаны с разработкой природных ресурсов), поглощает свободные капиталы.

… перед российским государством встает вопрос о характере его политики регионального развития. Вариантов такой политики предлагается несколько:

фактическое продолжение политики выравнивая уровня развития отдельных территорий, понимая под развитием их индустриально-технологическое освоение.

переход к стимулирующему развитию по западному образцу. Например, когда поощряются местные инициативы (система грантов), формирующие в первую очередь среду жизни, а не отдельные технологические комплексы. А также формирование "полюсов развития". В частности, когда за счет "точечной миграции" наиболее квалифицированной рабочей силы (студентов, аспирантов, научных работников, инженерных кадров и т.п.) достигается эффект "волны развития". Поэтому воспроизводится схема постмодернистской экономики Запада, центром которой является университет либо система проектных мастерских и исследовательских лабораторий. Но при этом чуть ли не главным препятствием на пути такого пространственного развития выступает отсутствие местных непубличных институтов, способных реально, а не имитационно, генерировать инициативы регионального развития.

принятие схем пространственного развития, разработанных наднациональными институтами. Речь идет об освоении территории страны внешними субъектами: развитие на ее территории необходимых для них хозяйственных комплексов и инфраструктур; простраивание периферии своих "коридоров развития", центры которых локализуются за пределами Российской Федерации; сознательное или эвентуальное инициирование в стране миграционных процессов; и др.

На сегодняшний день реализация каждого из этих вариантов регионального развития России является проблематичным. Политика регионального развития России должна исходить из необходимости осуществления ею "сборки" территорий, увеличивающей силы и ресурсы страны. Соответственно, государственное развитие регионов должно учитывать геополитические и геоэкономические вызовы территориальному единству страны. … Что должна включать в себя современная политика российского государства по развитию ее регионов:

повышение транспортной связанности страны, по схеме повышающей ценность среды жизни и технологических комплексов, геоэкономическую конкурентоспособность;

преодоление административных барьеров между территориями, повышение масштаба принимаемых решений;

формирование инициативного развития отдельных территорий;

составление общенационального баланса факторов развития с указанием их локализации и сопоставлением с общемировыми тенденциями развития;

институциональное обустройство территорий, в том числе с учетом претензий на российскую территорию сопредельных пространств;

направление ресурсов государства на инновационное преобразование старопромышленных районов.

Принципиально отказаться от представления о России как об имперском государстве. Россия — национальное государство. Все части ее — части единого целого».

На основе рассмотренных материалов дискуссий, а также текста проекта «Концепции региональной политики Российской Федерации» Министерства регионального развития РФ составьте собственный проект. Какое место в нем будет занимать Ваш регион? Почему? Аргументируйте ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: