Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 3. Принципы судебной власти в Республике Беларусь. Принцип разделения властей.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятие «принципы судебной власти», система принципов судебной власти, значение принципов судебной власти, уметь раскрывать содержание понятия «принципы судебной власти», ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, учебник «Судоустройство» под ред. Сенько А.С.

Междисциплинарные связи: Общая теория права, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия «принципы судебной власти», рассмотрения системы принципов судебной власти, значение принципов судебной власти. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Опишите историю возникновения и понятие судебной власти.

2. Перечислите и охарактеризуйте признаки судебной власти.

3. Перечислите символы судебной власти.

4. Охарактеризуйте взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной.

5. Определите понятие и признаки правосудия.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие принципов судебной власти.

2. Система принципов судебной власти.

3. Значение принципов судебной власти.

4. Принципы судебной власти и их характеристика.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Определите понятие принципов судебной власти.

2. Определите систему принципов судебной власти.

3. Определите значение принципов судебной власти.

4. Охарактеризуйте принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах.

5. Охарактеризуйте принцип независимости судей.

6. Охарактеризуйте принцип презумпции невиновности.

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 7-14. 2). Конституция Республики Беларусь 1996 г. (с изм. и доп.). Статьи 7-18, 21-62. 3). Учебник: Судоустройство. Максимова Л.П. Мн., 2001 г. Стр. 18-23). Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. Понятие, система и значение конституционных принципов судебной власти.

Конституционные принципы судебной власти – это закреплённые в Конституции Республики Беларусь основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Традиционно в перечень таких принципов включают следующие конституционные положения:

1) принадлежность судебной власти судам;

2) независимость судей и подчинение их только закону;

3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

4) гласность рассмотрения дел в судах;

5) состязательность и равенство сторон в процессе;

6) право граждан на судебную защиту;

7) право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, деятельность;

8) презумпция невиновности;

9) выборность и назначение судей.

Значение конституционных принципов судебной власти, во-первых, состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международного сообщества в области судоустройства. В-третьих, конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.

Вопрос 2. Принцип осуществления судебной власти только судами.

Смысл данного принципа состоит в том, что функция осуществления судебной власти предоставлена только судам. Ни один другой орган (должностное лицо) не обладает такими правомочиями как судьи.

Вопрос 3. Принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Данный принцип включает в себя два относительно самостоятельных положения:

1) при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судов;

2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами.

Также этот принцип означает недопустимость осуществления судьями предпринимательской деятельности и выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской.

Вопрос 4. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях единолично.

Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиально рассматриваются две категории дел:

1. о преступлениях, за которые уголовным законом предусматривается наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь;

2. о преступлениях несовершеннолетних.

Остальные дела рассматриваются единолично судьёй. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее трёх судей.

Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьёй. Исключением является лишь судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда, рассматривающая дела в составе трёх судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей.

Дела в хозяйственных судах первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично судьёй. В вышестоящих инстанциях – коллегиально в составе не менее 3 судей.

Конституционный Суд рассматривает все дела в коллегиальном составе.

Вопрос 5. Принцип гласности судебного разбирательства.

Данный принцип указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16-летнего возраста, и представителям средств массовой информации присутствовать на судебных заседаниях.

Закрытое судебное заседание проводится лишь в целях неразглашения охраняемых законом сведений; для обеспечения безопасности участников судебного процесса; по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и т. д.

Вопрос 6. Принцип состязательности и равенства сторон в процессе.

Данный принцип выражается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создаёт необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Вопрос 7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.

Этот принцип предоставляет лицам возможность обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

Вопрос 8. Право граждан на юридическую помощь.

Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод.

Вопрос 9. Презумпция невиновности.

Презумпция невиновности действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с ним, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.

Вопрос 10. Принцип выборности и назначения судей.

В мировой практике существует три способа формирования судейского корпуса:

1) избрание судей населением и государственными органами власти;

2) назначением судей высшими должностными лицами государства;

3) смешанный, включающий в себя элементы первых двух способов.

Республике Беларусь присущ смешанный способ избрания (назначения) лиц на должности судей:

1. судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

2. судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда г. Минска, а также шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются на должность Президентом Республики Беларусь;

3. шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь избирает Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.


ПЛАН УРОКА № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: